Новый Год. Привычный и любимый праздник, не имеющий, казалось бы, никакой идеологической подоплеки…хотя, как на это посмотреть.

Сам факт того, что празднуется он в настоящее время, как известно, в ночь с 31 декабря на 1 января, говорит о том, что этот «Новый Год» не имеет  никакой астрономической, космической обусловленности, а значит и никакой тайны, и никакого смысла.

Единственный смысл, который придавался не дате, а всему месяцу январю – это его «отворяющая функция» (Janua – «дверь», лат.), связанная, понятно уже – с божеством Янусом. Но это было давно, и возможно, неправда…Но факт, что месяцы январь и февраль, были добавлены позднее, не скрыть (считается, 12-ти месячный год был заимствован от рассенов/этрусков). Доставшийся нам один из римских календарей – григорианский прямо указывает на десятимесячный год, и вводит нас в заблуждение ставшими неправильными названиями месяцев: сентябрь – от September - «седьмой» (сейчас по счету -9-й), октябрь  - от October –«восьмой» (10-й), ноябрь – от November – «девятый» (сейчас -11-й), декабрь – от December – «десятый» (12-й). Были еще и Quintilis – «пятый», позже навзанный в честь Юлия Цезаря июлем – Julius, и «шестой» - Sextilis, позже названный в честь императора Августа – Augustus. Добавление января – в честь Януса и февраля – «месяца очищения» увеличило количество месяцев, но не дней.

Новый год начинался 1 марта, и отмечался как день и месяц Марса – Ареса/Ария. Кроме того к 1 марта приурочивался и т.н. ультрамартовский стиль  - «от сотворения мира» - С.М. (Anno Mundi) –  в пятницу 1 марта 5508 года до Р.Х.

Позже, в результате пересмотров дат, календарь «подвинули», и точка весеннего равноденствия с 1 марта «съехала» на 23 марта, а дату от С.М. перенесли на субботу 1 сентября 5509 г. до Р.Х.

В истории данное летоисчисление именуется константинопольской, византийской, или древнерусской эрой, и с VII века ставшей текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии, а на Руси с XI века. Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году.

Последним днём по этому летосчислению в России было 31 декабря 7208 года, после чего по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» — 1 января 1700 года.

Однако, дело в том, что т.н. «Рождество» т.е. дата Рождения Сына Божьего, существовала и дохристианские времена, и была связана с астрономическим явлением – зимним солнцеворотом, когда рождался новый день, чья продолжительность увеличивалась по сравнению с ночью.

Вообще, с точки зрения «абсолютной истинности» тех или иных дат в календарях, смысл имеют сезонные праздники, приуроченные к периодическим космическим событиям: зимнее солнцестояние или зимний солнцеворот (21-23 декабря), весеннее равноденствие (23 марта), летнее солнцестояние или летний солнцеворот (20-22 июня), осеннее равноденствие (23 сентября). Поэтому, у разных народов в разные времена «новый год», как правило, приурочивался к этим четырем датам, иногда с поправкой на смены календарей. 

Равносторонний, не «христианизированный», кельтский или «солнечный крест» - символ года, солнцестояний и равноденствий.

Кельтский крест. Автор: Raven Gear

Как ни странно, но изначальный смысл слова «Год»  впрямую связан с понятием «угодный», т.е. «богоугодный». Оказывается, это понятие - «угодный» имеет отношение к данному Богом космического закону, циклу. Поэтому в некоторых индоевропейских языках «Бог» и есть God (англ.) или Gott (нем.), а в древнеславянском «Год» по праву считался «Божьим даром» - что нашло свое отражение в самом названии – «Коляды дар», где «Кол/Коло» - круговращение, колесо. Отсюда, кстати, и ((версия) латинская калька с русского – «календарь».

Подвески в виде колёс, датируемые 1 пол. 2 тыс. до н. э., найдены в Цюрихе. Швейцарский национальный музей. Фото: AnonMoos

Бронзовая бляха с четырехчастной структурой, «первокалендарь». Урал, Алексеевский могильник. Андроновская культура. XI –IX вв. до н.э.

Итак, круговращение, коловорот, цикл – есть основа существования универсума. Год в данной связи – один из циклов, длительность которого связана с обращением планеты Земля вокруг звезды – Солнца. Правда, цикл Большого Коло, Большого – космического Года (25920 лет), центром вращения имеет уже не Солнце, а Полярную звезду, и определяется чисто физическими астрономическими факторами – прецессией и нутацией

Анимация прецессии земной оси (вид с северного полюса эклиптики)

Собственно, и этот большой цикл – космический Год имеет отношение к сакральной истории Руси-России и к сакральной же роли Урала в исторических ритмах Евразии. Но, об этом чуть позже…

Само же древнерусское определение Круга жизни –  как «поворачивающего год» - «коловорот» или «коловрат» намекает также о происхождении и расселении индоевропейских народов. Поэтому славянский мифический герой Евпатий Коловрат, расчищающий пространство для расселения народа, своим именем отсылает к основному принципу жизни – к утверждению вечного становления: смерти и рождению, жизни в потомстве. 

Ель. Идеограмма Древа мира. Символ Священного года и связи миров. Слева- руна Yr, справа- Elx (Algiz/Madr).

Солнечный год и Солнце проявляют себя в «солнечной расе», в генеалогии полярных, гиперборейских народов - ариев. На этот счет и Ветхий Завет указывает на происхождение арийских народов - от библейского Иафета /Ипата/ Евпата, третьего сына Ноя (Ноха), потому и называемых «яфетическими» народами. От сына же Иафета/Евпата – Иоханана/Ивана/Вана (дословно с др.евр.: Молнии или Сына Грома) произошли ваны/венеды/этруски/славяне. Поэтому славяне и называли себя «Даждьбожьи внуки», «Перуновы правнуки», что также указывает на символику молнии и грома.

Год священен. Он несет тайну смерти и рождения. Вопрос: рождения и смерти чего/кого? 

Все помнят сказку Корнея Чуковского о том, как «крокодил солнце проглотил», а медведь освободил его на радость всем тварям Божьим, разобравшись с зеленой рептилией, с этим хтоническим существом… 

Сознательно или нет, но поэт-сказочник показал как архетипические образы, живущие в коллективном бессознательном народа, так и мифособытия, – показал через «детские стишки». Медведь (Арс, Урсус, Арктос, Арктур, Артур) – символ Севера и воинской, кшатрийской варны (касты), увековечивший свое родовое название в именах героев-царей, государств и народов. Разрывая пасть крокодила (в других вариантах мифа – змея или змееволка), медведь-гипербореец выпускает солнце «в мiр», давая начало новой жизни, новому свету, Новому году…

Рисунок к сказке Корнея Чуковского «Краденое солнце». 

Событие это, имеющее в отличие от современного Нового года, основополагающий вселенский смысл, происходит в ночь с 21 на 22 декабря – в точке зимнего солнцестояния, после которого «день прибавляется», то есть Свет (Великий Ил/Юл) растет, возвращая у Тьмы все больший и больший сектор. До этого важного для всего живого на Земле момента, «нерожденное» солнце пять суток находилось во мраке, в «пасти», в «животворящей тьме». Именно поэтому у древних индоевропейцев год состоял из 72 недель, а неделя (=неделимая) – из 5 суток. Таким образом, солнечный год (для Земли) равнялся 360 суткам, недостающие же 5 суток отводились на тайну смерти и  рождения солнца во тьме. 

Памятник В.И. Ленину в г. Нижний Тагил, который можно трактовать как «Ленин-гипербореец». Фото: С.А. Новопашин, 2005.

Антитезой зимнего солнцестояния является солнцестояние летнее, когда солнце «ярое», т.н. достигшее своего апогея, своей победы над Тьмой – 22 июня. Отсюда, кстати, и руническое обозначение этой даты – Sol (Sowelu), или Sig, - первое и есть сол-нце, свет, благо; второе – победа, молния. 

Думаю, не надо объяснять, что после этого солнце «убывает», день сокращается. Природа начинает готовиться ко сну, к зимней «смерти». Так что глупо начинать войну в день «ярости» солнца, так как после «победы», т.е. самой верхней точки, начинается угасание этой «ярости», и начавший войну неизбежно её проиграет. Пример неудачной для Третьего Рейха войны с СССР тому подтверждение.

Подобный мотив, – двух противоположных позиций солнца в Году, существует и в Православии, и связан он с символизацией персон Иоанна Предтечи, Крестителя («мне сокращаться, Ему – пребывать») и Иоанна Богослова, автора «Откровения», а также – с датой Рождества.

Конечно, современному человеку – «Хомо консументу», потребителю, вся эта далекая метафизика «по барабану», его главная цель: «сожрать бы что еще – нежратое»… Однако же, и ему небесполезно знать, что в начале потребления, в основе экономики находится солнечный свет, улавливаемый зеленым листом, который преобразует энергию кванта в энергию химических связей органического вещества. Впрочем, в моем детстве эта тема, в упрощенном виде, изучалась в курсе биологии растений в 5 классе.

Но вернемся к Новому году, – к настоящему, не к профаническому первоянварскому… Дело в том, что наблюдение полноценной картины «рождения», «расцвета-господства» и «умирания» Солнца возможно лишь на Северном полюсе. Поэтому каждое положение светила становится в таких условиях наполненным священного смысла: каждое положение имеет свою фонему (звук) и свою идеограмму (начертание). Так рождаются изначальный календарь и алфавит, которые в дальнейшем изменялись, а в большинстве своем деградировали.

«Круговращение, движение по кругу, вращение само по себе является высшим космическим законом Бога, этическим Основанием Вселенной всего бытия. На этом принципе основывается всякое Богопереживание и всякое правосознание». Wirth H.F. “Der Aufgang der Menschheit”, 1928. – см.: Космический год

Карта Гипербореи/Арктогеи из Атласа Герхарда Меркатора (Кремера), 1595 г. Источник: http://terra.ucoz.ru

Заслуга в исследованиях, связанных со Священным или т.н. «Полярным Годом», принадлежит фризскому (голландскому) ученому Герману Вирту, историку, энциклопедисту и полиглоту, одному из основателей института Ahnenerbe (Наследие предков), чьи работы стали известны русскоязычному читателю благодаря инициативам известного философа и традиционалиста Александра Дугина (см. например, Герман Вирт - Великий Юл, Гиперборейская теория).

В 1928 году Вирт в книге «Происхождение человечества» (Der Aufgang der Menschheit) формулирует основу своей теории. Он считает, что все упоминания о древнем континенте Гиперборее (Арктогеи – «Земле Медведя»), лежавшем на Северном полюсе, не фантазии, а исторический факт. Социально-политическим устройством гипербореев был матриархат (культ Белой Богини = «Снежной королевы»), а письменность развилась из календарных знаков, которые, в свою очередь, есть метафизические и геометрические формы, наблюдаемые в течение всего полярного года. Начертанные на камне, дереве, кости, эти формы, называемые Runen / Runes (шёпот, тайна), и послужили праязыком для индоевропейских народов. Память об этом сохранилась в древнейших преданиях, в мифах, в легендах, в языках. Именно из Арктогеи стала распространяться духовная культура человечества, единая в своей общей формуле. И, кстати, сегодня, накопившиеся к началу нового века находки, факты, письменные источники позволяют сделать аналогичный вывод.

Герман Вирт /Herman Wirth (1885- 1981)

Согласно Вирту, все сакральные (священные) принципы цивилизаций заложены именно северным (гиперборейским) народом, изначальным носителям культуры. От них остальные племена земли получили основы языка, ритуала, мифа. Но в результате смешения с народами Юга посланцы Севера постепенно растеряли пропорции Полярной Традиции, и вынуждены были подстраивать религиозно-календарные обряды под новые природные условия.

Чтобы не заканчивать на несколько грустной ноте, думаю, уральцам небесполезно будет ознакомиться с теорией еще одного практически неизвестного исследователя – француза Гастона Жоржеля (Gaston Georgel), ссылки на чьи работы можно найти в трудах того также А.Г. Дугина. В своих исследованиях («Les rythmes dans l´Historie», Belfort, 1937;  «Les quatre ages de l´Humanite», Besancon, 1949) Жоржель невольно обратился к Уралу,  и вот в какой связи.

Схема цивилизационных циклов Евразии Гастона Жоржеля с центром в уральском г. Инта. Источник: Раиса Скоробогатова «Сен-Жермен на Урале» 

На севере Урала, точнее – на северо-западной границе Предуралья есть городок Инта (Республика Коми)  являющийся ключевой точкой в сакрально-географических и сакрально-цивилизационных построениях как Жоржеля, так и Дугина. Вкратце, роль Инты и всей Уральской гряды такова. Во-первых, Инта является центром окружности – проекции «движения» Полярной звезды (в силу явления прецессии) и через этот центр проходит 60-ый меридиан (восточной долготы) и северный полярный (широтный) круг.

Во-вторых, указанный меридиан проходит сквозь Уральский хребет и пересекает  северный тропик в точке – проекции созвездия Рака (Tropicus Canceri) и южный тропик – Козерога (Tropicus Capricorni).

В-третьих, Жоржель делает удивительные выводы, касающиеся смещения во времени центров евразийских цивилизаций с востока на запад. 60-ый меридиан в.д. пересекает дугу окружности в месте, где примерно находился Келат – центр Элама  (4000 лет до Р.Х.). Сдвигаясь к западу, через 30 градусов  на этой дуге расположены: Ур – центр Шумерской цивилизации (2000 лет до Р.Х.), Афины (чуть больше 2000 лет назад) и Париж, как «столица» современной Европы. И, кстати, на 30 гр. восточнее 60-го меридиана находится Лхаса – столица Тибета.

В-четвертых, именно на 30 градусов по эклиптике происходит смещение точки весеннего равноденствия (в силу явления прецессии и нутации) за время «космического месяца», равного 2160 годам.

Нужно ли говорить, что даже современная – деградированная астрология ведет отсчет зодиакальных эпох, основываясь на периоде 2160 лет, а древняя ведическая циклология  оперирует удвоенным периодом (2160 х 2 = 4320), определяющим числовые зависимости в большом цикле Манвантары и Юг. Кроме того, можно добавить, что «Страна городов» на юге Челябинской области, включающая порядка 20-ти поселений эпохи бронзы (Аркаим, Синташта, Аландское и др.) локализована в пределах 60 гр.в.д.

Далее, зодиакальные знаки Рака и Козерога, согласно учению пифагорейцев, имеют непосредственное отношение к т.н. «двум вратам неба», которые являются эзотерической версией экзотерического мифа о Геракле, выбирающем между Добродетелью и Пороком  (пифагорейцы в такой форме выражали идею «правого» и «левого пути» в посвящении). Врата Рака являются «вратами людей» и через них происходит восхождение душ – «выход из Космоса». Врата Козерога – это «врата богов», через которые происходит спуск, вход в «космическую пещеру» - в мир рождения и индивидуального бытия.

Таким образом, науки древние (циклология, астрология, сакральная география) и современные (астрономия, география, история) утверждают, или косвенно подтверждают «осевую» роль Уральских гор - как в географии (пространстве) Евразии, так и в цивилизационно-исторических ритмах (времени).

Первая печать («герб») г. Екатеринбурга, 18 в.

Т.н. «шведский план» Екатеринбурга с восьмичастной структурой, 1750 г. На самом деле он ориентирован не на современный северный (магнитный) полюс, а на его положение примерно 600-летней давности, что вызывает сомнения в датировке основания того города, который, вероятно, был на этом месте до основания Екатеринбурга. 

К заявленной теме Священного Нового Года, как уже ясно, Уральские горы имеют прямое отношение, поскольку тропик Рака и тропик Козерога, как точки пересечения с 60-м меридианом, также имеют сакральный смысл. Рак (Спрут) соответствует космической тайне - господства, «ярости» Солнца 22 июня, а Козерог (Дельфин) – к тайне его «смерти» и «рождения-Рождества» в Новый Год 22 декабря.

Так что уральцы по праву могут отмечать настоящий - астрономический Новый год 22 декабря. К слову, первый, неофициальный герб Екатеринбурга (печать) и представлял собой, по сути, первокалендарь – круг с восьмичастной структурой, отраженной и в самом плане города.

Сергей Новопашин

На Средний Урал идут заморозки

На Средний Урал вновь идет похолодание с заморозками.

Как сообщил в своем тг-канале синоптик Алексей Пулин, 29 апреля атмосферный фронт отступит на юг и оставит территорию Свердловской области в арктической воздушной массе. К вечеру этого же дня усилится влияние антициклона, расположенного над европейской частью страны.

В ночь на вторник по области ожидается понижение температуры до -1 - -6 градусов.

По прогнозу Уральского Гидрометцентра, 30 апреля днем столбики термометров не поднимутся выше +8 - +13 градусов, осадков не ожидается.

В ночь на среду, 1 мая, будет от 0 до +5, в горах и низинах до -3. В дневные часы потеплеет до +7 - +12. Местами пройдут кратковременные дожди, а ветер может усиливаться до 14 м/с.

Фото: Борис Ярков

Уровень Ишима в Тюменской области достиг исторического максимума

В Тюменской области уровень воды в реке Ишим достиг отметки в 1215 см, что стало историческим максимумом.

Как написал в своем тг-канале глава региона Александр Моор, основное внимание уделено федеральной трассе Тюмень-Омск. Вблизи села Абатское проводятся работы по укреплению откосов самой дороги и насыпи, которая защищает ее от паводка.

«Вода местами уже выше асфальта, но насыпь спасает трассу от перелива. Ее постоянно укрепляют сотрудники МЧС», - отметил губернатор.

На трассе Тюмень - Омск действует реверсивное движение, из-за этого там возникли пробки до 60 км с обеих сторон.

Добавим, что с 8 апреля в Тюменской области действует режим чрезвычайной ситуации. Согласно прогнозу Росгидромета, уровень Ишима в Абатском районе снизится до первых чисел мая, а потом снова начнется подъем воды.

Фото: https://t.me/av_moor

Цифровая модель Свердловской области признана лучшей в стране

Свердловская область стала победителем II Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город».

Как сообщает департамент информполитики, Средний Урал занял первое место в номинации «Геоинформационные технологии», а выставочный стенд Свердловской области стал лучшим среди регионов.

Геоинформационная система - это единая платформа по работе с пространственными данными, в которой размещено уже более 40 государственных услуг и сервисов. На ней действуют семь отраслевых функциональных модулей: Лесопользование, Недропользование, Кадастр ООПТ, Водопользование, Экология, Агропромышленный комплекс, Инвестиционный комплекс.

С декабря прошлого года в геоинформационной системе внедрен модуль анализа геоданных, позволяющий собирать и анализировать информацию о количестве жителей, динамике перемещения населения и его плотности на отдельных территориях, используя данные мобильных операторов. Что позволяет принимать решения об оптимизации территориального планирования, модернизации транспортной инфраструктуры и маршрутной сети.

Фото: Борис Ярков

Курганская область получит свыше 4 млрд. рублей на ликвидацию последствий наводнения

Курганская область получит свыше 4 млрд. рублей на ликвидацию последствий наводнения.

Как сообщил депутат Александр Ремезков, представляющий в Госдуме Курганскую, Тюменскую и Омскую области, средства пойдут на проведение аварийно-восстановительных работ после весеннего паводка и на выплаты пострадавшим.

Порядка 1 млрд. пойдет на работы по восстановлению гидротехнических сооружений, инженерной и коммунальной инфраструктуры, жилфонда, объектов образования, соцподдержки населения и здравоохранения, проведение санитарной очистки и обеззараживания территорий населенных пунктов.

Еще 1,4 млрд. - на единовременные выплаты, 1,96 млрд. - на оказание мер соцподдержки гражданам, лишившимся жилья.

Фото: Борис Ярков

Единый реестр воинского учета заработает с 1 ноября

С 1 ноября в России начнет работать Единый реестр воинского учета.

Согласно постановлению правительства, электронные повестки начнут рассылать с 1 ноября 2024 года. Такие повестки будут считаться врученными по истечении семи дней после размещения в реестре.

Запуск реестра воинского учета пройдет в два этапа: до 31 октября будет создан и запущен единый реестр воинского учета, а с 1 ноября он начнет функционировать и формировать электронные повестки.

Военнообязанные будут получать уведомления о новых записях в реестре через «Госуслуги». Там будут отображаться сведения о постановке на воинский учет и снятии с него, направлении повестки и временных ограничительных мерах в связи с ее отправкой

Минобороны, ФСБ, ФНС, МВД и другие ведомства будут обмениваться друг с другом данными, чтобы вводить ограничения для уклоняющихся от воинской обязанности

После размещения повестки в реестре призывнику ограничат выезд из страны.

Фото: Борис Ярков

РЖД запустит дополнительные электрички из Екатеринбурга

В период майских праздников РЖД запустит дополнительные электрички из Екатеринбурга.

Дополнительный рейсы назначены в Верхотурье: 29, 30 апреля и 1, 9, 10 мая; Каменск-Уральский: 28 апреля и 9 мая; Челябинск: 30 апреля и 1, 2, 7, 8, 9 мая; Нижний Тагил/Мурзинка/Полевской: с 28 апреля по 1 мая и с 9 по 12 мая.

Фото: Борис Ярков

В майские праздники Свердловскую область посетят 150 тыс. туристов

В майские праздники Свердловскую область посетят 150 тыс. туристов.

Как сообщает департамент информполитики, в числе ярких событий предстоящих выходных: автовыставка «Невероятные приключения итальянки в России» в честь дня рождения ВАЗ-2101 в парке Маяковского 1 мая, масштабный фестиваль музыки, спорта и мотокультуры «Движение Урал» в Екатеринбурге 4 мая, а также кубок России по танцам, который пройдет с 1 по 11 мая.

Также жители и гости областной столицы смогут побывать на VII Всероссийском фестивале-конкурсе народного творчества «Майские гулянья» и стать участниками военно-патриотических и различных творческих конкурсов.

«С появлением новых, масштабных событий, которые привлекают большое количество людей, развивается инфраструктура: дороги, сервисы, места проживания. Сегодня Свердловская область - это центр событийного, делового, культурно-познавательного, активного, спортивного, гастрономического, промышленного туризма», - рассказала директор департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства региона Эльмира Туканова.

Также гостей ждут туры выходного дня: «Демидовский маршрут», «Урал. Руда. Мамонты», «Уральский Первомай», «Ирбит: от Рембрандта до «Урала», «Верхотурье с кремлём и святыни села Меркушино», «Северская домна и Малахитовая шкатулка» и другие.

Фото: Борис Ярков

МЧС по Свердловской области выступило с предупреждением о непогоде

ГУ МЧС по Свердловской области выступило со штормовым предупреждением на предстоящее воскресенье.

Согласно прогнозу, 28 апреля ожидаются дожди и усиление ветра до 23 м/с.

В связи с непогодой уральцев призывают соблюдать меры предосторожности.

Фото: Борис Ярков

Новый низкопольный вагон выйдет на улицы Екатеринбурга

На улицы Екатеринбурга выйдет трехсекционный низкопольный вагон 71-639 «Кастор».

Как сообщил в своем тг-канале глава города Алексей Орлов, после майских праздников на улицах появится трамвай модели «Кастор», который на заказ изготовил Усть-Катавский завод.

В вагоне новой модели 64 сидячих места, а всего он рассчитан на 261 пассажира. При удачной обкатке мэрия закупит еще 80 таких трамваев.

Фото: тг-канал Алексея Орлова

Представлен новый глава екатеринбургского ТЮЗа

Глава Екатеринбурга Алексей Орлов представил нового руководителя Театра юного зрителя Сергея Радченко.

«Уверен, что с новым руководителем, который полностью реализовал себя в творческой театральной среде, сыграл более 100 ролей сам, ваша труппа достигнет новых творческих успехов. Желаю, чтобы театр получил еще не одну «Золотую маску». А самое главное - чтобы наши зрители, ценители театрального искусства радовались вашим новым постановкам. Сергею Владимировичу - удачи в руководстве прославленным театром», - сказал на встрече с коллективом театра Алексей Орлов.

Сергей Радченко обозначил план с перспективами на 1,5 года, в том числе подготовку к празднованию юбилея театра, организацию фестиваля молодежных театров мира и «тюзовский променад».

Фото: екатеринбург.рф