Как отмечалось ранее в «Повестке дня», [2] с 3 по 21 апреля екатеринбургский Интерьерный центр «ARCHITECTOR» презентовал выставку российско-французской художницы Евгении Акуловой (Génia Akoulova), посвященной Энди Уорхолу. Сегодня с автором работ и оригинальной живописной техники беседует Сергей Новопашин.
Сергей Новопашин и Евгения Акулова. Выставка «Храм искусств: фабрика Энди Уорхола».
- Евгения, сколько лет прошло с той первой выставки в Музее молодежи, где присутствовали и твои французские друзья – актеры из «Театра дю Солей»?
- Двадцать? Чуть более…
- «Солнечное» прошлое? Конец восьмидесятых – начало девяностых… Как там Вова Синий пел: «Времена хорошие, хорошие времена…», солнечные …кто ж знал, как все обернется?
- Да, вспоминается первая - «разрешенная» выставка художников на Сурикова-31.
- А общежитие архитектурного института, где между восьмым и девятым этажами полу украшал логотип «Басик» (от англ. Basic, в данном случае как игра смыслов) - группы художников: Олега Елового, Саши Голиздрина и Эдика Игнатьева.
- Да, на Восточной-двадцать. Очень было хорошо, хорошее было время. Всех нас наполняла какая-то детская радость и желание творить.
- Казалось, мир впереди большой и удивительный…
- Да, и какой-то, наконец, появился доступ, в хорошем смысле, к иностранщине. Мы активно следили за тем, что происходит в современном искусстве. Скупыми, конечно, средствами. Но тем не менее…И пытались что-то сделать сами в этом роде. К сожалению, продлилось это время не очень долго.
- Поэтому ты и уехала?
- Не только. Я уехала в 1995-м. Поступила в школу и уехала учиться. До этого я побывала во Францию в 1994-м, пожив там два месяца.
- Что подвинуло уехать за границу? Почему именно Париж?
- Я закончила спецшколу с преподаванием французского языка и много изучала Францию, занималась техническим переводом. Изучала культуру…. В общем-то, страна была мне знакомая, хотя я и говорила довольно плохо на языке, но зато знала грамматику.
- А нам казалось, что ты просто переводишь как пулемёт, когда с французами приезжала.
- На самом деле, пулемёт был очень сильно заторможенный. Кстати, пока с актерами ездила, была в Екатеринбурге две недели, потом мы с ним объездили всю Среднюю Азию, были в Москве и Санкт-Петербурге. Я их догнала в Алма-Ате, потому что они не справлялись с моим словариком. Они были в отчаянии, прислав мне телеграмму: «всё, приезжай, мы тут умираем в каком-то «городе Чученко» (Шевченко – прим. ред.), автобус сломался…». В общем, я приехала туда и дальше мы ездили вместе. За эти 3 месяца я, конечно, язык подтянула просто колоссально, у меня всё время болела голова, но это было очень позитивно. Вот и получилось так, что с ними встретились, они оказались классными парнями, актёрами из Театра Дю Солей, очень крутой театр - «Театр Солнца» (не нужно его путать с Цирком дю Солей). Этот театр очень известен во Франции, им руководит весьма известный и авторитетный режиссёр – Арьен (Ариан) Мнушкин, этакая «железная леди», живая легенда мирового театрального искусства.
Её отец был известным продюсером фильмов с тем же Жан-Полем Бельмондо, например. Свой театр называется у Мнушкин называется Театр Солнца – Театр дю Солей (Théâtre du Soleil) и находится в Картушри, в одном из цехов заброшенного патронного завода в пригороде Парижа – Винсенне. Красивое место… (См: "Ariane Mnouchkine and the Théâtre du Soleil" [3]).
В общем, Марк, Кристоф и Лоран – актеры из её «Дю Солей» попали на Урал. Через Льва Шульмана.
- Помню те годы – Шульман был в топе, и я, как и многие из поклонников, старался не пропустить ни одного его мероприятия.
- Да, да. И потом он был постоянно в жюри каких-то международных фестивалей, на одном из которых Шульман с Мнушкин пересеклись, и она дала парням его адрес. Ему же было некогда ими заниматься, и он их мне перебросил, как франкоговорящей, к тому же, и художнице, человеку искусства. Ну, а дальше … С ответным визитом я приехала к ним в Париж, посетила Центр информации для молодежи (есть такой), нашла школу по душе и специальности, и поступила в неё. Стала учиться.
Евгения Акулова, 1990-е гг. Фото: В.Долганов
- К сожалению, об их актёрских талантах мне трудно было судить, ведь с ними мне пришлось лишь обсуждать твою выставку в Музее молодежи, да учить их питию разведённого спирта...
- Они очень хорошие актёры. С Лораном и Марком я долго поддерживала отношения, но потом они куда-то исчезли. А с Кристофом мы время от времени встречаемся. Он вырос творчески и в карьерном плане, став отличным режиссёром, и весьма успешным. Тот факт, что, создав свою театральную компанию в качестве режиссёра-постановщика, он был приглашен Арьен Мушкин поиграть в её «Дю Солей», говорит о многом. Потом, в очередной раз, когда я пересеклась с ним возле Комеди Франсез, он обрадовался не меньше меня. Видимо, хорошие воспоминания о тех годах, о времени, проведённом вместе в России, на Урале, не только у меня.
Увиделись с ним недавно. Ну, спрашиваю, как ты? – Ставлю пьесу, - говорит! То есть, он начала уже ставить в Комеди Франсез. …был директором театра в Сэн-Дени. Сейчас он на севере Франции - в Лилле. Там уже целый регион подвластен его театральной деятельности. В общем, у него весьма замечательные успехи.
Евгения Акулова, Наталья Курюмова, Ксения Поль
- Возвращаясь к твоей судьбе: итак, ты поступила во французскую школу живописи?
- Нет, я поступила не в школу живописи, а в школу, раз я дизайнер, промышленного искусства. Если точно – в Высшую национальную школу промышленного творчества ENSCI-Les Ateliers [4].
- Аналогично названию нашего (в САИ-УрГАХУ) факультета промышленного искусства...
- Именно. Там прямо вся школа посвящена дизайну, всем его видам. Очень хорошая школа, между прочим. Принцип работы её, отдельно отмечу, просто замечательный – она открыта 24 часа в сутки 365 дней в году. Практикующие дизайнеры преподают по полгода.
- И оплачивает это всё благоденствие государство?
- Да. Я за учёбу заплатила очень символическую сумму – 1200 франков. 1000 франков – это 150 евро. И это за год. Сравни: студенту на каждый проект выделялось по 2000 франков, которые ты, конечно, не мог брать деньгами, но мог брать материалами или услугами какими-то. В общем, очень хорошая школа, всем рекомендую. Туда было непросто поступить. Сперва отбор был по досье, затем - длинный экзамен на целый день, в котором было шесть разных экзаменов. И я стала первой русской ученицей в этой школе. Хотя, истины ради, с нами поступил ещё один парень. Его звали Илья, но он проходил формально как израильтянин, потому что в своё время переехал из Кишинёва с родителями в Тель-Авив. И он считался еврейским парнем. Естественно, прекрасно говорил по-русски, к счастью для меня. Мы очень с ним подружились.
- То есть, школа Свердловского архитектурного института тебе помогла?
- Да, меня взяли сразу на третий курс. И как говорил наш незабвенный Володя Пирожков, который тоже дизайнер, но только гораздо более знаменитый, чем я и вообще замечательный человек: «наш институт записан в талмудах». То есть, если возьмёшь какую-то значимую школу в Европе или Америке, там есть список других школ, диплом которых является значимым, с его помощью ты уже сможешь поступить не на первый курс, а на второй или третий. И наш архитектурный институт там записан. Думаю, он и до сих пор там есть. Интересно, что врачам или педагогам надо подтверждать дипломы, а вот выпускникам САИ нет.
- Круто, к тому доказательства уровня подготовки вуза всегда при тебе – твои руки. Взяла и сделала.
- Да, в досье я положила фотографии своих проектов. Ну и думаю, что тот факт, что я русская, сыграл в мою пользу.
Евгения Акулова и Виктор Соболев
- Не удивлен. Отношения Франции и России – тема отдельная, но в целом вклад русских в культуру Франции не мал, даже если смотреть с XX века…
- Лучше смотреть после войны с Наполеоном, он начался ещё тогда, когда наши дошли до Парижа и «научили» французов разным гусарским привычкам, типа выбрасывания бокалов после испития вина... Появились там всякие словечки типа «бистро» и многое другое… В общем-то ещё тогда установились отношения, а русские и французы поняли, что души их совместимы. Поскольку все любят удовольствие, радость и выпивку. Любят делать праздник. Вообще, способны на жесты и те, и другие.
Ну и доля романтизма, которая иногда работает в минус перед прагматичными педантичными немцами. Тут проигрывают и мы, и они, но до определённого предела.
Ольга Хабарова, Леонид Баранов, Лев Хабаров
- О первой выставке здесь, на Урале: это был девяносто пятый? Тогда же ты и была вместе Лораном, Кристофом и Марком.
- Выставка была в музее на Карла Либкнехта, Музей молодёжи он тогда был, где директорствовал Быкодоров.
- Помню, «4 канал» снимал и в кадр попали мы с братом. Мы стоим у твоей «Офелии», напоминающей Кайли Миноуг в клипе Ника Кейва на песню «Where the Wild Roses Grow», и что-то умное говорим.
- Да, Офелия. Легендарный сюжет.
- Что-то в этом было от тебя самой, мне казалось. Ещё помню выставку, которая была в здании киностудии, это уже были двухтысячные годы .
- Да, это было в галерее Поле, наверное, где я с Лидой Чупряковой и Леной Гладышевой выставлялась.
Акулова Евгения. Douleurs fantômes (Фантомные боли), Париж.
- Была такая откровенно смешанная, сложная техника, фантастическая живопись, завораживающая... Кстати, а почему у тебя на сайте нет этих старых работ?
- На самом деле, не знаю. Мне просто кажется, что это какое-то вообще другое.
- Ну, по эстетике возможно. То есть, как у тебя простроен контент сайта, вся его визуальность, - то, да, согласен. Прежние работы говорят об ином восприятии тобою мира…
- Да, мне просто кажется, что я буду путать людей таким образом. Не знаю даже.
Акулова Евгения. Portraits d'inconnus (Портреты неизвестных), Париж.
- Может, подобно Пикассо, разбить свое творчество на периоды, и соответственно этому, выстроить рубрикатор сайта, типа «Еловой период», «офелический период», «стрит-арт период» …
- Сейчас бы это понимали по-другому, но тогда, почему-то французские галеристы не приняли этого… Просто я думаю, что, когда у меня будет какой-то настоящий успех (я всё ещё на это надеюсь!), я выставлю старые работы. Я всё сохранила, все эти фотографии. Работ, правда, осталось не так много.
- Все ушли в коллекции?
- Да, очень хорошо продавались раньше. В России в основном. То ли время было другое, то ли люди другие. То ли картины те шли лучше, не знаю. И когда я начала пытаться выставляться во Франции с этими же работами, то мне сказали, что «слишком религиозно». Это испугало многих галеристов.
- А что они там увидели религиозного?
- Не знаю, сказали слишком религиозная живопись, трудно нам с ней работать и так далее. То есть, я и из этих соображений и сменила формат. Я не стесняюсь своих работ, это период, который мне нравится. Есть многие люди, в частности Лида Чупрякова, моя близкая подруга и художник, которые сожалеют, что я так больше не работаю.
- Сейчас как раз эпоха новой религиозности. Все эти гиперреальные культы, увлечение магией и прочие выверты нью-эйджа. В вообще, из уст французов-католиков довольно странно это было, наверное, слышать.
- Знаешь, это такой парадоксальный феномен. Вот у нас эти аттракционы называются «американскими горками», а в Америке наоборот – русскими. Так же и здесь. Меня всё обвиняли здесь, что я срисовываю с европейских классиков, а там, в Европе чуть ли ни обвиняют , что я «слишком русская и религиозная». Но на самом деле, когда я делала спонтанные выставки, у меня французы очень даже хорошо покупали картины. Они были, мне кажется, душевные. Своего зрителя я находила. Чего не скажешь о галеристах. С ними работать не получалось. Была, одна галеристка – из США, но как только произошли события 11 сентября, всё накрылось медным тазом.
Акулова Евгения. «Дети Бенина». Париж.
- Нашёл тут в фейсбуке обзоры современного арта Франции. И, с точки зрения современного искусства, есть достаточно традиционные работы. Новые импрессионисты, новый наив. Причём наив такой, что я бы даже перепутал с каким-нибудь Генераличем.
- Дам совет. Есть там художественная ярмарка, называется FIAC – она международная и очень известная. А есть Арт-Пари Арт-Фейр, Art Paris Art Fair — ежегодная международная ярмарка современного искусства. Ярмарка проводится в Grand Palais [5] ежегодно, начиная с 1998 года. Там и российские галереи представлены: ростовская 16thLINE art-gallery, Grinberg Gallery, «Эритаж», Galerie Iragui, Pecherskiy Gallery , pop/off/art, Галерея Марины Гисич (совместно с Ural Vision Gallery, Екатеринбург) и «Эрарта», «Арка»…
У них есть сайт, и ты просто можешь туда зайти и посмотреть каждую галерею, каких художников она представляет. И вот это, на мой взгляд и будет лицом современного искусства в хорошем смысле этого слова.
Акулова Евгения. «Образы архитектуры». Париж
Акулова Евгения. «Синопсис». Париж
- Учту. А вот работы художников, которых я видел у тебя в аккаунте, уличных художников. Насколько разнообразны и необычны решения в презентации своего творчества. Ящики почтовые расписанные, например. Это ведь актуальное искусство, и попадет ли оно в галереи?
- На самом деле оно сейчас очень даже попадает. И в данный момент я этим очень сильно интересуюсь. Сама начала уже что-то помаленьку там клеить и планирую двигаться в этом направлении, потому что пару лет назад я случайно попала в такой арт-проект ассоциации Trait d'union (связующее звено) - «прыжок ангела». Организовывал некий ARTOF POPOFF, классный парень, наполовину русский, наполовину француз. Есть большое помещение в пригороде Парижа — городе Монтрёй (Montreuil), раньше он каждый год это делал – собирал всех знакомых и незнакомых стрит-артистов, занимали пространство, делали экспозицию. Меня случайно туда взяли через знакомых и мне так это всё понравилось. Люди добрые, между собой приятно общаются. Я бы сказала, что это отдельная категория художников, у которых нет камня за пазухой и какая-то, как мне кажется, взаимопомощь существует, что для артистической среды не свойственно вообще. Короче говоря, я решила двигаться в этом направлении, а Париж, на самом деле, очень стрит-артистический город. Особенно в отдельных кварталах, не говоря уже о том, что сейчас вот в тринадцатом, допустим, округе, на юге города сделан огромный проект галерей, которые специализируются на стрит-арте. Там большие 18-этажные дома, у которых есть глухие стены и метро выходит на поверхность. В общем, получится такой музей под открытым небом, и он уже начал реализовываться: Шепард Фери, Obey например, и всякие другие замечательные стрит-арт художники мирового масштаба стали в очередь выстраиваться, чтобы получить такую огромную стену в Париже.
… представь, люди выныривают из метро и едут по красивому городу, а когда попадаются не очень красивые дома, то они расписаны современными фресками замечательных художников. Отличная идея.
Акулова Евгения: Современные герои Уральской мифологии: Хозяйка Медной горы, Огневушка-Поскакушка, Айлып, Данила-Мастер, Катерина и малахитовая шкатулка, Дарёнка и Серебряное Копытце.
- Ну, этот тренд и до нас дошёл, если ты видела. В Ботаническом микрорайоне, и не только есть прекрасные образцы стрит-арта, не говоря уже об уличных арт-работах Тимофея Радя…
- Ну, так и ради бога! Город-то сам по себе красотой не блещет. В центре ещё нормально, а вот жилые районы совсем печальные. То, что ты презентовал в фейсбуке из работ местных стрит-артистов – это приятно. У нас вот тоже во дворе трансформаторная будка расписана – идёшь и радуешься.
Касательно тренда - стало открываться очень много галерей, которые специализируются на стрит-арте. Соответственно, нужен и материал, объекты, чтобы ими торговать и показывать в галереях. Поэтому в дело идут коробки, плитка, доски, картонные ящики – всё, что хочешь. Забавные такие вещи. Но сейчас уже вроде второй год проходит, вот в данный момент идёт Арт Пари УрбанАрт. Сделана по принципу Арт Пари Арт Фейр – международная ярмарка, которая определяет галереи, специализирующиеся на стрит-арте. Там тоже есть сайт, можно зайти и посмотреть.
- То есть, по большому счёту, эпоха «искусство в массы» наконец то наступила?
- Да, наступила эта счастливая эпоха. Кроме того у стрит-артистов, есть некоторая тиражность, и поскольку много начинающих – цены вполне демократичны и люди вполне могут себе что-то позволить приобрести за нормальные деньги. Не говоря о том, что многих из них официально приглашают разработать витрины магазина к Новому году или к другому празднику или событию. Их уже начали брать в оборот и давать заказы, давать им реализовывать какие-то конкретные и достаточно пафосные вещи. Это позитивно. Ещё есть такой феномен, когда здания, которые планируются под снос или перед капремонтом, отдают ассоциации или продюсерам от арта или галеристам…Те, в свою очередь, постят на том же фейсбуке, что ты можешь прийти и получить кусочек комнатки и заполнить её, либо расписать на месте, либо наклеить там что-то, либо какие-то объекты выставить.
….потом эти выставки длятся месяц-два, и вполне себе окупаются. Много за них никто не просит, билет – 3-4 евро, пиво - 2 евро. То есть, ты можешь туда прийти и полдня провести с детьми, с друзьями, с кем хочешь. Плюс – нередко мероприятия эти сопровождают музыканты, живой звук. Всё самоокупается.
- То-то тебя и потянуло на улицу. В хорошем смысле. «Вон из салонов!» - когда –то это уже было…
- Да, да. Потому что, на самом деле это для тщеславия очень полезно, потому что так вот наклеишь картину, её все видят. Гораздо больше видит людей, чем в галерее или где-то ещё. И есть перспективы некоторые. Я немного трушу. Иногда. Но ничего, это надо привыкнуть. Потому что это всё равно запрещено, там какой-то штраф, если тебя поймают.
- За порчу фасада?
- Да. Есть два способа, как это делать. Либо тайно, как-то ночью или рано утром. Либо просто прийти с наглой мордой и делать вид, что так и надо. Способ, как правило, используется и тот, и другой, в зависимости от районов города.
- Хорошо, то есть, ты в этом видишь своё будущее?
- Частично в этом, да. Я постараюсь идти в этом направлении, потому что, во-первых, мне нравится круг людей, и не очень нравится цепочка «художник-галерист-зритель» . В стрит-арте она короче: художник-зритель… Без посредников. Галерист появляется уже позже, в следствие зрительского внимания и реакции людей. Не знаю, может у меня очередные иллюзии. У меня они уже давно, на самом деле. В голове моей такой образ, что как будто бы я шла, шла и дошла до какой-то такой крепости круглой, хожу вокруг неё и никак не могу найти дверь. То есть, получается, что с картинами как-то так у меня. Я никак не могу найти нормальную галерею, всё какое-то случайное…
- Не можешь найти – создай свою!
- Так-то верно. Но не получается.
- Мужа привлекай.
- У него, кстати, есть даже помещение. Правда, дислокация не совсем удачная, в северном пригороде. Туда народ не идёт.
- Это как у нас на Уралмаше?
- Ну да, типа того. Там просто зал на первом этаже, и я делала в нем одну нормальную выставку. Вот сейчас приеду, буду делать вторую. Можно помещение будет даже использовать как шоу-рум, всё развесить и народ туда как-то приглашать время от времени. Всё только подручными средствами. Понятно, всё через контакты делается, коммуникации. Надо ходить, договариваться, тусоваться с нужной публикой… под лежачий камень вода не течёт. Вот как Олег (Олег Еловой, прим. ред.), светлой памяти, он как-то легко всегда вступал в контакт с людьми. Совершенно без комплексов. Несмотря на незнание языка или ещё чего….
- Ну, про Олега вообще надо отдельно писать.
- Да, написать надо.
Олег Еловой, Евгения Акулова, Алексей «Хвост» Хвостенко в Париже, 1999 г. Из архива Е.Акуловой
- Твоя актуальная выставка, посвящённая друзьям Уорхола, - она является каким-то этапом?
- Да, является. Во-первых, мне приятно всегда про него думать, потому что это человек, который сам себя сделал.
Родился в Питтсбурге, но родители его и братья мигрировали из Словакии. В деревне той, сейчас музей, кстати, открыли. И то, что он сам себя сделал, и действительно, его никуда не брали, также как и многих их тех, кто стал позднее знаменитым.
Есть, конечно, и такие, чье признание буквально выстреливает моментально. А Уорхол долго работал простым рекламным художником. И там он создал свой круг людей, сам сделал так, что они вокруг него стали виться и почитать его. И считаю, что это большой талант. Большое уважение испытываю к нему. Отсюда и тема выставки.
И вот это всё количество энергетического и художественного потенциала, оно в качество потом тоже переросло. Это очень важная эпоха. И главное, что удивительно, думать, что мы уже в это время жили. Другое дело, что мы были на другом конце мира, но вместе с тем, если бы я, например, поехала в Нью-Йорк, то бы могла прийти на фабрику Уорхола. Вот это меня как-то особенно радует. Не то, чтобы я его будто знала, просто вот Леонардо да Винчи был давно, а это сейчас, синхронно… вот оно было, вот оно.
Евгения Акулова с организатором выставки «Храм искусств: фабрика Энди Уорхола» Марией Нестеровой, г. Екатеринбург
И потом, такие работы, как у Энди Уорхола, или современных стрит-артистов - они вполне рыночные, в смысле, доступные и понятные массовому зрителю, но также и вполне соотносимые именно с искусством, и потому требующие соответствующего мастерства от их создателя. Так что стрит-арт я расцениваю и как свой тренд.
- У нас в 2003-м или чуть позже был проект «Длинные истории Екатеринбурга», которые излагались кистью и баллончиком с краской художниками на бетонных заборах … До сих пор стоят некоторые. Есть, кстати, парижская тема - по Щорса от Белинского до Луганской («Ах Пари, Пари») - всё в черно-красной гамме. Ну и Тима Радя, конечно. Но в таком масштабе, как в Париже, проектов нет. Иногда дают стрит-артистам какие-то площади, сколько-то даже они существуют там, пока стройка работает.
- Есть мысль и в родном Екатеринбурге выставить стрит-арт. Сделать во время, видимо, Биеннале. Осенью. Создать, так сказать, параллельную акцию - программе музея «Гамаюн» (Музея народных промыслов). Я хочу сделать акцию с Лидой Чупряковой: она будет делать выставку внутри, в зале а я планирую сделать на оградительной решётке музея выставку своих работ. Это будет, скажем так, официальный стрит-арт. Решётка красивая, место нормальное. Угол Гоголя и Энгельса. Решётка идёт по Энгельса, да. Такой вот план, сделать это где-то в конце августа, начале сентября. Будут, скорее всего, не оригиналы работ, просто я распечатаю копии на пластике. Потому что при нашей-то погоде они там долго не протянут.
Но план такой. Хотелось бы вообще взять это в привычку и устраивать какие-то такие арт-акции. Хотелось бы пригласить французских коллег-художников для проведения совместных проектов.
- Давно пора что-то подобное. Кстати. О роли французов на Урале уральский пипл как-то меньше осведомлен, нежели о роли немцев. Для меня, в своё время, было открытием, когда я занимался брендированием территорий Урала, что по теме продвижения Урала работал такой мэтр истории как Роже Порталь. Одна из его работ – «Путь железа», посвящена роли горно-заводской цивилизации на берегах Чусовой, и сплаве железа вплоть до британских островов. Он интересовался эпохами Петра I и Екатерины II, был в хороших отношениях с советским правительством, много сделал для налаживания отношений между Францией и СССР. Было бы интересно задействовать его наследие в каком-либо арт-проекте. Надо уже как-то восстанавливать «мосты дружбы»…
- Да, абсолютно точно. Надо восстанавливать. К тому же, те же французы мои (Кристоф, Марк, Лоран) сказали, что Свердловск, конечно, не самый красивый город, который мы видели, но люди там самые лучшие. Они с большой теплотой это всё вспоминали. Вот я просто вижу это по реакции Кристофа - когда он меня видит, то просто подпрыгивает и говорит: ну как ты? Может тебе билеты надо (в театр)? Что ты хочешь? - А я говорю: да ничего я не хочу! Привет, да и всё. – Такое впечатление, что у него осталось некое чувство благодарности… И я, видимо, олицетворяю для него всех остальных русских ))) Ведь вспомни, как мы жили? - Денег же не было ни у кого сроду, а всегда находили, чем друзей накормить-напоить, и где спать уложить…
- Не то слово! Душа нараспашку. Помню дом Олежки (Олега Елового), что в самом центре города стоял, Старый. Купеческий еще… Воду из колонки брали, в ведрах носили … Ею же спирт разбавляли. Закуску какую-то приносили с собой. Горячее - жарили непосредственно на костре в огороде. А вокруг уже девятиэтажки высились. Дом Правительства опять же… Французы твои совсем растаяли, помнится, от такого радушия…
- В общем, всё им ужасно понравилось. Особенно люди. Да и город-то интересный, есть что показать. Вот начали беседу, с воспоминаний о Кристофе с друзьями, ими и заканчиваем.
- У тебя есть собственный «my personal slogan» - девиз? Чем ты руководствуешься по жизни (во французском её периоде)?
- Девиз есть, и вполне краткий: «Не будь тряпкой». Нужно чётче видеть цель. И отметать всё ненужное, особенно когда есть люди, у которых очень много энергии, и они могут заниматься одновременно несколькими вещами. Но, мне кажется, что лично в моём случае, мне нужно очень целеустремлённо заниматься искусством. Есть вот такое выражение: Если ты зарабатываешь сто рублей, а хочешь зарабатывать тысячу – прекрати зарабатывать сто рублей. То есть, пока ты с чем-то не расстанешься, ты не получишь другое.
- Чтобы наполнить чашу, она должна быть пустой?
- Как-то так…. Чтобы выиграть в лотерею, надо хотя бы играть. Играла редко, но уверена, надо «просто делать это» и не бояться.
Беседовал Сергей Новопашин
Использованы изображения с сайта Е.Акуловой https://akoulova.jimdo.com/galerie/ [6]