Прошедшая неделя оказалась богатой на различные события в сфере культуры. Потому, «Повестка дня» поинтересовалась мнением некоторых уральских экспертов о культурной жизни в регионе и стране.

Первой нам свой комментарий дала Татьяна Горкунова, координатор общественной инициативы «СПАСИБО!», член Союза Российских писателей:

«Самым ярким культурным событием недели стала для меня праздничная акция нашего общественного проекта «СПАСИБО!», о котором уже рассказывала «Повестка дня».

 6 марта в развлекательном центре «Водолей» состоялась вторая церемония вручения благодарственных писем и нагрудных знаков «СПАСИБО!» за добрые дела. Напомню, что первая такая акция прошла 11 января в Международный день «СПАСИБО!» на Патриаршем подворье.

Лауреатами нашего общественного признания стали восемь замечательных уральских женщин - настоящие подвижницы, дарящие миру свою созидательную энергию и доброе сердце (ссылка на лауреатов).

И, поскольку, речь у нас сейчас идет о культуре, остановлюсь   подробнее на представительницах культурной среды.

 Любовь Бурлакова, заслуженная артистка России, Уполномоченный представитель Свердловского регионального отделения Союза театральных деятелей России в Свердловском театре музыкальной комедии - не только «звезда» оперетты, но и «ангел-хранитель» театрального мира. И общественность Среднего Урала сказала ей «спасибо» за многолетнюю активную деятельность по защите социальных, правовых и профессиональных интересов творческих работников театральной сферы, за оказание уникальной круглосуточной психологической помощи коллегам в сложной жизненной ситуации.

 Лидия Котельникова, режиссер неигрового кино, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Общественного совета при ГУФСИН России по Свердловской области, получила общественную благодарность за большой личный вклад в становление и развитие уральского неигрового кино, пять десятилетий служения киноискусству и плодотворную общественную деятельность, направленную на утверждение идеалов человеколюбия и гуманизма. Лидия Даниловна не только полвека занимается кинотворчеством, но и, будучи членом комиссии по вопросам помилования при губернаторе Свердловской области, пропускает через свое сердце человеческие судьбы.

 Ольга Орешко, заслуженный художник России, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии заслужила общественное признание большим личным вкладом в развитие культурного пространства Среднего Урала, созданием екатеринбургской школы художественного гобелена и активной педагогической деятельностью. Благодаря Ольге Леонидовне екатеринбургский гобелен, как художественное явление, стал известен далеко за пределами Урала.

А вручали награды инициатор проекта Анатолий Павлов, председатель Свердловского регионельного отделения Всероссийского совета местного самоуправления, и заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Анатолий Гагарин.

 Примечательность предпраздничной акции заключалась еше в том, что ее участники активно демонстрировали свои творческие таланты. Анатолий Гагарин, например, поздравил участниц вечера в стихах. Екатерина Медведева, директор компании «Красная шапочка», Вера Симакова, директор некоммерческой организации «Благое дело» и Наталия Гилева, заместитель начальника управления внутренней политики Администрации Губернатора Свердловской области, великолепно пели. А лауреат проекта - председатель общественного объединения «Курултай башкир» Свердловской области Нафиса Тюменцева продемонстрировала исполнением народной башкирской песни такие вокальные данные, что караоке-клуб показался участникам встречи слишком камерной площадкой для такого «бриллианта».

Не остался в стороне и наш постоянный эксперт – культуролог Александр Седов:

«На этой неделе ведущие российские телеканалы напомнили о столетнем юбилее инсценировки драмы Лермонтова «Маскарад», поставленной Всеволодом Мейерхольдом в дни Февральской революции 1917 года. Бывает, что художественное событие, не будучи публицистикой, становится выразителем духа исторического момента, пускай и не прямо. Мне кажется, здесь тот самый случай. Согласно свидетельствам, «Маскарад» стал самым мощным спектаклем Мейерхольда из поставленных им в Александринском театре в те годы. Режиссёр Валерий Фокин, который век спустя на той же сцене предпринял реконструкцию спектакля Мейерхольда, подчеркнул, усилил этот параллелизм. Вот его слова в недавнем интервью «Российской газете»: «Тогда, в 1917 году спектакль Мейерхольда превратился в реквием по культуре. Огромной, большой культуре. Когда шла панихида по Нине в конце четвертого акта, фактически - отпевали ту Россию. Все чувствовали, что это так». Ту, мейерхольдовскую постановку мы уже точно не увидим, а вот версию Фокина было бы очень интересно посмотреть – на гастролях или хотя бы в телевизионной записи.

Также я бы хотел заглянуть на выставку художника Виталия Воловича, нашего прославленного уральского графика, которая проходит сейчас в Екатеринбургской галерее современного искусства. Волович – это как знак качества высшей пробы. Ещё не видя экспозицию, можно быть уверенным, что это событие с большой буквы. А уж если серия графических работ названа «Корабль дураков» - нужно идти непременно.

Анатолий Гагарин, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области и председатель комиссии по развитию исторического наследия, культуре и туризму, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) успел посетить персональную выставку Виталия Воловича «Корабли, дураки, женщины и монстры» в Екатеринбургской галерее современного искусства и поделился своими впечатлениями.

«Выставка Виталия Воловича  очень цельная, я бы сказал – концептуальная в традиционном, не затертом, смысле слова. В картинах явственно ощущается перекличка с прежними работами Мастера (образы Шута, Героя, распятия, и в целом Подвига, подвижничества), но много новых тем, сюжетов, образов, представленных с явным и скрытым сарказмом, горечью – Осла, и вообще всевозможных Ослов, концертирующего Волка, торжествующих свиней.

Конечно же, нельзя пройти мимо сюжетов с женщинами – похищенными, убегающими, подвергающимися насилию, но и, особо отмечу, даже изгоняющими монстров, правда, увы, всего один раз. И тут отмечу прекрасный визуальный диалог с его другом, недавно ушедшим художником Мишей Брусиловским, особенно в сюжете о Сусанне и монстрах.

Грустную   философскую тему Шута, Смерти и Героя (Художника, Автора, Мессии) Волович представляет в своих работах в разнообразных вариациях, в которых в облике Героя читаются черты самого художника Виталия Воловича.

Хочу обратить внимание на еще одну выставку в Екатеринбургской галерее современного искусства  - персональную выставку живописца из Санкт-Петербурга Дмитрия Кустановича, работающего в   авторском стиле «пространственного реализма». Скажу честно, мне этот стиль понравился, он  цепляет своей яркой, динамичной экспрессией, сильными выразительными приемами, создающими ощущение дыхания полотна, напряженной трехмерности. Особо это выражено в картинах с уличными пейзажами, кораблями, просеками и сельскими дорогами. Замечу, что если в городских картинах реальность балансирует на грани самораспада-обратного самособирания, что, кстати, зависит от точки наблюдения, то в лесных пейзажах реальность «ведет себя» более умиротворенно.  Вывод прост: идите и смотрите! 

Ледовый городок в центре Екатеринбурга могут поменять на каток

Вместо традиционного Ледового городка на площади 1905 года в уральской столице могут организовать каток. Об этом порталу Е1 сообщил глава города Алексей Орлов.

По его словам, в центре уральской столицы новогоднее пространство можно было бы организовать по примеру московского, где на Красной площади делают каток и ставят елку.

Орлова отметил, что если горожане поддержат идею властей, ее можно было бы осуществить уже в следующем году.

При этом остальные активности можно было бы перенести на площадки в других районах - Парк Маяковского, «Екатеринбург-Экспо» и др.

«Центр города - прекрасное место для катка. Я лично вижу его с красивыми светящимися бортами, музыкой, играющей, допустим, с 18:00 до 21:00, хороший большой каток», - сказал градоначальник.

Напомним, что темой строящегося сейчас городка станет «Новогоднее царство, Тридевятое государство».

Фото: Борис Ярков

Путин подписал закон об увеличении МРОТ до 13 890 рублей

Президент России Владимир Путин подписал закон об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 13 890 рублей.

Согласно опубликованному документу, он вступает в силу с 1 января 2022 года. Изначально законопроект предлагал установить минимум оплаты труда в 13 617 рублей в месяц, Госдума одобрила его в первом чтении. Ко второму чтению президент предложил повысить МРОТ до 13 890 рублей.

Впоследствии данное решение поддержали депутаты и сенаторы. После чего это было предусмотрено в федеральном бюджете на 2022-2024 годы.

Добавим, что с 1 января 2021 года МРОТ в России составляет 12 792 рублей в месяц.

Фото: архив ИА "Повестка дня"

Две представительницы Свердловской области вошли в список победителей премии «МыВместе»

Две представительницы Свердловской области вошли в список победителей премии «МыВместе».

Как сообщает департамент информполитики, в треке «Волонтеры и НКО» в номинации «Страна возможностей» третье место занял проект «Мотивирующие цифровые уроки в школах России на основе научно-популярных и документальных фильмов» свердловчанки Татьяны Третьяковой.

Она проводит цифровые уроки в школах России на основе научно-популярных и документальных фильмов. За два года реализации к программе присоединились представители всех 85 регионов.

Как и остальные победители, она получит грант до 2,5 млн. рублей на реализацию своей инициативы и возможность участия в образовательной стажировке Программы мобильности, прохождение образовательной программы в мастерской управления «Сенеж» в 2022 году.

В треке «Медиа» в номинации «Социальные медиа» второе место заняла Юлия Отрощенко с инициативой «История особенной красоты», которая рассказывает о людях с нестандартной внешностью и физическими особенностями. Свои истории рассказали уже 35 героев.

Аргентина одобрила российскую вакцину «Спутник Лайт»

Аргентина одобрила российскую вакцину от коронавирусной инфекции «Спутник Лайт» в качестве самостоятельной вакцины и как препарат для ревакцинации.

Как напомнили в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ), Аргентина зарегистрировала в декабре 2020 года «Спутник V» - одной из первых стран в мире.

«Спутник V» стал одной из ключевых вакцин, которые применялись в стране в ходе кампании по вакцинации населения, что помогло снизить заболеваемость коронавирусом в 35 раз в течение четырех месяцев. Российская вакцина сыграла важную роль в защите населения Аргентины и помогла стране занять лидирующие позиции по борьбе с коронавирусом», - отметили в РФПИ.

Так также уточнили, что «Спутник Лайт» можно использовать для ревакцинации после препаратов компаний AstraZeneca, Sinopharm, Moderna и Cansino, которые также используются в Аргентине.

«Данные продемонстрировали высокий профиль безопасности применения «Спутника Лайт» в комбинации со всеми другими вакцинами», - подчеркнули в РФПИ.

Добавим, что сегодня стало известно, что с 1 января 2021 года Саудовская Аравия начнет принимать российских туристов, привитых «Спутником V».

Фото: Борис Ярков
 

Вспоминая 6-ю Уральскую биеннале современного искусства: виртуальный Ленин и многое другое, что вы могли увидеть

Вчера закончили свою работу последние пять площадок 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В течение более чем двух месяцев работы выставки жители и гости уральской столицы могли познакомиться с творчеством художников со всего мира на восьми площадках, расположенных по всему городу. Темой выставки была измененная цитата из Екклесиаста: «Время обнимать и уклоняться от объятий», что явно отсылает участников к парадоксальности нынешней ситуации с пандемией, когда с одной стороны людям требуется поддержка, и в то же время существует необходимость дистанцироваться друг от друга.

Самая крупная из площадок выставки находилась в автоматизированном механообрабатывающем цехе Уральского оптико-механического завода, пространство которого отчасти отсылает посетителей выставки к роману-антиутопии Евгения Замятина «Мы», а именно «ИНТЕГРАЛУ» - вершине человеческой мысли, который должен был стать проводником идеологии сциентизма, установившегося на Земле. Раскрытию этой темы способствуют и работы, находящиеся на этой площадке, вроде инсталляции «Передовые достижения» (Хенрике Науманн), которая показывает гипотетический индустриальный быт человека с Урала, где многие предметы мебели сделаны из крупных металлических элементов. В то же время новый взгляд на искусство позволяют обрести композиции, предполагающие углубленное погружение зрителя в её созерцание, например работа «Открытые Объекты» (Клеменс фон Ведемейер), для полного ознакомления с которой зрителю потребуется надеть VR шлем и с их помощью оказаться в смоделированной в 3D мастерской белорусского скульптора Заира Азгура, заставленной его работами начала 1990-х гг. Среди них были скульптуры как коммунистических вождей (Маркса, Ленина, Сталина), так и деятелей русской (Пушкина, Александра Невского) и зарубежной истории (Вагнер, Фейербах). Всё это сопровождается негромким шумом работающих за стеной автоматизированных станков, что позволяет ощутить себя в качестве одного из строителей «ИНТЕГРАЛА».

 На какое-то время Уральской индустриальной биеннале удалось восстановить работу бывшего кинотеатра «Салют» в качестве одной из площадок выставки. В его стенах был реализован показ ряда артхаусных короткометражных фильмов, раскрывавших ряд актуальных на сегодняшний день тем. Фильм «Призраки земли, Видения моря» (Уилл Фредо) привлекает яркими красками и чарующей музыкой к проблемам пост-колониализма в странах Персидского залива. Несмотря на то, что повествование во многом развивается благодаря тексту на экране, гипнотический монтаж и качественная операторская работа притягивают взгляд до самых титров. Также очень занятным для публики стал короткометражный фильм «Галантные Индии» (Клеман Кожитор), который показывает возможность синтеза современной и классической культур на примере объединения в одном фильме музыки одноименного с фильмом балета из XVIII в. и современного уличного танца афроамериканского сообщества Лос-Анджелеса. Получившаяся комбинация, несмотря на разницу характеров произведений, выглядит крайне органично и не вызывает ни малейшего диссонанса.

Помимо демонстрации современного искусства, в рамках Уральской индустриальной биеннале прошло множество публичных лекций, посвященных как научно-популярным тематикам, вроде археологии (Тело и табу) и клинической психологии (Время обнимать или уклоняться от объятий), так и проблемам искусства (спектакль-лекция «Советский жест»). Также посетители выставки могли принять участие в нескольких мастер-классах, где они могли попробовать себя в рисовании, журналистике, SMM и прочих отраслях.

 Все вышеперечисленное является лишь малой толикой того, что было продемонстрированно на VI-й Уральской индустриальной биеннале. Это событие уже который год приковывает внимание как жителей Екатеринбурга, так и его гостей. Работы на биеннале не только показывают актуальное современное искусство со всего мира, но и отражает в нём региональную специфику Урала, что проявляется и в выражении черт промышленного мира в её инсталляциях, и в доминировании в местном искусстве тем прогресса и развития мира, что как нельзя подходит Екатеринбургу как столице российского конструктивизма. И это далеко не полный спектр причин, по которым Уральскую индустриальную биеннале котируют не только на местном, но и на международном уровне, и несмотря на жесткие ограничения, которые были вызванные антикоронавирусными мерами, можно сказать что выставка удалась.

Текст: Сергей Гагарин. Фото: Борис Ярков

 

С 1 марта за остекление балконов начнут штрафовать юридических лиц

С 1 марта 2022 года вводятся штрафы за остекленные балконы в отношении юрлиц-собственников.

Как уточнили в пресс-службе Минстроя РФ, штрафы существовали и прежде. Надзорные органы имеют право применять санкции при нарушении правил перепланировки и переустройства, а также региональных правил благоустройства, если они содержат требования к внешнему виду зданий.

С марта будущего года начнут действовать новые правила пользования жилыми помещениями, которые в том числе подразумевают наказание за самовольную обшивку или остекление.

При этом отмечается, что изменения не повлекут за собой появление новых требований. К общему имуществу в многоквартирном доме относятся только балконные плиты. Поэтому парапет и козырек балкона, балконные двери и проемы, окна относится к личному имуществу, которым собственник распоряжается по своему усмотрению.

В то же время внешний вид дома, в том числе остекление фасадов, может регулироваться муниципальными правовыми актами и региональными законами. Санкции за нарушение их положений также определяют местные власти.

Фото: Иван Костин, ИА "Повестка дня"

На Среднем Урале продолжает снижаться ковид-заболеваемость

За последние сутки на Среднем Урале выявлено 682 новых ковид-заразившихся (-5 к предыдущему дню). Менее 700 заболевших по области выявляется пятые сутки подряд.

Как передает оперштаб, за прошедшие сутки из больниц выписаны 476 уральцев (всего 159 697). Скончались 33 свердловчанина. За все время вирус унес жизни 8 627 жителей Среднего Урала.

Напомним, сутками ранее сообщалось о 687 новых случаях COVID-19. Всего с начала пандемии опасную болезнь подхватили 183 429 свердловчан.

Россия

В целом по стране за сутки диагноз подтвердился у 32 136 россиян (всего  9 833 749). Выписаны из медучреждений 28 070 пациентов (8 530 476). За отчетный период от коронавируса умерли 1 184 человека (282 462).

Добавим что накануне стало известно о создании в России системы для оперативного отслеживания опасных инфекций.

Фото: Борис Ярков

Выявлен первый случай заражения ковид-штаммом «омикрон» в России

У российской туристки, вернувший из Кейптауна был обнаружен новый омикрон-штамма коронавируса.

Как сообщает портал Е1, туристы их ЮАР, прибывшие в аэропорт Домодедово были помещены в обсерватор для пациентов с признаками COVID-19 в Сергиевом Посаде.

Ночью у девушки из Рыбинска поднялась температура, заболело горло, и появился сильный кашель. По результатам повторного теста (первый тест был отрицательным), который показал положительный результат, медики предположили, что у нее новый штамм омикрон.

У нескольких туристов проявились симптомы болезни, но о новом штамме врачи заявили только ей.

По теме:

Федеральный оперштаб объявит о новых ограничениях из-за омикрон-штамма коронавируса

Зимнюю Универсиаду-2021 отменили из-за нового омикрон-штамма COVID-19

В России срок действия ПЦР-тестов сокращается до 48 часов

Фото: Борис Ярков

В ближайшие дни уральцы станут свидетелями парада планет

В период 7-10 декабря уральцы станут свидетелями необычного астрономического явления - парада планет.

Как сообщил инженер учебной обсерватории УрФУ Владилен Санакоев, выстроенные в ряд Венера, Сатурн и Юпитер покажутся на фоне вечерней зари (через час после захода солнца) в юго-западной части неба. В первой декаде декабря их поочередно посетит Луна.

«7 декабря она пройдет южнее Венеры, 8 декабря - южнее Сатурна, а 9 декабря - рядом с Юпитером. В это же время Венера будет находиться рядом с карликовой планетой Плутон. Максимальное их сближение произойдет 11 декабря», - поделился специалист.

Добавим, что парад планет можно будет увидеть низко над горизонтом даже невооруженным глазом.

В Свердловской области ожидается похолодание до -30

Во вторую неделю зиму в Свердловскую область придут по-настоящему морозные дни.

Согласно прогнозу специалистов Уральского Гидрометцентра, в понедельник днем в регионе ожидается -5 - -10 градусов, на севере -15 - -20, на крайнем севере до -25. Пройдет небольшой снег, на дорогах местами гололедица.

В ночь на вторник столбики термометров покажут -16 - -21, на севере до -26, а на крайнем севере вплоть до -30. В дневные часы будет не выше -11 - -16 градусов, на крайнем севере до -21.

В среду ночью ожидается -15 - -20, на крайнем севере -23 - -28 градусов. Днем синоптики обещают -6 - -11, на крайнем севере до -16 градусов. Местами пройдет небольшой снег.

Фото: Борис Ярков