Евгения Акулова: «моя живопись была слишком русская и религиозная» для Франции, «слишком европейская» для России

Как отмечалось ранее в «Повестке дня», с 3 по 21 апреля екатеринбургский Интерьерный центр «ARCHITECTOR» презентовал выставку российско-французской художницы  Евгении Акуловой (Génia Akoulova), посвященной Энди Уорхолу. Сегодня с автором работ и оригинальной живописной техники беседует Сергей Новопашин.

Сергей Новопашин и Евгения Акулова. Выставка «Храм искусств: фабрика Энди Уорхола».

- Евгения, сколько лет прошло с той первой выставки в Музее молодежи, где присутствовали и твои французские друзья – актеры из «Театра дю Солей»? 

- Двадцать? Чуть более…

- «Солнечное» прошлое? Конец восьмидесятых – начало девяностых… Как там Вова Синий пел: «Времена хорошие, хорошие времена…», солнечные …кто ж знал, как все обернется?

- Да, вспоминается первая - «разрешенная» выставка художников на Сурикова-31.

- А общежитие архитектурного института, где между восьмым и девятым этажами полу украшал логотип «Басик» (от англ. Basic, в данном случае как игра смыслов) - группы художников: Олега Елового, Саши Голиздрина и Эдика Игнатьева. 

- Да, на Восточной-двадцать. Очень было хорошо, хорошее было время. Всех нас наполняла какая-то детская радость и желание творить.

- Казалось, мир впереди большой и удивительный…

- Да, и какой-то, наконец, появился доступ, в хорошем смысле, к иностранщине.  Мы активно следили за тем, что происходит в современном искусстве. Скупыми, конечно, средствами. Но тем не менее…И пытались что-то сделать сами в этом роде. К сожалению, продлилось это время не очень долго. 

 

- Поэтому ты и уехала?

 - Не только. Я уехала в 1995-м. Поступила в школу и уехала учиться. До этого я побывала во Францию в 1994-м, пожив там два месяца. 

- Что подвинуло уехать за границу? Почему именно Париж?

- Я закончила спецшколу с преподаванием французского языка и много изучала Францию, занималась техническим переводом. Изучала культуру…. В общем-то, страна была мне знакомая, хотя я и говорила довольно плохо на языке, но зато знала грамматику.

- А нам казалось, что ты просто переводишь как пулемёт, когда с французами приезжала.

- На самом деле, пулемёт был очень сильно заторможенный. Кстати, пока с актерами ездила, была в Екатеринбурге две недели, потом мы с ним объездили всю Среднюю Азию, были в Москве и Санкт-Петербурге. Я их догнала в Алма-Ате, потому что они не справлялись с моим словариком. Они были в отчаянии, прислав мне телеграмму: «всё, приезжай,  мы тут умираем в каком-то «городе Чученко» (Шевченко – прим. ред.), автобус сломался…». В общем, я приехала туда и дальше мы ездили вместе. За эти 3 месяца я, конечно, язык подтянула просто колоссально, у меня всё время болела голова, но это было очень позитивно. Вот и получилось так, что с ними встретились, они оказались классными парнями, актёрами из Театра Дю Солей, очень крутой театр -  «Театр Солнца» (не нужно его путать с Цирком дю Солей). Этот театр очень известен во Франции, им руководит весьма известный и авторитетный режиссёр – Арьен (Ариан) Мнушкин, этакая «железная леди», живая легенда мирового театрального искусства. 

Её отец был известным продюсером фильмов с тем же Жан-Полем Бельмондо, например. Свой театр называется у Мнушкин называется Театр Солнца – Театр дю Солей (Théâtre du Soleil) и находится в Картушри, в одном из цехов заброшенного патронного завода в пригороде Парижа – Винсенне.  Красивое место… (См: "Ariane Mnouchkine and the Théâtre du Soleil").

В общем, Марк, Кристоф и Лоран – актеры из её «Дю Солей» попали на Урал. Через Льва Шульмана.

 - Помню те годы – Шульман был в топе, и я, как и многие из поклонников, старался не пропустить ни одного его мероприятия.

- Да, да. И потом он был постоянно в жюри каких-то международных фестивалей, на одном из которых Шульман с Мнушкин пересеклись, и она дала парням его адрес. Ему же было некогда ими заниматься, и он их мне перебросил, как франкоговорящей, к тому же, и художнице, человеку искусства. Ну, а дальше …  С ответным визитом я приехала к ним в Париж, посетила Центр информации для молодежи (есть такой), нашла школу по душе и специальности, и поступила в неё. Стала учиться.

Евгения Акулова, 1990-е гг. Фото: В.Долганов

- К сожалению, об их актёрских талантах мне трудно было судить, ведь с ними мне пришлось лишь обсуждать твою выставку в Музее молодежи, да учить их питию разведённого спирта...

- Они очень хорошие актёры. С Лораном и Марком я долго поддерживала отношения, но потом они куда-то исчезли. А с Кристофом мы время от времени встречаемся. Он вырос творчески и в карьерном плане, став отличным режиссёром, и весьма успешным. Тот факт, что, создав свою театральную компанию в качестве режиссёра-постановщика, он был приглашен Арьен Мушкин поиграть в её «Дю Солей», говорит о многом.  Потом, в очередной раз, когда я пересеклась с ним возле Комеди Франсез, он обрадовался не меньше меня. Видимо, хорошие воспоминания о тех годах, о времени, проведённом вместе в России, на Урале, не только у меня.

Увиделись с ним недавно. Ну, спрашиваю, как ты? – Ставлю пьесу, - говорит! То есть, он начала уже ставить в Комеди Франсез. …был директором театра в Сэн-Дени. Сейчас он на севере Франции - в Лилле. Там уже целый регион подвластен его театральной деятельности. В общем, у него весьма замечательные успехи.

Евгения Акулова, Наталья Курюмова, Ксения Поль

 - Возвращаясь к твоей судьбе: итак, ты поступила во французскую школу живописи?

- Нет, я поступила не в школу живописи, а в школу, раз я дизайнер, промышленного искусства. Если точно – в Высшую национальную школу  промышленного творчества  ENSCI-Les Ateliers .

-  Аналогично названию нашего (в САИ-УрГАХУ) факультета промышленного искусства...

- Именно. Там прямо вся школа посвящена дизайну, всем его видам. Очень хорошая школа, между прочим. Принцип работы её, отдельно отмечу, просто замечательный – она открыта 24 часа в сутки 365 дней в году.  Практикующие дизайнеры преподают по полгода.

 - И оплачивает это всё благоденствие государство?

- Да. Я за учёбу заплатила очень символическую сумму – 1200 франков. 1000 франков – это 150 евро. И это за год. Сравни: студенту на каждый проект выделялось по 2000 франков, которые ты, конечно, не мог брать деньгами, но мог брать материалами или услугами какими-то. В общем, очень хорошая школа, всем рекомендую. Туда было непросто поступить. Сперва отбор был по досье, затем - длинный экзамен на целый день, в котором было шесть разных экзаменов. И я стала первой русской ученицей в этой школе. Хотя, истины ради, с нами поступил ещё один парень. Его звали Илья, но он проходил формально как израильтянин, потому что в своё время переехал из Кишинёва с родителями в Тель-Авив. И он считался еврейским парнем. Естественно, прекрасно говорил по-русски, к счастью для меня. Мы очень с ним подружились.

- То есть, школа Свердловского архитектурного института тебе помогла?

- Да, меня взяли сразу на третий курс. И как говорил наш незабвенный Володя Пирожков, который тоже дизайнер, но только гораздо более знаменитый, чем я и вообще замечательный человек: «наш институт записан в талмудах». То есть, если возьмёшь какую-то значимую школу в Европе или Америке, там есть список других школ, диплом которых является значимым, с его помощью ты уже сможешь поступить не на первый курс, а на второй или третий. И наш архитектурный институт там записан. Думаю, он и до сих пор там есть. Интересно, что врачам или педагогам надо подтверждать дипломы, а вот выпускникам САИ нет.

- Круто, к тому доказательства уровня подготовки вуза всегда при тебе – твои руки. Взяла и сделала.

- Да, в досье я положила фотографии своих проектов. Ну и думаю, что тот факт, что я русская, сыграл в мою пользу. 

Евгения Акулова и Виктор Соболев

 - Не удивлен. Отношения Франции и России – тема отдельная, но в целом вклад русских в культуру Франции не мал, даже если смотреть с XX века…

- Лучше смотреть после войны с Наполеоном, он начался ещё тогда, когда наши дошли до Парижа и «научили» французов разным гусарским привычкам, типа выбрасывания бокалов после испития вина... Появились там всякие словечки типа «бистро» и многое другое… В общем-то ещё тогда установились отношения, а русские и французы поняли, что души их совместимы. Поскольку все любят удовольствие, радость и выпивку. Любят делать праздник. Вообще, способны на жесты и те, и другие.

Ну и доля романтизма, которая иногда работает в минус перед прагматичными педантичными немцами. Тут проигрывают и мы, и они, но до определённого предела. 

Ольга Хабарова, Леонид Баранов, Лев Хабаров

 - О первой выставке здесь, на Урале: это был девяносто пятый? Тогда же ты и была вместе Лораном, Кристофом и Марком.

- Выставка была в музее на Карла Либкнехта, Музей молодёжи он тогда был, где директорствовал Быкодоров.

 - Помню, «4 канал» снимал и в кадр попали мы с братом. Мы стоим у твоей «Офелии», напоминающей Кайли Миноуг в клипе Ника Кейва на песню «Where the Wild Roses Grow»,  и что-то умное говорим.

- Да, Офелия. Легендарный сюжет.

- Что-то в этом было от тебя самой, мне казалось. Ещё помню выставку, которая была в здании киностудии, это уже были двухтысячные годы .

- Да, это было в галерее Поле, наверное, где я с Лидой Чупряковой и Леной Гладышевой выставлялась.  

Акулова Евгения. Douleurs fantômes  (Фантомные боли), Париж.

- Была такая откровенно смешанная, сложная техника, фантастическая живопись, завораживающая... Кстати, а почему у тебя на сайте нет этих старых работ?

- На самом деле, не знаю. Мне просто кажется, что это какое-то вообще другое.

- Ну, по эстетике возможно. То есть, как у тебя простроен контент сайта, вся его визуальность, - то, да, согласен. Прежние работы говорят об ином восприятии тобою мира…

- Да, мне просто кажется, что я буду путать людей таким образом. Не знаю даже.

Акулова Евгения. Portraits d'inconnus (Портреты неизвестных), Париж.

- Может, подобно Пикассо, разбить свое творчество на периоды, и соответственно этому, выстроить рубрикатор сайта, типа «Еловой период», «офелический период», «стрит-арт период» …

 - Сейчас бы это понимали по-другому, но тогда, почему-то французские галеристы не приняли этого…  Просто я думаю, что, когда у меня будет какой-то настоящий успех (я всё ещё на это надеюсь!), я выставлю старые работы. Я всё сохранила, все эти фотографии. Работ, правда, осталось не так много.

- Все ушли в коллекции?

- Да, очень хорошо продавались раньше. В России в основном. То ли время было другое, то ли люди другие. То ли картины те шли лучше, не знаю. И когда я начала пытаться выставляться во Франции с этими же работами, то мне сказали, что «слишком религиозно». Это испугало многих галеристов.

- А что они там увидели религиозного?

- Не знаю, сказали слишком религиозная живопись, трудно нам с ней работать и так далее. То есть, я и из этих соображений и сменила формат. Я не стесняюсь своих работ, это период, который мне нравится. Есть многие люди, в частности Лида Чупрякова,  моя близкая подруга и художник, которые сожалеют, что я так больше не работаю.

 - Сейчас как раз эпоха новой религиозности. Все эти гиперреальные культы, увлечение магией и прочие выверты нью-эйджа. В вообще, из уст французов-католиков довольно странно это было, наверное, слышать.

- Знаешь, это такой парадоксальный феномен. Вот у нас эти аттракционы называются «американскими горками», а в Америке наоборот – русскими. Так же и здесь. Меня всё обвиняли здесь, что я срисовываю с европейских классиков, а там, в Европе чуть ли ни обвиняют , что я «слишком русская и религиозная». Но на самом деле, когда я делала спонтанные выставки, у меня французы очень даже хорошо покупали картины. Они были, мне кажется, душевные. Своего зрителя я находила. Чего не скажешь о галеристах. С ними работать не получалось. Была, одна галеристка – из США, но как только произошли события 11 сентября, всё накрылось медным тазом. 

Акулова Евгения. «Дети Бенина». Париж.

- Нашёл тут в фейсбуке обзоры современного арта Франции. И, с точки зрения современного искусства, есть достаточно традиционные работы. Новые импрессионисты, новый наив. Причём наив такой, что я бы даже перепутал с каким-нибудь Генераличем.

- Дам совет. Есть там художественная ярмарка, называется FIAC – она международная и очень известная. А есть Арт-Пари Арт-Фейр, Art Paris Art Fair — ежегодная международная ярмарка современного искусства. Ярмарка проводится в Grand Palais ежегодно, начиная с 1998 года. Там и российские галереи представлены: ростовская 16thLINE art-gallery, Grinberg Gallery, «Эритаж», Galerie Iragui, Pecherskiy Gallery , pop/off/art, Галерея Марины Гисич (совместно с Ural Vision Gallery, Екатеринбург) и «Эрарта», «Арка»…

У них есть сайт, и ты просто можешь туда зайти и посмотреть каждую галерею, каких художников она представляет. И вот это, на мой взгляд и будет лицом современного искусства в хорошем смысле этого слова. 

Акулова Евгения. «Образы архитектуры». Париж

Акулова Евгения. «Синопсис». Париж

- Учту. А вот работы художников, которых я видел у тебя в аккаунте, уличных художников.  Насколько разнообразны и необычны решения в презентации своего творчества. Ящики почтовые расписанные, например. Это ведь актуальное искусство, и попадет ли оно в галереи?

- На самом деле оно сейчас очень даже попадает. И в данный момент я этим очень сильно интересуюсь. Сама начала уже что-то помаленьку там клеить и планирую двигаться в этом направлении, потому что пару лет назад я случайно попала в такой арт-проект ассоциации Trait d'union (связующее звено)  - «прыжок ангела». Организовывал некий ARTOF POPOFF, классный парень, наполовину русский, наполовину француз. Есть большое помещение в пригороде Парижа — городе Монтрёй (Montreuil), раньше он каждый год это делал – собирал всех знакомых и незнакомых стрит-артистов, занимали пространство, делали экспозицию. Меня случайно туда взяли через знакомых и мне так это всё понравилось. Люди добрые, между собой приятно общаются. Я бы сказала, что это отдельная категория художников, у которых нет камня за пазухой и какая-то, как мне кажется, взаимопомощь существует, что для артистической среды не свойственно вообще. Короче говоря, я решила двигаться в этом направлении, а Париж, на самом деле, очень стрит-артистический город. Особенно в отдельных кварталах, не говоря уже о том, что сейчас вот в тринадцатом, допустим, округе, на юге города сделан огромный проект галерей, которые специализируются на стрит-арте. Там большие 18-этажные дома, у которых есть глухие стены и метро выходит на поверхность. В общем, получится такой музей под открытым небом, и он уже начал реализовываться:  Шепард Фери, Obey например, и всякие другие замечательные стрит-арт художники мирового масштаба стали в очередь выстраиваться, чтобы получить такую огромную стену в Париже.

… представь, люди выныривают из метро и едут по красивому городу, а когда попадаются не очень красивые дома, то они расписаны современными фресками замечательных художников. Отличная идея. 

Акулова Евгения: Современные герои Уральской мифологии: Хозяйка Медной горы, Огневушка-Поскакушка, Айлып, Данила-Мастер, Катерина и малахитовая шкатулка, Дарёнка и Серебряное Копытце. 

- Ну, этот тренд и до нас дошёл, если ты видела. В Ботаническом микрорайоне, и не только есть прекрасные образцы стрит-арта, не говоря уже об уличных арт-работах Тимофея Радя…

- Ну, так и ради бога! Город-то сам по себе красотой не блещет. В центре ещё нормально, а вот жилые районы совсем печальные. То, что ты презентовал в фейсбуке из работ местных стрит-артистов  – это приятно. У нас вот тоже во дворе трансформаторная будка расписана –  идёшь и радуешься.

Касательно тренда - стало открываться очень много галерей, которые специализируются на стрит-арте. Соответственно, нужен и материал, объекты, чтобы ими торговать и показывать в галереях. Поэтому в дело идут коробки, плитка, доски, картонные ящики – всё, что хочешь. Забавные такие вещи. Но сейчас уже вроде второй год проходит, вот в данный момент идёт Арт Пари УрбанАрт. Сделана по принципу Арт Пари Арт Фейр – международная ярмарка, которая определяет галереи, специализирующиеся на стрит-арте. Там тоже есть сайт, можно зайти и посмотреть.

- То есть, по большому счёту, эпоха «искусство в массы» наконец то наступила?

- Да, наступила эта счастливая эпоха. Кроме того у стрит-артистов, есть некоторая тиражность, и поскольку много начинающих – цены вполне демократичны и люди вполне могут себе что-то позволить приобрести за нормальные деньги. Не говоря о том, что многих из них официально приглашают разработать витрины магазина к Новому году или к другому празднику или событию. Их уже начали брать в оборот и давать заказы, давать им реализовывать какие-то конкретные и достаточно пафосные вещи. Это позитивно. Ещё есть такой феномен, когда здания, которые планируются под снос или перед капремонтом, отдают ассоциации или продюсерам от арта или галеристам…Те, в свою очередь, постят на том же фейсбуке, что ты можешь прийти и получить кусочек комнатки и заполнить её, либо расписать на месте, либо наклеить там что-то, либо какие-то объекты выставить.

….потом эти выставки длятся месяц-два, и вполне себе окупаются. Много за них никто не просит, билет – 3-4 евро, пиво - 2 евро. То есть, ты можешь туда прийти и полдня провести с детьми, с друзьями, с кем хочешь. Плюс – нередко мероприятия эти сопровождают музыканты, живой звук. Всё самоокупается.

- То-то тебя и потянуло на улицу. В хорошем смысле. «Вон из салонов!» - когда –то это уже было…

- Да, да. Потому что, на самом деле это для тщеславия очень полезно, потому что так вот наклеишь картину, её все видят. Гораздо больше видит людей, чем в галерее или где-то ещё. И есть перспективы некоторые. Я немного трушу. Иногда. Но ничего, это надо привыкнуть. Потому что это всё равно запрещено, там какой-то штраф, если тебя поймают.

- За порчу фасада?

- Да. Есть два способа, как это делать. Либо тайно, как-то ночью или рано утром. Либо просто прийти с наглой мордой и делать вид, что так и надо. Способ, как правило, используется и тот, и другой, в зависимости от районов города.

- Хорошо, то есть, ты в этом видишь своё будущее?

- Частично в этом, да. Я постараюсь идти в этом направлении, потому что, во-первых, мне нравится круг людей,  и не  очень нравится цепочка «художник-галерист-зритель» . В стрит-арте она  короче: художник-зритель… Без посредников. Галерист появляется уже позже, в следствие зрительского внимания и реакции людей. Не знаю, может у меня очередные иллюзии. У меня они уже давно, на самом деле. В голове моей такой образ, что как будто бы я шла, шла и дошла до какой-то такой крепости круглой, хожу вокруг неё и никак не могу найти дверь. То есть, получается, что с картинами как-то так у меня. Я никак не могу найти нормальную галерею, всё какое-то случайное…

- Не можешь найти – создай свою!

- Так-то верно. Но не получается.

- Мужа привлекай.

- У него, кстати, есть даже помещение. Правда, дислокация не совсем удачная, в северном пригороде. Туда народ не идёт.

- Это как у нас на Уралмаше?

- Ну да, типа того. Там просто зал на первом этаже, и я делала в нем одну нормальную выставку. Вот сейчас приеду, буду делать вторую. Можно помещение будет даже использовать как шоу-рум, всё развесить и народ туда как-то приглашать время от времени. Всё только подручными средствами. Понятно, всё через контакты делается, коммуникации. Надо ходить, договариваться, тусоваться с нужной публикой… под лежачий камень вода не течёт. Вот как Олег (Олег Еловой, прим. ред.), светлой памяти, он как-то легко всегда вступал в контакт с людьми. Совершенно без комплексов. Несмотря на незнание языка или ещё чего….

- Ну, про Олега вообще надо отдельно писать.  

- Да, написать надо.

Олег Еловой, Евгения Акулова, Алексей «Хвост» Хвостенко в Париже, 1999 г. Из архива Е.Акуловой

- Твоя актуальная выставка, посвящённая друзьям Уорхола, - она является каким-то этапом?

- Да, является. Во-первых, мне приятно всегда про него думать, потому что это человек, который сам себя сделал.

Родился в Питтсбурге, но родители его и братья мигрировали из Словакии. В деревне той, сейчас музей, кстати, открыли. И то, что он сам себя сделал, и действительно, его никуда не брали, также как и многих их тех, кто стал позднее знаменитым.

Есть, конечно, и такие, чье признание буквально выстреливает моментально. А Уорхол долго работал простым рекламным художником. И там он создал свой круг людей, сам сделал так, что они вокруг него стали виться и почитать его. И считаю, что это большой талант. Большое уважение испытываю к нему. Отсюда и тема выставки.

 И вот это всё количество энергетического и художественного потенциала, оно в качество потом тоже переросло. Это очень важная эпоха. И главное, что удивительно, думать, что мы уже в это время жили. Другое дело, что мы были на другом конце мира, но вместе с тем, если бы я, например, поехала в Нью-Йорк, то бы могла прийти на фабрику Уорхола. Вот это меня как-то особенно радует. Не то, чтобы я его будто знала, просто вот Леонардо да Винчи был давно, а это сейчас, синхронно… вот оно было, вот оно. 

Евгения Акулова с  организатором  выставки  «Храм искусств: фабрика Энди Уорхола» Марией Нестеровой, г. Екатеринбург

И потом, такие работы, как у Энди Уорхола, или современных стрит-артистов - они вполне рыночные, в смысле, доступные и понятные массовому зрителю, но также и вполне соотносимые именно с искусством, и потому требующие соответствующего мастерства от их создателя. Так что стрит-арт я расцениваю и как свой тренд. 

- У нас в 2003-м или чуть позже был проект «Длинные истории Екатеринбурга», которые излагались кистью и баллончиком с краской художниками на бетонных заборах … До сих пор стоят некоторые. Есть, кстати, парижская тема - по Щорса от Белинского до Луганской («Ах Пари, Пари»)  -  всё в черно-красной гамме.  Ну и Тима Радя, конечно. Но в таком масштабе, как в Париже, проектов нет. Иногда дают стрит-артистам какие-то площади, сколько-то даже они существуют там, пока стройка работает.

- Есть мысль и в родном Екатеринбурге выставить стрит-арт. Сделать во время, видимо, Биеннале. Осенью. Создать, так сказать, параллельную акцию -  программе музея «Гамаюн» (Музея народных промыслов). Я хочу сделать акцию с Лидой Чупряковой: она будет делать выставку внутри, в зале а я планирую сделать на оградительной решётке музея выставку своих работ. Это будет, скажем так, официальный стрит-арт. Решётка красивая, место нормальное. Угол Гоголя и Энгельса. Решётка идёт по Энгельса, да. Такой вот план, сделать это где-то в конце августа, начале сентября. Будут, скорее всего, не оригиналы работ, просто я распечатаю копии на пластике. Потому что при нашей-то погоде они там долго не протянут. 

Но план такой. Хотелось бы вообще взять это в привычку и устраивать какие-то такие арт-акции. Хотелось бы пригласить французских коллег-художников для проведения совместных проектов.

- Давно пора что-то подобное. Кстати. О роли французов на Урале уральский пипл как-то меньше осведомлен, нежели о роли немцев. Для меня, в своё время, было открытием, когда я занимался брендированием территорий Урала, что по теме продвижения Урала работал такой мэтр истории как Роже Порталь. Одна из его работ – «Путь железа», посвящена роли горно-заводской цивилизации на берегах Чусовой, и сплаве железа вплоть до британских островов. Он интересовался эпохами  Петра I и Екатерины II,  был в хороших отношениях с советским правительством, много сделал для налаживания отношений между Францией и СССР.  Было бы интересно задействовать его наследие в каком-либо арт-проекте. Надо уже как-то восстанавливать «мосты дружбы»…

- Да, абсолютно точно. Надо восстанавливать. К тому же, те же французы мои (Кристоф, Марк, Лоран) сказали, что Свердловск, конечно, не самый красивый город, который мы видели, но люди там самые лучшие. Они с большой теплотой это всё вспоминали. Вот я просто вижу это по реакции Кристофа  - когда он меня видит, то просто подпрыгивает и говорит: ну как ты? Может тебе билеты надо (в театр)? Что ты хочешь?  - А я говорю: да ничего я не хочу! Привет, да и всё. – Такое впечатление, что у него осталось некое чувство благодарности… И я, видимо, олицетворяю для него всех остальных русских )))  Ведь вспомни, как мы жили?  - Денег же не было ни у кого сроду, а всегда находили, чем друзей накормить-напоить, и где спать уложить…

- Не то слово! Душа нараспашку. Помню дом Олежки (Олега Елового), что в самом центре города стоял, Старый. Купеческий еще… Воду из колонки брали, в ведрах носили … Ею же спирт разбавляли.  Закуску какую-то приносили с собой.  Горячее - жарили непосредственно на костре в огороде. А вокруг уже девятиэтажки высились. Дом Правительства  опять же… Французы твои совсем растаяли, помнится, от такого радушия…

- В общем, всё им ужасно понравилось. Особенно люди. Да и город-то интересный, есть что показать. Вот начали беседу, с воспоминаний о Кристофе с друзьями, ими и заканчиваем.

- У тебя есть собственный «my personal slogan» - девиз? Чем ты руководствуешься по жизни (во французском её периоде)?

- Девиз есть, и вполне краткий: «Не будь тряпкой». Нужно чётче видеть цель. И отметать всё ненужное, особенно когда есть люди, у которых очень много энергии, и они могут заниматься одновременно несколькими вещами. Но, мне кажется, что лично в моём случае, мне нужно очень целеустремлённо заниматься искусством. Есть вот такое выражение: Если ты зарабатываешь сто рублей, а хочешь зарабатывать тысячу – прекрати зарабатывать сто рублей. То есть, пока ты с чем-то не расстанешься, ты не получишь другое.

- Чтобы наполнить чашу, она должна быть пустой?

- Как-то так…. Чтобы выиграть в лотерею, надо хотя бы играть. Играла редко, но уверена, надо «просто делать это» и не бояться. 

Беседовал Сергей Новопашин  

                Использованы изображения с сайта Е.Акуловой https://akoulova.jimdo.com/galerie/ 

Курганская область: федеральные эксперты в поиске драйверов развития региона

В правительстве Курганской области состоялся круглый стол на тему «Человеческий капитал и внутренние ресурсы региона как драйверы экономического развития», в котором приняли участие губернатор Вадим Шумков, представители региональной власти и приглашенные эксперты-политологи из Москвы и Екатеринбурга.

Среди участников круглого стола были президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, директор Центра политического анализа Павел Данилин, руководитель департамента по работе с регионами ЭИСИ Дарья Кислицына, член правления РАПК, эксперт Центра политических компетенций НИУ ВШЭ Александр Назаров, первый вице-президент РАСО Олег Полетаев, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, член Общественной палаты Москвы Александр Асафов. Организовал и модерировал дискуссию политолог, руководитель Центра общественно-политических проектов Константин Листратов.

Главными темами встречи стали перспективы привлечения специалистов в Курганскую область, вовлечение населения в проекты по развитию комфортной среды, удовлетворение потребностей молодежи и кадровые стратегии. Перед встречей гости из двух столиц посетили ряд предприятий и посмотрели город. Среди экспертов были и те, кто не раз приезжал в Курган, и те, кто побывал в «столице Зауралья» впервые, и они были приятно удивлены.

«Я в Курганской области бывал, начиная с 2000 года. Сейчас я увидел действительно мощный рывок, который совершила за пять лет Курганская область и Курган. Я побеседовал с местными жителями, за последние несколько лет они увидели результаты, которые действительно сегодня отражены. И с последними форсмажорными событиями - паводком, с моей точки зрения, вы лучше всех справились. Это совершенно объективная оценка, которую дают и специалисты, и жители Кургана», - отметил Анатолий Гагарин.

В своем телеграм-канале «Анатолий Гагарин: Dum spiro, spero» он подчеркнул: «Эти результаты были достигнуты благодаря применению технологии управленческого «сопромата», а учитывая то, что «человеческий материал» - самый сложный в управлении, и зная особенности курганского менталитета, курганских Modus operandi и  modus vivendi, можно понять, какой клубок проблем пришлось развязывать (а порой и разрубать, как тот самый гордиев узел) за эти годы.

На этом пути есть два блока препятствий: внутри региона это - малочисленность «пассионариев», неверие в свои силы, многолетнее приятие роли «региона-золушки», неготовность к интенсивной деятельности, мобилизующей таланты и побуждающей к творчеству. Поэтому так необходимо формирование позитивных установок по отношению к своей малой родине, гордости, уверенности в будущем, основанных на улучшении качества человеческого капитала региона, гарантиях хорошо оплачиваемой работы, защите социальных прав и укрепление мотивации для жителей Курганской области не покидать родной регион, развивать собственные способности и таланты в регионе.

Второй блок препятствий для внешних «наблюдателей» и привлекаемых специалистов - помимо слабой информированности о реальных достижениях региона, это всё тоже недоверие и неверие в регион, в его силы, сформированное, увы, за последние десятилетия. Здесь есть над чем работать.

В ходе нашей дискуссии выяснилось совпадение позиций экспертов и руководства региона в понимании задачи, стоящей на новом этапе - это создание общественного консенсуса по поводу базовых ценностей жителей Курганской области и по поводу стратегических целей ее развития».

Впервые побывала в Кургане руководитель департамента по работе с регионами ЭИСИ Дарья Кислицина и призналась, что она «под огромным впечатлением от увиденного здесь за два дня, всего, что касается развития города, благоустройства городской среды и, конечно, всего, что касается развития промышленного сектора. Прошлась по городу, потому что я всегда считаю, что нужно почувствовать дух города, посмотреть. Прошлась по вашей набережной, по другим местам. Действительно, город меняется, развивается. Даже в моменте видна та динамика. Очень рада тому, как развивается ваш регион с командой губернатора».

В своем телегам-канале «Политесса Кислицына» она написала: «Регион из позиции депрессивного резко вырывается вверх. За последние годы, как говорят те, кто имел возможность сравнить регион до и после, случилась «управленческая революция». В частности, регион занимает лидирующие позиции в стране по таким показателям, как рост заработной платы, динамика промышленного и сельскохозяйственного производства, рост доходов. Цифры тут важны в динамике, потому что, как известно, тренд важнее состояния. Посетили разные предприятия, составляющие индустриальный каркас региона, а чаще - и всей страны. В несколько раз увеличены объемы выпускаемой продукции, число рабочих мест, и, что особенно важно, существенно растет уровень зарплат. Совершенно искренне считаю, что региону есть чем гордиться и чем поделиться.

Кислицына сформулировала несколько предложений:

«1. Регион по праву должен стать визитной карточкой бренда #сделановРоссии.
2. В регионе создана работающая и рабочая (!) схема увязки СПО (среднего профессионального образования – ред. Повестки дня) и потребностей рынка труда, про это расскажу отдельно. Этот рецепт точно будет востребован другими регионами.
3. Активно развивается городская среда, благоустраиваются общественные пространства, построена набережная. Идет строительство дорог, модернизация школ и больниц.
Поговорили и про развитие человеческого капитала и позиционирование региона. Концепция региона нормальности, где людям просто нравится жить - это, мне кажется, такая правильная новая искренность. И губернатор в этом смысле занимает эффективную позицию в диалоге с федеральным центром, доказывая, что в вопросах развития регионов и снижения уровня их различий социальные эффекты должны быть положены в основу».  

Политолог Константин Листратов, модерировавший круглый стол, отметил глубокую погруженность губернатора в историю и проблематику региона. Он подчеркнул, что Курганская область сейчас занимает одно из лидирующих мест в стране по темпам развития промышленности и второе по совокупному росту доходов населения и становится одним из локомотивов отечественной промышленности.

«Постоянно снижающийся уровень безработицы и повышение зарплат рабочих на предприятиях свидетельствует о повышении качества занятости в реальном секторе экономики. Область регулярно занимает высокие места в профильных рейтингах, что только укрепляет ее репутацию», - перечислил Листратов.

В своем телеграм-канале «ЛИСТРАТОВ» он написал: «Курганская область представляет собой уникальный пример - несмотря на наличие ценных природных ресурсов, регион выбрал путь развития без упора на сырьевой экспорт. В регионе шутят о «курганском экономическом чуде», но стоит посмотреть на цифры, и смех меняется на удивление: за последние несколько лет безработица снизилась в 38 раз! Только с начала 2024 года число безработных уменьшилось на 1,2 тысячи человек. Индекс промышленного производства региона за последние месяцы составил 134,3% - это одно из первых мест в стране! А ведь мы говорим о регионе, который еще недавно называли одним из самых экономически депрессивных.

Стратегия губернатора Курганской области Вадима Шумкова оказалась эффективной - ставка на создание промышленного кластера сработала. Когда Запад опустил санкционный занавес, выяснилось, что российским производителям нужны новые промышленные площадки. Подход Шумкова по созданию необходимой инфраструктуры в режиме одного окна как раз и привел к расцвету промышленного кластера. В регионе уже функционирует 5 таких парков, и развитие продолжается. На завершающем этапе строительство парка «Стальмонтаж», который позволит создать более 250 рабочих мест. А в следующем году в регионе планируют запустить «Русич» - это еще порядка 300 вакансий.

При этом власти не забывают поддерживать предприятия и экономически. Ранее Шумков сообщал, что уже более 750 предприятий воспользовались субсидиями правительства при покупке нового оборудования».

Глава региона Вадим Шумков рассказал о действующей в регионе программе «Русская мечта». Этот бренд объединяет множество мер поддержки соотечественников, уставших от крупных городов и мечтающих пожить «на земле».

Кроме того, был раскрыт феномен «курганского чуда»: рекордной динамики промышленного производства, сокращения безработицы в 25 раз к 2021 году, стабилизации выплат зарплат и рост доходов, множества локальных мер поддержки предпринимателей. Одновременно с этим - масштабная модернизация дорожной и социальной инфраструктуры, перенастройка системы среднего профессионального образования и др.

В свою очередь Александр Асафов и Евгений Минченко затронули тематику демографии и инфраструктуры.

Так, Асафов в своем телеграм-канале «АСАФОВ» написал: «Курганская область уже имеет позитивный опыт в реализации региональных программ, он поможет остановить отток населения и решить актуальные проблемы региона. Программы, реализуемые в области, могут стать эксклюзивными практиками и для других регионов. Перечисленные меры, направленные на развитие образования, здравоохранения, улучшение инфраструктуры и повышение качества социальных услуг, помогут изменить демографическую ситуацию в Курганской области в лучшую сторону. Главное - создать для молодежи стимулы оставаться».

Президент фонда «Петербуржская политика» Михаил Виноградов отметил улучшение имиджа Курганской области, региона, «вокруг которого исторически имелся дефицит ожиданий», как он написал в своем телеграм-канале «Как бы Mikhail Vinogradov».

«Прежняя уязвимость - радикально более низкий уровень зарплат - потихоньку теряет былую актуальность из-за оживления промышленных предприятий. Заказов много, работников мало – и от работодателей удается добиться повышений. Потенциальные преимущества -  возможность экономии времени, энергии и денег, развитие городской среды и близость к природе - то, что Шумков называет «нормальностью».

Виноградов указал на потенциально дополнительные ниши, интересные и жителям области, и тех, кто задумывается о переезде. «Один из вариантов - столица российской альтернативной медицины. Это довольно широкое понятие, способное заинтересовать растущее еще со времен вакцинофобов число скептиков относительно официальной медицины. Исторически опыт хирурга Илизарова и его центра - как раз счастливая история того, как чудаковатый одиночка-экспериментатор сумел добиться признания своего метода советской медициной которой в целом было не до энтузиастов. А наличие местных грязевых курортов («импортозамещающий» аналог Мертвого моря) заинтересует и пациентов-традиционалистов, и тех, кто остается в поиске неочевидных оздоровительных ноу-хау».

Как отметил Олег Полетаев, первый вице-президент РАСО, выступивший с докладом «Альтернатива мегаполисам: что могут предложить жителям средние и небольшие города?», за счет жестких антикризисных мер, включая сокращение бюрократического аппарата на несколько тысяч человек и борьбу с коррупцией, за 5 лет откровенно депрессивная до того область смогла реально преобразиться.

«В 2017 году я побывал в Кургане и с тех пор считал его одним из самых некомфортных и небезопасных городов России. Но сейчас город просто не узнать. Вместе с тем, демографическая ситуация в регионе остается сложной. Практически нулевые показатели безработицы - серьезнейший барьер для развития всех сфер экономики, от АПК до ОПК. Не говоря уже о креативных индустриях, культуре и так далее. С учетом близости Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска обладающих намного более богатой и разнообразной инфраструктурой, а также транспортной доступностью, задача преодолеть инерцию оттока жителей стала для Курганской области задачей номер один», - поделился эксперт.

Полетаев показал в своем докладе, что «возможна альтернативная (а в каком-то смысле безальтернативная) стратегия - работы с социальной средой.  Ее реинжиниринг, включающий глубокую кооперацию власти, бизнеса и лидеров локальных мини- и микросообществ, может помочь в согласовании общих приоритетов и форсированном развитии инфраструктуры для волонтерства, добровольчества, уличных спорта и культуры, новых форм досуга. Цели такой стратегии - укрепление горизонтальных связей и создание здоровой атмосферы - атмосферы города современных, позитивных, открытых к взаимодействию людей, которые умеют получать удовольствие от жизни. Ну потому что не в аквапарках счастье. И не в их количестве».

Павел Данилин в своем телеграм-канале «Что-то знаю. Павел Данилин» отметил   в качестве главной проблемы - «неготовность многих жителей Кургана поверить в то, что у них персонально, лично - есть шанс изменить свое будущее и будущее своей малой родины к лучшему. Сильные патерналистические настроения, большая доля депрессивных и опустивших руки. Но это меняется. Медленно, но меняется. В том числе и благодаря кипучей энергии и патриотизму губернатора. И это опять же не просто слова. В конце концов, если хочешь изменить мир, начни с себя».

Как подчеркнул Вадим Шумков, результаты, которые сегодня имеет Курганская область в экономике, инфраструктуре, в социальном развитии, говорят о том, что регион идет правильным путем.

«Сегодня наша задача сложить новый пятилетний трек. Ничего не забывая из того, что сделано правильно, дополнив это тем, чего, на наш взгляд, возможно, пока не хватает. Это новые модели общественного развития, новые формы вовлечения общественной активности в госуправление. Мы хотим, чтобы сейчас все то, что делается правильно, развивалось еще более активно. С коллегами проговорили, у них есть свое видение, как сделать ставку на человеческий капитал, как сделать так, чтобы люди, если уезжают из Курганской области на учебу, на работу, потом возвращались», - отметил губернатор.

Фото предоставлено организаторами

Краснотурьинская спортсменка стала победительницей первенства мира по боксу

Спортсменка из Краснотурьинска Снежана Кузнецова, выступавшая в составе сборной России в категории до 52 кг, стала победительницей первенства мира по боксу среди юниоров и юниорок 17-18 лет в Черногории.

В 1/8 финала Кузнецова одолела Нокванду Баху из Южной Африки, завершив бой досрочно в первом раунде. В четвертьфинале она одолела представительницу Польши Мартины Кочкодаж со счетом 3:2.

В полуфинале свердловчанка победила Джиду Николину из Сербии (5:0), а в финале с тем же счетом одолела китаянку Чен Яньфен.

«Я очень рада, это большое достижение. Победа для моей страны, для моего региона. Спасибо всем большое, кто поддерживал меня. Будем и дальше делать все для того, чтобы приносить победы стране», - сказала Кузнецова после выступления.

Фото: Пресс-служба Федерации бокса России

Свердловчан предупреждают о шквалистом ветре

ГУ МЧС по Свердловской области выступило со штормовым предупреждением.

По данным специалистов, в понедельник, 4 ноября, в регионе ожидается усиление ветра до 25 м/с, а в ночь с 3 на 4 ноября - вплоть до 28 м/с.

Кроме того, на дорогах ожидается образование гололедицы.

В связи с непогодой уральцев призывают соблюдать меры предосторожности, а в случае ЧП звонить по номеру 112.

Фото: Борис Ярков

23 млн рублей отдали аферистам жители Екатеринбурга за неделю

На уходящей неделе в городскую полицию уральской столицы поступило заявлений о мошенничестве на сумму почти 23 млн. рублей.

В этой связи начальник городского УМВД Максим Метелица вновь возглавил массовый рейд по профилактике мошенничества. На этот раз мероприятие прошло на территории Орджоникидзевского района. В рейде приняли участие сотрудники УМВД России по Екатеринбургу, строевые подразделения местного гарнизона полиции.

Операция вызвана непрекращающимся ростом количества дистанционных хищений денег у населения путем обмана. Только на уходящей неделе в городскую полицию поступило заявлений о мошенничестве на сумму около 23 млн. рублей.

Так научный работник Восточного Углехимического института отдал аферистам свыше 1,1 млн. рублей сбережений. Звонившие представлялись «коллегами» и «специалистом Росфинмониторинга».

Лже-коллега сообщил потерпевшему, что правоохранительные органы заинтересовались деятельностью бухгалтерии их института, поэтому в ближайшее время с ним свяжутся «представители Росфинмониторинга». Затем с мужчиной связался неизвестный и сообщил, что от имени собеседника якобы была выписана доверенность на распоряжение его денежными средствами.

«Менеджер Росфинмониторинга», в свою очередь, убедила заявителя снять с межбанковского счета все сбережения и перевести их на «безопасные, расчетные счета». Мужчина согласился, по указанию звонившей скачал приложение Мир Пэй, где ввел данные, предоставленные неизвестной, затем направился в банкомат и несколькими транзакциями внес свои денежные средства на счета злоумышленников.

После этого звонившие перестали выходить на связь, тогда потерпевший осознал, что стал жертвой каферистов. Возбуждено уголовного дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». 

Перед началом рейда Максим Метелица на инструктаже личного состава акцентировал особое внимание на необходимости обязательного доведения до каждого гражданина важной информации по профилактике мошенничества, отработать адреса проживания пенсионеров на вверенной территории и донести до каждого пожилого жителя меры по предупреждению и пресечению фактов общения с мошенниками.

Полицейские предупредили жителей областного центра, что сотрудники правоохранительных органов и представители банков, и иных силовых структур не звонят горожанам и не требуют оформлять «зеркальные займы», не существуют никакие «безопасные счета».

Актуальным остается такой способ обмана, как звонки и сообщения от лица «руководителя», который требует оказать содействие, якобы, «сотрудникам ФСБ» и «ЦБ России», а также звонки от «сотовых операторов», предлагающих пролонгировать договор обслуживания телефонного номера.

Фото: отделение по связям со СМИ УМВД Екатеринбурга

Екатеринбург возглавил рейтинг городов по использованию кикшеринга

Екатеринбург возглавил рейтинг российских городов по использованию кикшеринга.

Как сообщает пресс-служба кикшеринга Whoosh, жители уральской столицы чаще других используют арендные самокаты не для развлечения, а в качестве средства передвижения. В 9 из 10 случаев пользователи начинают поездку рядом с жилым кварталом и заканчивают рядом с остановками общественного транспорта, офисами и торговыми центрами.

Суммарно за сезон екатеринбуржцы проехали 11,5 млн. км, в то время как жители Казани - 5 млн. км. В среднем в Екатеринбурге активные пользователи совершают 25,5 поездки за год, а в соседней Тюмени этот показатель равен 16,6.

Фото: Борис Ярков

На трассе М-12 «Восток» до Екатеринбурга уложили технологичный асфальт

На трассе М-12 «Восток» до Екатеринбурга рабочие закончили укладку асфальта и почти нанесли разметку. Всего ушло 550 тыс. тонн покрытия.

Как сообщил в своем тг-канале заместитель премьер-министра РФ Марат Хуснуллин, при строительстве автодороги Дюртюли-Ачит по максимуму использовали новые технологии - асфальт на трассе создавали по методу объемного проектирования.

«Благодаря этому покрытие будет устойчиво к деформации и растрескиванию из-за низких температур и высокой интенсивности трафика», - указал Хуснуллин.

Для гидроизоляции моста через Большую Сарану использовали материал из полимерной водонепроницаемой мембраны, что позволило сократить сроки проведения работ.

Кроме того, на путепроводе внедрят систему мониторинга - о проблемах в конструкции сооружения специальные датчики будут передавать информацию на пульт управления.

Фото: тг-канал Марата Хуснуллина

Правительство продлило пилотный проект по стимулированию рождаемости

Правительство продлило пилотный проект по стимулированию рождаемости до конца следующего года.

Пилотный проект стартовал 1 сентября 2023 года в трех регионах - Новгородской, Пензенской и Тамбовской областях. Согласно постановлению главы камина Михаила Мишустина, пилотный проект по стимулированию рождаемости в трех регионах продлен до 31 декабря 2025 года.

Помимо этого, при участии уполномоченных органов до 31 марта поручено провести оценку влияния достигнутых результатов реализации мероприятий пилотного проекта за 2024 год на стимулирование рождаемости в указанных регионах. Итоги оценки нужно направить в правительство до 30 апреля.

Фото: Борис Ярков

Оплатить билет в метро Екатеринбурга можно будет с помощью QR-кода

С 5 ноября в екатеринбургской подземке запускают оплату по QR-билетам.

Как сообщили в пресс-службе метрополитена, приобрести подобный заменитель стандартного жетона пока можно на четырех станциях: «Ботаническая», «Чкаловская», «Площадь 1905 года», «Проспект Космонавтов». Проездной будет действителен в течение суток и только на станции приобретения.

С 1 января метрополитен уральской столицы планирует полностью отказаться от использования жетонов. Екатеринбург станет вторым городом страны (после Нижнего Новгорода), где будет введена данная система оплаты.

Фото: Борис Ярков

ЦБ утвердил список системно значимых банков

Центробанка РФ утвердил список из 13 системно значимых банков, на долю которых приходится около 79% совокупных активов российского банковского сектора.

Как сообщает пресс-служба регулятора, обновленный перечень системно значимых кредитных организаций ЦБ оставил без изменений. В него входят: «Сбербанк», ВТБ, «ЮниКредит Банк», Банк ГПБ, «Совкомбанк», «Альфа-Банк», «Московский Кредитный Банк», Банк «ФК Открытие», «Росбанк», «ТБанк», «Промсвязьбанк», «Райффайзенбанк» и «Россельхозбанк».

К системно значимым кредитным организациям относятся банки, оказывающие влияние на весь банковский сектор. При этом если у такого банка возникают финансовые или репутационные проблемы, это сказывается на всем рынке.

Фото: Борис Ярков

Санатории обяжут платить туристический налог

С 1 января 2025 года санатории обяжут платить туристический налог по минимальной ставке. Они признаны участниками реестра классифицированных средств размещения.

Как передает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Российского союза туриндустрии (РСТ), для гостиниц и других объектов размещения в 2025 году ставка туристического налога установлена в размере 1%, но не менее 100 рублей за день проживания, с последующим увеличением до максимальных 5% в 2029 году.

«Закон о введении на всей территории России туристического налога с объектов размещения принят в июле 2024 года. Обязательное условие - гостиничные объекты должны входить в реестр классифицированных средств размещения. Санатории в этот реестр на момент принятия закона не входили и под турналог не подпадали. Однако в конце октября в Налоговый кодекс были внесены поправки, которые предусматривают расширение числа плательщиков туристического налога, включая средства размещения, в которых оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания в составе услуг по санаторно-курортному лечению», - уточнили в РСТ.

При этом участники рынка выступили против распространения налога на санатории, поскольку люди едут в них для восстановления здоровья, а не просто для отдыха.

Фото: Борис Ярков