Повестка дня: уральские эксперты о культурных событиях минувшей недели

«Повестка дня» совместно с уральскими экспертами вновь подводит итоги событий из области культуры, состоявшихся на минувшей неделе.

Первым с редакцией своим мнением поделился заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, политолог, директор Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин:

В Екатеринбурге в Свердловском академическом театре драмы состоялась премьера экспериментального спектакля по комедии Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты», в авторской трактовке коллектива театра и режиссера из Санкт-Петербурга Анатолия Праудина, при участии художника-сценографа  Владимира Кравцева. Спектакль – это  «оживший дневник главного героя Егора Глумова», в котором Глумов раскрывает свои планы и тайны, изливает ненависть к обманутым им людям, злость и желание отомстить миру, который так долго его унижал и не принимал. 

Хочу обратить внимание на интерактивную выставку «Что сказал мне город?», которая  открылась в Екатеринбургской академии современного искусства.  Как объяснила одна из кураторов выставки доктор философских наук Татьяна Быстрова, сама выставка родилась как домашнее задание для студентов: сфотографировать фрагмент города и попробовать «прочитать» в нем слова, символы, знаки, цвета. Сейчас выставка превратилась в конкурс, в котором приглашают  участвовать горожан. Она могут предоставить свои фото «говорящего» города или придумать подпись к тем фото на выставке, у которых еще нет названий. 

Затем, высказался культуролог Александр Седов:

В клубе «Ever Jazz» в рамках проекта «Философская среда» состоялось выступление профессора Александра Перцева. Большой зал был забит до отказа – формально говоря, люди пришли послушать лекцию о философе Артуре Шопенгауре, но на самом деле главной персоной был философ Перцев, своим обликом, жизнелюбием, юмором и харизмой напоминающей Портоса из «Трёх мушкетёров» Дюма. Он честно предупредил слушателей, что шопенгауровское мировоззрение ему не близко, и противопоставлением двух космических сил – воли и представления (как следует из главного сочинения немецкого философа) – он не страдает. Со студенческих времён я помню лекции Перцева как пример остроумных и очень живых рассказов, щедро пересыпанных анекдотами и историями из жизни. Помню, как преподаватель Екатерина Черепанова, которая вела семинары по истории философии, говорила нам, как бессмысленно копировать манеру Александра Владимировича, когда отвечаешь на экзамене, что так остроумно у нас всё равно не выйдет, и поэтому лучше не пересказывать лектора, а изучать источники. Действительно, главное чему учил философский факультет это то, что нужно быть собой, а не копировать кого-то другого. Работая всю свою жизнь с историко-философским материалом, читая и переводя на русский чужие мысли, оставаться собой, быть оригинальным мыслителем непросто, но Александру Перцеву, похоже, это удаётся. Перцев – яркий представитель «театра одного философа», главная миссия которого – создать живую мысль, вывести отвлечённые идеи из лаборатории философа в самую гущу жизни. Концепцию буддизма, скажем, Перцев легко объясняет на примере огорода с картошкой, а всё сокрушающую, но бессмысленную волю природы (из воззрений Шопенгауэра) на примере некогда затеянной в нашей стране Перестройки. На вопрос из зала: «А зачем философ вообще сочиняет философию?» - Перцев бесхитростно отвечает: «Человек придумывает философию, чтобы оправдать и выразить себя». Итог выступления Александра Владимировича я бы подвёл так: главное что случилось – это выход философа к городу и миру (даже если это кафе в полутёмном подвале). Мне кажется, это чувство объединило всех слушателей. Из этого чувства родилась когда-то античная философия – из общения человека мыслящего с родным полисом, с людьми, со вселенной.

Второе событие, которое я бы отметил, строго говоря, имело место раньше, растянулось во времени, но как личное открытие случилось со мной буквально накануне. Всё началось, как водится, с философа. Философ Андрей Коряковцев прислал мне со своего телефона удивительную фотографию. Оказалось, что у нас в Екатеринбурге есть памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону. Для меня, активного деятеля шерлокианского движения, этот факт стал откровением. Впрочем, это незнание я себе простил. Скульптурная композиция работы Игоря Акимова установлена в недавно открытом, заново возведённом ТРЦ «Гринвич» на ул. 8 марта. Бутиков и магазинов там пока мало, посетителей тоже. Отношение горожан к архитектуре этого торгового центра неоднозначное, но несомненный его плюс – это городские, точнее интерьерные скульптуры, которые радуют остроумием и рождают положительные эмоции. Вот и эта, посвящённая героям Конан Дойла, тоже: великий сыщик с видом лектора, помахивая лупой, стоит и что-то вещает своему другу Ватсону, а тот от удивления присел на скамейку. Я моментально вспомнил, что с чем-то похожим уже сталкивался. До последнего времени в мире насчитывалось пять памятников, вернее скульптур-монументов, воздвигнутых в честь сыщика с Бейкер-стрит. В Эдинбурге – в родном городе Конан Дойла, в Лондоне – где жил и работал Шерлок Холмс, в швейцарском Мейрингене – недалеко от Рейхенбахского водопада, места битвы с профессором Мориарти, в небольшом японском городке Каруиздава. Японцы в таком восторге от приключений сыщика, что просто не удержали своих эмоций, и имея ничтожный формальный повод установили там памятник, раньше чем это сделали лондонцы. И, наконец, монумент в Москве – у здания британского посольства, возведён вскоре после того, как королева Елизавета II наградила актёра Василия Ливанова за роль лондонского детектива. Признание на родине великого сыщика дорогого стоит. Московский монумент особый. Все прежние изображали одного Шерлока Холмса, и только в России отошли от культа одной личности и в композицию добавили ещё одну – лучшего его друга и помощника, доктора Ватсона, от лица которого ведётся рассказ. Это, конечно, не случайность, как не случайность и то, что скульптурные изваяния в Москве имеют явное портретное сходство с исполнителями этих ролей из советской экранизации – Василием Ливановым и Виталием Соломиным. Режиссёр Масленников не раз говорил в интервью, что главной удачей его фильма стало открытие пары героев, равноправных по своему значению, но чего все предыдущие экранизации воплотить не могли. Этот же момент регулярно отмечают англичане, когда смотрят наш фильм, а ведь они самые придирчивые зрители. Ливанов был совершенно прав, когда на торжественной церемонии вручения награды в британском посольстве поднял тост за русское искусство. Помню, как я беспокоился, узнав об идее установить в Москве этот монумент. Проект скульптора Александра Орлова выглядел смелым, и у меня и у моих друзей-шерлокианцев были сомнения, отважатся ли московские власти увековечить этих литературных героев с лицами наших артистов. К счастью, это свершилось. И вот новый этап: обойдён город-герой Ленинград, который не меньше достоин подобного памятного знака – на его улицах снимался знаменитый фильм. Скульптура Холмса и Ватсона, очень похожая на московскую, появилась у нас, в Екатеринбурге. Столица Урала – место не случайное для великого сыщика. Именно в нашем городе, в 1991 году, ещё Свердловске, был основан первый в стране, тогда ещё в Советском Союзе, клуб почитателей Холмса и Ватсона – «Уральское холмсианское общество». Его основатели, Александр Шабуров и Вячеслав Курицын, выпускали газету под названием «Элементарно, Ватсон!», они напечатали замечательный во всех отношениях двухтомник, как сказали бы сейчас, «фэндомный» - с пародиями и исследованиями, посвящёнными миру Шерлокианы. Они же выдвинули идею установить памятник Холмсу на ЖБИ – напротив супермаркета «Кировский» (всё просто – недалеко жил один из основателей «У.Х.О.»). Всю эту предысторию я рассказываю так подробно, чтобы подчеркнуть важный момент: культурные герои, которых мы ценим и любим, это часть нас самих. Попадая в контекст русской культуры, обрастая новыми отношениями, они становятся ещё важнее и ценнее для нас. Так и случилось с Холмсом и Ватсоном – здесь, у нас в Екатеринбурге. Оказалось, что монумент работы Игоря Акимова был открыт вместе с новой очередью ТРЦ, в конце 2016 года, но вскоре бронзовый Шерлок Холмс с пьедестала ушёл. Скрылся в неизвестном направлении, таинственно исчез, что, как мы знаем, типично для сыщика, оставив растерянного Ватсона одного. Фотоблогеры также подивились происшествию, предположив, что Холмс занят в городе каким-то загадочным расследованием. Предвижу, что сам этот факт войдёт, если не в историю, то в корпус городской мифологии. Известно, например из поэмы Пушкина «Медный всадник», с чем было связано похождения каменного Петра по городу Петербургу. Надеюсь, и на уральской земле найдутся трубадуры, способные воспеть екатеринбургские приключения Холмса. Между тем, причина прозаична и в то же время возвышенна. Бронзовый Шерлок менял облик. Фотографии скульптуры конца 2016 года запечатлели незнакомого нам Холмса, как бы сыщика вообще, абстрактно-собирательный его образ. Но после «великого перерыва», вернувшись этой весной на место, он вдруг обрёл душу – лицо Василия Ливанова. Да и как может быть иначе? Другой вариант народ бы не принял. Холмс в исполнении Ливанова – давно народный образ. Интересно, что портретное сходство с любимым актёром в скульптурной версии Игоря Акимова передано лучше, схвачено острее и выражено чётче, чем в московском памятнике. И кто после всего станет утверждать, что это случайность?

Татьяна Горкунова, член Союза российских писателей, координатор общественной инииативы «СПАСИБО!» поделилась своими впечатлениями от выставки керамики «ПИСЬМА ЛЕСУ», открывшейся на прошедшей неделе в Выставочном зале Свердловского регионального отделения Союза художников России.

«Письма лесу» - так назвали свою выставку выпускницы Уральского государственного архитектурно-художественного университета Дарья Давыденко и Ирина Трисантович, приурочив ее к проходящему в нашей стране Году экологии.

 Возвания к Лесу, загадочному миру живой природы, отодвигаемому от нас все дальше многоэтажной цивилизаций, «написаны» в самом древнем и самом экологичном художественном материале - глине. А поскольку это еще и самый мифологичный меатериал, не удивительно, что представленные на выставке работы посвящены таинственной сущности Леса, запечатленной в народных сказках. В этом сказочном Лесу живет «Лесовик», чей образ кажется проступающим на бересте, и сокрытая в подобии совы «Тайна», глиняные сосуды напоминают «О живой и мертвой воде», фантастическое дерево наполняет «Сила жизни» и трогают пронзительной пустотой «Пустые гнезда».

Что касается Года экологии, то я уже услышала мнение: не является ли посвящение этой теме выставки декоративной керамики обычной коньюктурой? Не является, однозначно! Если на государственном уровне поднимается тема общечеловеческой значимости, а профессиональная творческая среда придает ей свое образное звучание - это здорово! Поскольку, сила убеждения настоящего искусства огромна! Да и сама тема экологии, природы с ее образами и архетипами для художника бездонна.

Поэтому, я бы пожелала художникам различных направлений искусства, не только поддержать своим творчеством тему года, но и воспринимать ее как благоприятный информационный фон.

Напомню, что общественная инициатива «СПАСИБО!» предоставляет широкое поле для творчества и профессионалам, и любителям. В конце марта завершается прием работ на конкурс литературных эссе. А конкурсы поэзии, авторской песни, художественного плаката, фотографии и видеофильмов продолжаются до первого июля. Позвольте себе воплотить добрые порывы благодарности, живущие в вашей душе… У вас есть возможность сказать «спасибо» сейчас, не дожидаясь, пока благодарность станет темой очередного календарного года…

 

  

Как всегда, максимально подробным был ответственный секретарь Екатеринбургского отделения Союза писателей России, председатель оргкомитета Премии имени Бажова Вадим Дулепов

Для меня важным и, наверное, главным культурным событием этой недели стало подведение итогов очередного поэтического конкурса, проводимого в Каменск-Уральском местным литературным объединением при участии Екатеринбургского отделения Союза писателей России и Ассоциации писателей Урала и поддержке городского управления культуры. Случилось это 19 марта, в 24-й, замечу, раз. Так долго не живёт в России, пожалуй, ни одна литературная премия. Формально конкурс считается каменск-уральским, городским, но участвуют в нём не только жители Урала, но и всей страны, даже из заграниц есть послания. Для участия в конкурсе нет ограничений ни по возрасту, ни по, скажем так, степени версификационной грамотности. Поэтому в конкурсе могут принять участие, как говорится, и стар, и млад, и те, кто пытается работать на поле профессиональной литературы, и «самодеятельных» авторов, у которых «душа песни просит» — для всех у организаторов Юрия Каплунова и Евгения Черникова конкурса найдётся номинация. Заметным стало участие в конкурсе литературных объединений из Краснотурьинска и Невьянска. Для организаторов и публики оказалось откровением, что и в других городах области живут и работают замечательные, сложившиеся, самостоятельные поэты: Ольга Исаченко, Ия Сотникова, Александр Рудт. Живут трудно, как все жители горнозаводских городков, но вот беда и счастье: ещё и пишут… И в Каменск-Уральском целая плеяда ярких авторов, кроме уже упомянутых Каплунова и Черникова, это Александр Шалобаев, Вера Кузьмина… Молодые Михаил Корюков, Ксения Андреева… Я считаю, важно формировать единое литературное пространство области. Центров может быть сколько угодно, но они должны обязательно пересекаться. Как множества в математике. Каменск-уральский поэтический конкурс — один из таких центров.

Последним своё мнение о культурных событиях недели «Повестке дня» сообщил писатель Евгений Касимов.

Переезд в Екатеринбург писателя Романа Сенчина - это событие, которое трудно переоценить. Роман - крупный русский писатель, замечательный прозаик, острый и честный критик. Несомненно, это повлияет на жизнь Урала и его столицу. Культурный ландшафт создают не дизайнеры, а мастера. Роман Сенчин - мастер.

Безусловно, событием является принятие Госдумой закона о правах режиссеров-постановщиков. Это не только защитит режиссеров от игемонов-администраторов, но позволит развиваться режиссерскому театру.

Из ожидаемых событий на следующей неделе неделе: творческий вечер Юрия Казарина (21 марта в Доме Писателей), премьера "Золушки" по пьесе Шварца в ТЮЗе (все билеты проданы), концерт легендарной Умки.

 

Антивандальные сидения, изготовленные на Урале, закупят в Латинской Америке (фото)

В Березовском открылось производство по изготовлению антивандальных сидений для общественного транспорта. Инвестиции в проект составили 174 млн. рублей, из которых 75 млн. - это льготный государственный заем Фонда развития промышленности РФ.

Кресла изготавливаются из отечественного композиционного материала, специально разработанного для применения в автомобилестроении. Вес сидений всего 5 кг (а выдерживают они около 550 кг), что снижает нагрузку на ось транспортного средства и увеличивает количество посадочных мест.

При этом такие сидения сложно сломать или порезать, а заменить отдельные элементы наоборот очень легко, для этого не требуется полная разборка кресла. По желанию заказчика сидения могут иметь подлокотники, ограничители, разную обивку и цвет.

Первая серийная партия продукции - свыше 18 тыс. кресел, поставлена на Павловский и Курганский автобусные заводы (входят в «Группу ГАЗ») для комплектации 550 автобусов. Также антивандальные кресла от уральского производителя закупил Вьетнам, а в скором времени они будут поставляться в Латинскую Америку. Ежегодно предприятие планирует производить 150 тыс. сидений.

Фото: Борис Ярков

Электронные паспорта появятся в трех регионах России до конца 2022 года

До конца следующего года в трех российских регионах введут электронные внутренние паспорта.

Как сообщил министр цифрового развития Максут Шадаев, электронный паспорт гражданина будет представлен в двух видах - в виде смарт-карты и приложения с QR-кодом.

Смарт-карта должна заменить традиционный бумажный паспорт. На ее чип будут записаны все необходимые сведения. В свою очередь приложение в мобильном устройстве позволит в отдельных случаях не показывать смарт-карту, а показывать QR-код, который будет подтверждать право лица на совершение определенных действий.

«Я очень надеюсь, что до конца следующего года в трех субъектах РФ мы сможем уже начать выдавать новый паспорт в этих двух видах, взаимосвязанных между собой», - сказал министр.

Фото: архив ИА «Повестка дня»

Свердловские самбистки стали обладательницами трех золотых и одной серебряной медали Чемпионата мира по самбо

Свердловские самбистки стали обладательницами трех золотых и одной серебряной медали Чемпионата мира по самбо в Греции.

Среди юниорок Екатерина Цыберт (СШОР по самбо и дзюдо) стала лучшей в весовой категории до 59 кг, одолев противницу из Узбекистана. Еще одна представительница СШОР Дарья Речкалова одержала победу в весе до 80 кг, одолев самбистку из Украины.

У девушек в категории до 54 кг золотым призером стала Анастасия Трофимова (СШ Виктория, Екатеринбург), а в весе до 50 кг серебро завоевала Кристина Дудина (Училище олимпийского резерва).

Фото: пресс-служба Федерации самбо Свердловской области

Два человека погибли в ДТП под Серовом

Два человека погибли и еще один пострадал в ночном ДТП на 332 км трассы Екатеринбург - Серов.

Как сообщили в региональном ГИБДД, водитель автомобиля «Lada Granta» двигавшийся в сторону Серова, выехал на встречную полосу, где столкнулся с грузовиком MAN. После столкновения произошло возгорание кабины грузовика и легкового авто.

Водитель и пассажир отечественной машины скончались на месте, а 46-летний житель Златоуста, управлявший грузовиком, был госпитализирован с равной раной правой подвздошной области с повреждением мышц.

Фото: ГИБДД по Свердловской области

На Среднем Урале и в целом по стране вновь обновляются антирекорды по ковиду

За последние сутки на Среднем Урале выявлено 596 новых ковид-заразившихся (+6 к предыдущему дню) - регион бьет антирекорды четвертый день подряд.

Как передает оперштаб, на уральскую столицу приходится 91 заболевший (-34), также случаи выявлены еще в 52 свердловских муниципалитетах, в том числе в  Алапаевске, Березовском, Богдановиче, Верхней Пышме, Волчанске, Ивделе, Ирбите, Каменске-Уральском, Карпинске, Качканаре, Краснотурьинске, Красноуральске, Кушве, Невьянске, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Полевском, Ревде, Реже, Североуральске, Серове, Среднеуральске и др.

За отчетный период из больниц выписаны 409 человек (всего 136 154), скончались 37 свердловчан. За все время вирус унес жизни 7 047 жителей Среднего Урала. Еще 978 человек находятся в тяжелом состоянии.

Напомним, сутками ранее сообщалось о 590 новых случаях COVID-19. Всего с начала пандемии опасную болезнь подхватили 148 908 свердловчан.

Добавим, что на Среднем Урале из-за вирусных инфекций на дистант переведено уже 500 классов.

Россия

В целом по стране за сутки диагноз подтвердился у 34 325 россиян (всего  8 027 012), что вновь стало максимумом с начала пандемии в стране. Выписаны из медучреждений 16 431 пациента (7 017 055). За отчетный период от коронавируса умерли 998 человек (224 310).

Фото: Борис Ярков

Дмитрий Ионин заступает на должность замубернатора Свердловской области

Бывший депутат Госдумы Дмитрий Ионин с сегодняшнего дня заступает на должность заместителя губернатора Свердловской области.

Как сообщает департамент информполитики, 36-летний Ионин будет курировать работу министерства цифрового развития и связи и министерства инвестиций и развития, а также выстраивать взаимодействие с органами федеральной власти для привлечения средств по программам, связанным с цифровым развитием, и отраслям, которые будут выбраны приоритетными с точки зрения инвестиционной деятельности.

Напомним, ранее минцифры курировал замглавы региона Олег Чемезов, который в начале октября был назначен и.о. замгубернатора по внутренней политике.

В свою очередь Ионин в 2011-2017 годах являлся депутатом свердловского Заксобрания. С ноября 2017 года был депутатом Госдумы, но на прошедших сентябрьских выборах не прошел в новый созыв. При этом он снял свою кандидатуру с выборов по Березовскому одномандатному округу №170 и шел в качестве кандидата по списку партии. 

Фото: https://www.facebook.com/ionin.dmitriy

Подросток открыл огонь из ружья в одной из школ Пермского края

В одной из школ поселка Сарс Октябрьского городского округа Пермского края ученик шестого класса пришел в учебное заведение с ружьем «Сайга» и открыл стрельбу.

Как сообщает ТАСС, школьник поднялся на второй этаж, где сделал два выстрела, после чего был обезоружен и отведен в кабинет директора. Всего во время стрельбы в школе находились свыше 300 детей и 30 педагогов. Все покинули здание самостоятельно, пострадавших нет.

Сейчас учебное заведение оцеплено силовиками, занятия отменены. 12-летний подросток задержан, сейчас выясняются мотивы его поступка. По данным местных СМИ ружье подросток тайно взял у отца, а мотив его поступка стала травля со стороны одноклассников.

Фото: proChad / «ВКонтакте»

Уральскую столицу вновь накрыло густым смогом и запахом гари

Уральскую столицу вновь накрыло густым смогом и запахом гари. Неблагоприятные метеоусловия из-за тлеющего торфяника в микрорайоне Солнечный фиксируются в Екатеринбурге уже целую неделю.

Как сообщили в МЧС огнеборцы продолжают бороться с возгоранием в круглосуточном режиме. Помимо торфяника, пожарные тушат еще несколько ландшафтных пожаров - всего под Екатеринбургом по данным на конец прошлой недели действовали 17 очагов.

В районе Солнечного накануне было зафиксировано превышение оксида углерода в 1,4 раза и превышение мелкодисперсной пыли PM 2,5 в 1,2 раза.

На запах гари жалуются жители юга и центра города, Широкой речки и Академического района.

Фото: Борис Ярков

Первый киноэкипаж в истории космонавтики успешно вернулся на Землю

Первый киноэкипаж в истории космонавтики успешно вернулся на Землю после 12 дней в космосе.

Как сообщает Роскосмос, корабль «Ю.А. Гагарин» с актрисой Юлией Пересильд, режиссером Климом Шипенко и космонавтом Олегом Новицким успешно приземлился в Казахстане. Сразу после приземления их забрал вертолет.

Напомним, киноэкипаж работал в космосе над художественным фильмом «Вызов».

Фото: Роскосмос

ЦСКА прервал удачную серию «Урала»

Футбольный клуб «Урал», который до перерыва в Чемпионате России смог прервать свою неудачную серию, дома проиграл ЦСКА.

В первом тайме шла равная борьба и обе команды имели шанс отличиться. Все решил красивый удар нападающего москвичей Чидера Эджуке на 52-й минуте. Далее напряжение на поле сохранялось до самого финального свистка, но больше забитых голов зрители так и не увидели.

В следующем туре, 24 октября, екатеринбуржцы на выезде сыграют в Грозном против местного «Ахмата».

Фото: https://fc-ural.ru/