Россия прощается с великим русским писателем Валентином Распутиным, который известен не только своими произведениями, но и размышлениями о злободневных проблемах нашей непростой жизни. Часть высказываний Валентина Григорьевича были опубликованы в 2007 году в книге В. Кожемяко «Валентин Распутин. Боль души», вышедшей крайне малым тиражом. Ниже публикуем выдержки из этой книги.О развале России и о внутренней эмиграции
Не разваливать надо было Союз по планам американских специалистов-советологов, с голоса которых действовали отечественные расчленители, заходясь в требовательной истерике, а держаться вместе. Отпустив на волю вольную, разумеется, тех, кто свою совместную жизнь с Россией считал невозможной. Но и здесь прислушиваясь к мнению народному, а не к мнению национал-расплевательства. Держаться вместе до тех пор, пока произойдет общественное отрезвление, поскольку в горячке да во взаимных обличениях разумного решения быть не может. А там – как будет соизволение Божье и народное. Но именно отрезвления-то и боялись. Вообще вся перестройка, перекройка, перетряска творились в неимоверной спешке, горячке, в возбуждении и опьянении, в мстительной запальчивости и угаре, как будто дело касалось не великого государства, имеющего тысячелетнюю историю, а умыкнутого с чужого воза достояния. В том, как происходил раздел, было что-то разбойничье, воровское, неприличное – скорей, скорей, чтобы не спохватились и не вернулись к месту преступления. Когда-нибудь историки постараются разгадать этот удивительный феномен: как мелкие жулики с легкостью провели мирового масштаба сделку, превратив нас всех в жертвы своих политических манипуляций.Нельзя допустить дальнейшего развала России. Пока не будет правительства, защищающего национальные интересы России, надежды невелики. Пока не придут к власти государственники, подобные Столыпину, и приоритеты собственного народа не возобладают над приоритетами чужих корыстных замыслов, ничего хорошего ждать нельзя.Это начало начал – власть национального доверия. Россия, свалившись в заготовленную для нее яму, ушиблась жестоко, переломала кости, в ее теле травма на травме, но – не убилась, поднять ее можно. Антинародная политика властей того времени привела к тому, что не только стали растаскивать государственные богатства, но и принялись уходить из государства люди, притом в массовом порядке. Я имею в виду не эмиграцию в Америку или Израиль, а устранение от своих обязанностей по отношению к государству, то есть эмиграцию внутреннюю. В избирательных списках эти люди присутствуют, но из агонизирующего государственного организма они вышли и живут только своими интересами, занятые собственным спасением. Это граждане автономного существования, сбитые в небольшие группы, сами себя защищающие, сами себя поддерживающие материально и духовно. Это как старообрядцы в прежние времена, не желающие мириться с чужебесием нового образа жизни. Если бы удалось вернуть их на государственную службу, а для этого надо, чтобы власть признала и сказала им, что России без них нет, когда они убедятся, что положение меняется и государством управляют патриоты, то не смогут не влиться в самую деятельную и здоровую силу. Народ силен подъемным, восходительным настроением, появившейся перед ним благородной целью. В России больше восьмидесяти процентов русских, надо, не боясь национализма, обратиться к их национальному чувству. От национализма культурного, озабоченного воспитанием народа в лучших (в лучших!) национальных традициях, никому опасности быть не может. Напротив, это – сдерживающее начало от агрессивности, которая сейчас, к несчастью, поразила весь мир. Что плохого, если мы учим: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский.О русском национализме и «фашизме»
Подменять национальную идею фашизмом могут лишь люди злонамеренные, заинтересованные в окончательной гибели России. Народная идеология не может быть фашистской, тут сознательное передергивание карт, и далеко не безобидное для народа. Надо ли о нем, о народе, заботиться, опускаться даже до ложных поклонов перед ним, если он, за исключением небольшого просвещенного меньшинства, фашиствующий? Шкуру с него вон! Но знают ли господа, заправляющие политической кухней, насколько опасно блюдо, изготовлением которого они постоянно заняты, – национальное унижение?Кричат: на галеры его, этот народ, если он перестает плясать под дудку политической режиссуры, если он, такой-рассякой, не понимает, для чего он существует! А потом и совсем от него избавиться. Методы массовой стерилизации, или как это еще называется, есть, история ими полна. А в Россию на его место «цивилизованный» народ из Европы, Турции, Китая, Кореи. Хватит дикость разводить! У Достоевского есть как нельзя лучше подходящие нашему моменту слова: «Как же быть? Стать русским во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским – значит перестать презирать народ свой... Мы и на вид тогда станем совсем другие. Став самими собой, мы получим наконец облик человеческий, а не обезьяний».Национальная униженность – это ведь не только предательство национальных интересов в политике и экономике и не только поношение русского имени с экранов телевидения и со страниц журналов и газет, но и вся обстановка, в том числе бытовая, в которой властвует, с одной стороны, презрение, с другой, уже с нашей,– забвение. Это и издевательство над народными обычаями, и осквернение святынь, и чужие фасоны ума и одежды, и вывески, объявления на чужом языке, и вытеснение отечественного искусства западным ширпотребом самого низкого пошиба, и оголтелая (вот уж к месту слово!) порнография, и чужие нравы, чужие манеры, чужие подметки – все чужое, будто ничего у нас своего не было.Я не могу, не умею быть нетерпимым к любому национальному чувству, если оно не диктует себя всем, так почему же считается преступлением мое национальное и патриотическое чувство? Господь, создавая народы, каждому вручил свой голос, свое лицо и обряд – так и давайте, не мешая, а только обогащая друг друга, пользоваться ими во имя исполнения данных нам заветов.Фашизм вырабатывает фанатизм и под видом сильной национальной власти способен на все. В том числе и превратиться в чудовище Третьего рейхаПрирода фашизма такова, что это естественное стремление защитить себя от перерождения и подчинения чужому приводит к уродливому искажению своего. Фашизм вырабатывает фанатизм и под видом сильной национальной власти способен на все. В том числе и превратиться в чудовище Третьего рейха, в образе которого он сегодня и воспринимается. Вот этим и пользуются сознательные путаники, оседлавшие российскую идеологию. Вся она, эта идеология, кроится под обвинительное заключение против того самого простака, который по навету вора берется под стражу как злоумышленник и преступник.Истинные преступники не могут не понимать, что неслыханное в мире ограбление в считанные годы богатейшей страны, глумление над святынями, над историей, над самим русским именем способны вызвать ущемленное чувство национального достоинства, требующее действия. Это неизбежная реакция, так было, так будет. Но и остановиться преступники не в состоянии, слишком преуспели в своем ремесле грабежа, слишком зарвались, слишком много поставлено на карту. Наглость и страх диктуют тактику – только вперед! Ущемленное чувство национального достоинства после Версаля и итогов первой мировой войны явилось в Германии питательной средой для зарождения фашизма. Россия сегодня пострадала сильней, поражение ее унизительней, обида должна быть больше – вроде бы все необходимые условия для вынашивания фашизма. Ну и подсунуть ей это чудовище, и завопить на весь мир об его опасности! Знают прекрасно, что здесь совсем другой народ – начисто лишенный чувства превосходства, не заносчивый, не способный к муштре, непритязательный, а теперь еще и с ослабленной волей. Знают, но на это и расчет: чем наглей обвинения, тем противней от них отмываться. Чтобы в «этой» стране все оставалось на своих местах, образ побежденного, в сравнении с благородным ликом победителя, должен иметь самое страшное, самое отталкивающее выражение.И пошло-поехало: всякое национальное действие, необходимое для дыхания, будь то культурное, духовное, гражданское шевеление, – непременно «наци», окраска фашизма. Православная икона – «наци», русский язык – «наци», народная песня – «наци». Истерично, напористо, злобно-вдохновенно – и беспрерывно.Русский человек оказался в изоляции от своих учителей, его сознание и душу развращают и убивают вот уже более двадцати лет, но чутье-то, чутье-то, если не разумный и независимый взгляд!.. У нас в крови это всегда было – издали распознавать злодейство. Как можно верить тем либеральным журналистам, которые убеждают русских в существовании русского фашизма?.. Народ на мякине не проведешь. Визг, поднятый вокруг «русского фашизма» и антисемитизма, неприличен, он сам выдает себя с головой. Будь действительно опасность фашизма, реакция должна бы быть серьезней, как накануне второй мировой войны. Тут и детектора лжи не надо, так видать. Опасность-то, кстати, есть, но с какой стороны – вот тут надо всматриваться зорче.Под экономической разрухой, несмотря на огромные потери, мы выстояли, под нравственной разрухой выстояли, сопротивление нарастает. Ну так «русским фашизмом» его по голове, русского человека, как контрольным выстрелом в затылок. Чтобы, мол, спасти мир от смертельной опасности. «Цивилизаторы» раз за разом спасают мир от смертельной опасности, которая исходит почему-то от самых обессиленных экономической блокадой и бомбардировками – от иракцев, сербов... И вот теперь очередь России. Это закон хищников, уголовщины – добивай раненых, больных, изможденных, виноватых лишь в том, что они не признают свободу на поводке.О подлинном патриотизме
Зачем патриотизм? А зачем любовь к матери, святое на всю жизнь к ней чувство? Она тебя родила, поставила на ноги, пустила в жизнь – ну и достаточно с нее, дальше каждый сам по себе. На благословенном Западе почти так и делается, оставляя во взрослости вместо чувства кой-какие обязанности.Любовь к Родине – то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что патриотизм – это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями. Человек в Родине – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст.Кто же в таком случае ненавистники патриотизма? Или те, кто не признает никакого другого рода, кроме своего, или легионеры нового мирового порядка – порядка обезличивания человека и унификации всего и вся, а для этих целей патриотизм, конечно же, помеха.Мы, к сожалению, неверно понимаем воспитание патриотизма, принимая его иной раз за идеологическую приставку. От речей на политическом митинге, даже самых правильных, это чувство не может быть прочным, а вот от народной песни, от Пушкина и Тютчева, Достоевского и Шмелева и в засушенной душе способны появиться благодатно-благодарные ростки.Родина – это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». Слишком многое в этом звуке!.. Есть у человека Родина – он любит и защищает все доброе и слабое на свете, нет – все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло. Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее – живем же мы в своих детях и внуках бесконечно. Бесконечно, пока есть Родина. Вне ее эта связь прерывается, память слабеет, родство теряется.Для меня Родина – это прежде всего Ангара, Иркутск, Байкал. Но это и Москва, которую никому отдавать нельзя. Москва собирала Россию. Нельзя представить Родину без Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Валаама, без поля Куликова и Бородинского поля, без многочисленных полей Великой Отечественной...Родина больше нас. Сильней нас. Добрей нас. Сегодня ее судьба вручена нам – будем же ее достойны.Я верю, что Запад Россию не получит
Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит. Всех патриотов в гроб не загнать, их становится все больше. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого еще не бывало, но может быть.Я верю – мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако легкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства – слишком лакомый кусок...О Православной Церкви
Вопрос: что лучше для народной нравственности – атеистическое государство, предлагающее под своей вывеской евангельские заповеди, или государство неограниченных свобод, где не утесняется вера, но махровым цветом расцвело зло, направленное как против веры, так и вообще против нравственности?Церковь освобождена от теснений, но отдана на растерзание всем, кому она мешает. Православие стараются расколоть, растлить и обезобразить с помощью «свобод». Этим и сейчас занимаются вовсю, против него еще больше будут стянуты все воинствующие силы.В грязном мире, который представляет из себя сегодня Россия, сохранить в чистоте и святости нашу веру чрезвычайно трудно. Нет такого монастыря, нет такого заповедника, где бы можно было отгородиться от «мира». Но у русского человека не остается больше другой опоры, возле которой он мог бы укрепиться духом и очиститься от скверны, кроме Православия. Все остальное у него отняли или он промотал. Не дай Бог сдать это последнее. Помните, у Василия Шукшина: «Народ весь разобрался». Но тогда он еще не «разобрался». У Шукшина это было предчувствие возможного, а теперь убери или даже ослабь духовную связующую силу – и все, больше связаться нечем.В этой связи я бы и рад согласиться с мнением, что мы превратились чуть ли не в профессиональных плакальщиков, что картина современной России не столь мрачная, как нам представляется... Рад бы, но... Достаточно поглядеть вокруг.Вот вам жизнь моей родной деревни на реке Ангаре, теперь там Братское водохранилище. Судите сами, жизнь ли это? Пятьдесят лет назад моя Аталанка была перенесена из зоны водохранилища на елань, сюда же свезли еще пять соседних деревень. Вместо колхозов стал леспромхоз. С началом перестройки он пал смертью храбрых на рыночном фронте. В большом поселке совершенно негде стало работать. Магазин и пекарню закрыли, школа сгорела (правда, сейчас ее отстроили заново), солярку покупать не на что, электричество взблескивало ненадолго в утренние и вечерние часы. Но это еще не вся беда. Воду в «море» брать нельзя, заражено много чем, а особенно опасно – ртутью. Рыбу по этой же причине есть нельзя. Почту могут привезти раз в неделю, а могут и раз в месяц.И если бы в таком аховом положении была одна моя деревня... Их по Ангаре, Лене, Енисею множество. Никакого сравнения не только с войной... сравнивать не с чем. И тем не менее петь отходную я бы не стал. Человек возвращается в жизнь и из состояния клинической смерти, то же самое чудо способно произойти и с государством. Конечно, это происходит в том случае, если всерьез берутся за его спасение, а не делают ложных движений.Как сейчас понять русский народ?
Албанский народ или иракский нам понятнее, чем свой. То мы заклинательно окликаем его с надеждой: народ, народ... народ не позволит, народ не стерпит.... То набрасываемся с упреками, ибо и позволяет, и терпит, и договариваемся до того, что народа уже и не существует, выродился, спился, превратился в безвольное, ни на что не способное существо.Вот это сейчас опаснее всего – клеймить народ, унижать его сыновним проклятием, требовать от него нереального образа, который мы себе нарисовали. Его и без того беспрерывно шельмуют и оскорбляют в течение двадцати лет из всех демократических рупоров. Думаете, с него все как с гуся вода? Нет, никакое поношение даром не проходит. Откуда же взяться в нем воодушевлению, воле, сплоченности, если только и знают, что обирают его и физически, и морально.Да и что такое сегодня народ? Никак не могу согласиться с тем, что за народ принимают все население или всего лишь простонародье. Он – коренная порода нации, рудное тело, несущее в себе главные задатки, основные ценности, врученные нации при рождении. А руда редко выходит на поверхность, она сама себя хранит до определенного часа, в который и способна взбугриться, словно под давлением формировавших веков.Достоевским замечено: «Не люби ты меня, а полюби ты мое», – вот что вам скажет народ, если захочет удостовериться в искренности вашей любви к нему». Вот эта жизнь в «своем», эта невидимая крепость, эта духовная и нравственная «утварь» национального бытия и есть мерило народа.Народ в сравнении с населением, быть может, невелик числом, но это отборная гвардия, в решительные часы способная увлекать за собой многих. Все, что могло купиться на доллары и обещания, – купилось; все, что могло предавать,– предало; все, что могло согласиться на красиво-унизительную и удало-развратительную жизнь, – согласилось; все, что могло пресмыкаться, – пресмыкается. Осталось то, что от России не оторвать и что Россию ни за какие пряники не отдаст.Ее, эту коренную породу, я называю «второй» Россией, в отличие от «первой», принявшей чужую и срамную жизнь. Мы несравненно богаче: с нами – поле Куликово, Бородинское поле и Прохоровское, а с ними – одно только «Поле чудес».Национальную идею искать не надо, она лежит на виду
Национальную идею искать не надо, она лежит на виду. Это – правительство наших, а не чужих национальных интересов, восстановление и защита традиционных ценностей, изгнание в шею всех, кто развращает и дурачит народ, опора на русское имя, которое таит в себе огромную, сейчас отвергаемую, силу, одинаковое государственное тягло для всех субъектов Федерации. Это – покончить с обезьяньим подражательством чужому образу жизни, остановить нашествие иноземной уродливой «культуры», создать порядок, который бы шел по направлению нашего исторического и духовного строения, а не коверкал его. Прав был Михаил Меньшиков, предреволюционный публицист, предупреждавший, что никогда у нас не будет свободы, пока нет национальной силы. К этому можно добавить, что никогда народ не будет доверять государству, пока им управляют изворотливые и наглые чужаки!От этих истин стараются уйти – вот в чем суть «идейных» поисков. Политические шулеры все делают для того, чтобы коренную национальную идею, охранительную для народа, подменить чужой национальной или выхолостить нашу до безнациональной буквы.
За неделю в Свердловской области подорожали овощи, фрукты и мясо

За неделю в Свердловской области подорожали некоторые овощи, фрукты, а также мясо и молочные продукты.
По данным Свердловскстата, больше всего подорожали помидоры - до 267,05 рубля за кг (+5,37%), картофель - до 57,59 рубля за кг (+3,31%) и бананы -до 174,14 рубля (+2,29%).
Также выросли цены на свежую белокочанную капусту - до 53,84 рубля (+2,13%), сметану - до 345,55 рубля (+1,15%), варено-копченую и полукопченую колбасу - до 714,26 рубля (+1%).
При этом снизилась стоимость свеклы - до 47,20 рубля (-2,82%), свинины - до 376,12 рубля (-1,69%) и огурцов - до 293,72 рубля (-1,24%).
Фото: Борис Ярков
За пять лет на Среднем Урале высадили деревья на площади 190 тыс. гектаров

За пять лет на Среднем Урале высадили деревья на площади 190 тыс. гектаров.
Как рассказал министр природных ресурсов и экологии региона Денис Мамонтов, восстановлением леса занимаются арендаторы лесных участков, сотрудники Уральской авиабазы, местные администрации и бизнес.
В 2025 году запланировано провести восстановление лесов на площади более 32 тысяч гектаров.
«Все сеянцы выращены в Свердловской области и адаптированы к уральскому климату. Лесоводы также заготовили 2,4 тонны семян лесных растений, чтобы вырастить новые саженцы», - сказал Мамонтов.
В регион заготовкой посадочного материала занимаются семь лесопитомников и арендаторов лесных участков.
Фото: Борис Ярков
Сысерть получит 80 млн на обустройство туристического центра

Сысерть получит субсидию в размере 80 млн. рублей на обустройство туристического центра.
Конкурсный отбор провел департамент по развитию туризма и индустрии гостеприимства. Средства выделены из федерального бюджета в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство».
В центре установят арт-объекты, ярмарочные павильоны, велопарковки, санузлы, а также организуют подсветку и навигацию.
Напомним, ранее стало известно, что Ирбит получит допсредства на реализацию масштабных проектов.
Фото: све.рф
«Наше всё» – значить можно всё?

Новая картина «Пророк. История Александра Пушкина» вызвала бурные дискуссии зрителей и кинокритиков, мнения высказываются самые разные, подчас диаметрально противоположные.
ИА «Повестка дня» обратилась к руководителю Экспертного клуба Экспертной области Анатолию Гагарину с просьбой поделиться впечатлениями о новом фильме.
«Пушкин - наше всё», как сказал Аполлон Григорьев. Ну что ж, значит, «наши все» могут делать с Пушкиным) всё. Это ведь «наше». А если задумать байопик в жанре мюзикла, то, следуя за нашумевшими образцами этого жанра, то можно позволить разного рода отступления от истории и вкуса. Из всех музыкальных жанров авторы выбрали рэп, полагая, что это самый «свободолюбивый». Тем более, уже есть тренд, условно называемый «пушкинский рэп» - певцы разной степени известности исполняют рэп на стихи Пушкина. И, кстати, эта ритмическая декламация помогает школьникам запоминать стихи для уроков, что породила полушутливый мем о том, что «Пушкин - отец рэпа». Так что, рэп, как видим, это не совсем то, что пишут о нем на заборах…
А в новом фильме уже на «полном серьезе» Пушкин – рэпер с младых ногтей, он легко входит «в те двери» на «голых вечеринках» и срывает аплодисменты и в лицее, и в салоне княгини Авдотьи Голицыной.
Смелая замашка на «Историю Александра Пушкина» играет злую шутку с фильмом. Ведь это скорее фантазия на тему истории. Вопрос - чья фантазия? С первых же сцен фильма появляется шальная (или нет?) мысль о том, что визуальные решения картины - продукт творчества нейросети. Поэтому и Бенкендорф такой необычный, скажу мягко. В кожаном реглане, уместном в начале XIX века разве что в путешествии или морском походе. Хотя аллюзия понятная, жандарм-кожанка, не хватает только маузера на столе.
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Впрочем, если запросить у любой нейросети портрет «Александра Бенкендорфа», она выдаст нечто оригинальное. Мне одна из сетей выдала эдакий «клюквенный» портрет.
Нейросеть «Шедеврум»
А вот настоящий Бенкендроф -
Джордж Доу и мастерская. Портрет А. Х. Бенкендорфа. 1824
Портрет А. Х. Бенкендорфа в мундире Лейб-гвардии Жандармского полуэскадрона (1840-е), копия Егора Ботмана с картины Франца Крюгера (Музей Гвардии)
Фильм по стилистике и антуражу мне напомнил картины Гая Ричи. В первых же сценах Петербурга я стал ожидать появления Шерлока Холмса, что гайричевского, что российского сериала с Петренко и Паниным, кстати, тоже производства ЦПШ, (ЦентралПартнершип) или Гиляровского из фильма Карена Шахназарова о Хитровке, снятого в этой же манере. Кстати, сцена прохода Пушкина в круглых темных очках по улице Одессы под ручку с Воронцовой – явная цитата из гайричевского Шерлока.
А про «Ла-Ла-Лэнд», «Вавилон» Дэмьена Шазелла, «Стиляг» Валерия Тодоровского и говорить не приходится, ясно, на кого и на что равнялись авторы «Пророка».
Можно вспомнить и фильмы База Лурманна «Мулен Руж» и «Великий Гэтсби», в обоих фильмах композитором был Крейг Армстронг, создавший для них микс поп-культуры и оперы. Впрочем, сам жанр мюзикла дает эстетическую карт-бланш/индульгенцию для эклектики, уходящей в глубокомысленный треш. Но ведь одно дело голливудские оргии, а другие – петербургские салоны в фильме «Пророк», где дамы щеголяют с голыми плечами, а Наталью Гончарову в танце поднимают некие юноши, совсем как в вышеупомянутых фильмах.
Впрочем, вэкранизации рок-оперы Эндрю Ллойд Вебера, фильме Нормана Джуисона 1973 года «Иисус Христос – суперзвезда» римские стражники были вооружены немецкими MP-40, и никто не возмущался, сочтя это за режиссерский новаторский ход.
Полагаю, что фильм изначально был «заточен» и на зарубежный прокат, где хорошо «прокатят» (пардон за тавтологию) усредненные визуальные решения, опирающиеся на устоявшиеся мифы и стереотипы о России, тем более того далекого времени, и , что еще важнее, на зарубежную киноклассику про Россию, в которой главным была не пресловутая историческая достоверность, а соответствие ожиданиям зрителей, а не кинокритиков и знатоков.
Кстати, в 2014 году иностранные режиссеры-постановщики Дитер Мартин Каэги и Геральд Штольвицер в Екатеринбургском театре оперы и балета посадили Онегина на скутер, и дали его в руки ружье (!), из которого он и застрелил бедолагу Ленского.
Среди достоинств фильма хочу отметить одно - апофатическое, с позволения сказать (скажу спасибо за то, чего нет в фильме). Авторы обошлись всего лишь одной (!) интрижкой поэта с женой губернатора Воронцова, хотя некоторые зрители, наверное, ждали и Анну Петровну Керн (и других дам из донжуанского списка поэта),причем Пушкин показан в этой истории с лучшей, насколько это возможно в данной ситуации, стороны. Хотя фигуры Александра Раевского, еще одного участника любовного «четырехугольника», в фильме нет. Авторы сочли, что это утяжелит сюжет, хотя образ романтичного молодого Пушкина стал бы более драматичным. Ответ один – ведь это мюзикл… Замечу, что в сцене любовной эскапады поэт зачем-то по картежному сбрасывает деньгис балкона (видимо, это была аллюзия на Дурова и его эскапады).
Аллюзий в фильме достаточно, и самая яркая – сцена игры в теннис вместе с императором Николаем I (хотя любителем тенниса был Николай II). И когда звучит фраза про, что «в России теннис точно не приживется», померещилась витающая улыбка Никиты Сергеевича Михалкова, ну прямо как у Чеширского кота - тем более, что компания ТРИТЭ в составе продюсеров. Сцена хоть и фантазийная, но гиперкинематографичная – тут и движение, и словесные пикировки.
Удивительно, но в фильме нет собственно ПРОРОКА - а это вынесено в заголовок -и пророком, то есть пророчицей выступает некая цыганка, которая перечислила поэту совокупность опасностей, среди которых зловещая «белая голова». А Пушкин, не смог распознать это пророчество и «подставился», как сказал бы герой одного «красного» вестерна («Шестой» Самвела Гаспарова, если кто еще помнит). Собственно, то, о чем писал сам поэт в стихотворении «Пророк» «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей,/ И, обходя моря и земли,/ Глаголом жги сердца людей», происходит где-то за пределами фильма, потом, после… Правда, в начале картины нам показывают бурные восторги фанатов Пушкина, которые зритель должен принять как данность, видимо, в угоду жанру мюзикла.
Жаль, конечно, что фильм «Пророк» не стал фильмом «Про рок», то есть рок-мюзиклом, хотя «Солнце русской поэзии» явно достоин такой рок-оперы. Скорее, этот фильм можно назвать «Про рэп» (любители параллелей могут связать африканские корни поэта с рэпом, но Юра Борисов не очень-то похож, если честно, на своего прадеда Арапа Петра Великого). Но это, конечно, шутка.
А вот если серьезно, то главная проблема этого МЮЗИКЛА в том, что в нем нет цепляющей музыки, которую хотелось бы петь, которая хоть как-то совпала бы с поэзией Пушкина. Про тексты рэп-кричалок я умолчу, хотя дотошные критики раскопали авторов этих шедевров - Айгель Гайсину (АИГЕЛ), Надежду Грицкевич (Наадя), Вадика Королева (Окуджав), Юрия Музыченко (The Hatters). Понятно, что авторам нельзя было пойти путем фильма «Стиляги», где создатели взяли песни, совпадающие по духу и нерву – у нас я не припомню достойных песен «про Пушкина». Но и просто читать под бит стихи Пушкина а ля «пушкинский рэп» авторам показалось несолидным или несерьезным. В итоге, мы услышали то, что услышали…
А вот рок-опера про «наше всё», про Пушкина, конечно, востребована.
Но где вы, мастера культуры, наши суверенные/импортозамещенные композиторы и либреттисты? Способна ли Российская земля рождать не только «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, но и Ллойд Вебберов и Тимов Райсов, или новых Рыбниковых и … кого бы еще вспомнить?
А пока царскосельские лицеисты рэпуют в фильме «Будем продвигать науку мы, как Ломоносов, и, как Державин, напишем великие стихи».
А зрителю остается терпеливо ждать…
Об авторе: Анатолий Гагарин, член Союза писателей России, кинопродюсер, кинокритик,доктор философских наук, профессор кафедры политических наук УрФУ
Фото: Борис Ярков
В России введут маркировку звонков через виртуальные АТС

В России введут маркировку звонков через виртуальные АТС для защиты от мошеннических действий.
Как сообщает ИА «Прайм» со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Григоренко, виртуальные АТС используются злоумышленниками для сокрытия своего местоположения, поскольку позволяют совершать звонок из любого места, где есть доступ в интернет.
Также мошенники могут использовать виртуальные станции, чтобы выдавать себя за представителей банков и других коммерческих организаций.
С введением маркировки все звонки, совершаемые через виртуальные АТС, будут сопровождаться специальным обозначением - «Виртуальный номер» или «Интернет-звонок».
Такая маркировка наряду с другими мерами по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством позволит правоохранительным органам отслеживать и идентифицировать мошеннические действия. Новая норма станет частью федерального закона против кибермошенничества.
Фото: Борис Ярков
Роспотребнадзор назвал радиационную обстановку в Свердловской области удовлетворительной

Роспотребнадзор назвал радиационную обстановку в Свердловской области удовлетворительной, превышения основных дозовых пределов выявлено не было.
Как сообщили в региональном управлении ведомства, в прошлом году специалисты провели свыше 80 тыс. исследований. В том числе была исследована радиационная безопасность водоемов, питьевых источников, почвы, продуктов питания, лесо- и стройматериалов, воздуха жилых, общественных и производственных знаний и др. Удельный вес проб, соответствующих гигиеническим нормативам, составил 99,6%.
Помимо этого, была проведена комплексная оценка радиационной обстановки в в регионе за 2023 год, рассчитаны дозы облучения населения и персонала от всех дозобразующих факторов, коллективные и индивидуальные радиационные риски. В структуре суммарной дозы облучения населения области основную роль играют медицинский (25,90%) и природный (73,89%) факторы.
Фото: Борис Ярков
Центр индустриального наследия предложили создать в Екатеринбурге

На заседании Совета неравнодушных горожан с участием главы Алексея Орлова был презентован проект реновации Верх-Исетского металлургического завода.
Инициаторами проекта выступили ректор УрГАХУ Александр Долгов и профессор университета Юрий Никифоров. Они предложили преобразовать территорию в региональный центр индустриального наследия Урала с сохранением исторического трехвекового ансамбля в нынешних границах.
Концепция предполагает четыре уровня реновации ВИЗа: музейно-образовательный на площади 20 тыс. кв м (воссоздание, реставрация и реконструкция памятников архитектуры); макетный парк на площади 45 тыс. кв м (воссоздание интерактивных исторических макетных ситуаций этапа восстановления опорного края державы); парк инновационных технологий на площади 50 тыс. кв м; благоустройство и ландшафтная реконструкция, объединенная с инженерно-экологической инфраструктурой центра.
По плану, реновация ВИЗа должна стать эталоном по реконструкции исторического наследия, а сама территория бывшего завода превратится в полифункциональное пространство.
При этом, по словам Алексея Орлова, препятствием может стать то, что у участка есть собственник, поэтому пока по данному вопросу можно только размышлять без какой-либо конкретики.
Фото: проектная документация
Осенью планируется запуск рейсов из Екатеринбурга в Катар

Осенью планируется запуск чартерных рейсов из Екатеринбурга в Катар.
Как сообщил «Моментам» турагент Дмитрий Денгольц, казахстанский туроператор Kazunion будет осуществлять перелеты дважды в неделю.
«Катар привлекателен как для семейного отдыха, так и для культурного туризма благодаря множеству музеев и пляжей, а также доступным ценам», - сказал Денгольц.
Туры в Катар будут предлагаться по ценам, сопоставимым с отдыхом в ОАЭ. Kazunion имеет успешный опыт с катарским направлением на московском рынке и теперь готовится к выходу на Урал.
Фото: Борис Ярков
В орфографический словарь РАН добавили почти 300 слов

С начала года в орфографический словарь РАН добавили почти 300 слов.
Сотрудники институт русского языка им. Виноградова РАН добавили в орфографический словарь «Академос» 281 новое слово. В электронную базу добавляют слова, которые ученые считают нужным кодифицировать, то есть зафиксировать их орфографический облик.
В частности в академический справочник номинативного написания вошли слова «тиктокер», «тиктокерша», «дети-инофоны», «ополченческий», «офлайн-мессенджер», «обнал», «фриган» и «Богородице Дево, радуйся».
Кроме того, были зафиксированы слова, обозначающие принадлежность к городам Суджа и Часов Яр: «суджане», «суджанка», «суджанцы», «часовоярский» и «часовярский».
Также среди слов, внесенных в словарь: «изморозевый», «обдирный», «надвратница», «женобоязнь», «единожды», «трильон» (для передачи разговорного произношения) и «триллион», «цепочечка» и «цеу» (сокр. «ценное указание»), «щеколдочка», «шурави», «океюшки», «эмакимоно» и др.
Фото: Борис Ярков
Ирбит получит допсредства на реализацию масштабных проектов

Ирбит получит дополнительные средства на развитие инженерной инфраструктуры.
Как передает департамент информполитиеи, средства в том числе пойдут на обеспечение пустующих земельных участков в южной части города необходимой инженерной инфраструктурой. В дальнейшем там могут появиться новые производства.
Также будет увеличено финансирование строительства системы ливневой канализации и очистных сооружений в северной части города, а также на берегоукрепление реки Ирбит для дальнейшего благоустройства набережной.
Кроме того, запланировано строительство второй ветки магистрального водовода с Бердюгинского месторождения.
В общей сложности на социально-экономическое развитие города, который в 2031 году отпразднует свой 400-летний юбилей, из областного бюджета направят 18 млрд. рублей.
Напомним, накануне сообщалось, что в Ирбите откроется детский технопарк «Кванториум».
Фото: све.рф