«В советское время каждый человек с Советским Союзом справлялся по-своему, одни в гараже, другие за бутылкой,

третьи на рыбалке, кто-то писал, а мой отец ушел в живопись».

 Константин Неуймин.

В Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ) до 22 июня проходит выставка работ самодеятельного художника Виктора Неуймина под названием «Душа конструктора». Экспозиция создана по инициативе сына художника Константина Неуймина усилиями проректора по научной и инновационной работе ЕАСИ Ларисы Петровой, а также известного галериста Сергея Одоевского.

Тот факт, что изобразительный язык богат своими возможностями для выражения впечатлений и рефлексий о мире, о социальной и природной среде, общепризнан. Как пишет искусствовед Наталья Кулижникова, «художник оперирует цветом, знаками и образами, раскрывая идею своего произведения». И если «в классическом изобразительном искусстве существует развитая цельная система художественных средств для прочтения замысла картины, то особенностью любительского творчества является то, что самодеятельные художники пишут картины вне правил живописи. Их творчество, как правило, основывается на чувствах и природном таланте. Не имея профессионального образования и не будучи знакомы с законами изобразительного языка, художники-любители творят, чтобы выразить душевные переживания, выплеснуть переполняющие их эмоции». Однако есть пласт самодеятельных художников, кто впитал и освоил классические каноны искусства, приблизившись к той границе, где следует  Признание. 

Художников-любителей в настоящее время немало, как немало и средств реализации творчества. В СССР зачастую не хватало этих средств, но желающих творить было не меньше, если не больше. Для стимулирования творчества детей и взрослых создавались специальные  институции – художественные кружки, студии и другие формы организации, где профессионалы-специалисты могли транслировать свое мастерство всем тем, кто  желал овладеть основами рисунка и живописи. Одним из таких желающих стал свердловский конструктор Виктор Михайлович Неуймин (1931-1998).

Виктор Михайлович Неуймин родился 25 июля 1931 года в селе Маменское Покровского района Свердловской области. Раннее детство Виктора прошло в Свердловске с мамой и ее братьями, которые трудились на заводе Уралмаш. Именно тогда один из дядюшек привил прочный интерес будущего конструктора к рисованию, что потом переросло в живое увлечение живописью.

После окончания Свердловского машиностроительного техникума по специальности «Ковочно-штамповочное производство» в 1951 году Виктор Михайлович Неуймин прочно связал свою жизнь с заводом имени М. И. Калинина. За время работы на ЗИКе прошел путь от рядового конструктора до инженера-конструктора 1 категории. Руководил коллективом технологов и конструкторов, с чем успешно справлялся. Профессиональная грамотность, терпение и спокойный характер завоевали ему уважение в коллективе. 23 рационализаторских предложений и 10 авторских свидетельств на изобретения – далеко не полный список его достижений. Труд на заводе отмечен многими благодарностями и грамотами.  Отличник качества по Министерству за 1977 год. Присвоены почетные звания ветерана труда завода и страны. Другая часть его жизни была посвящена художественному творчеству в качестве самодеятельного художника.

Константин Неуймин: «Мой отец Виктор Михайлович Неуймин - многолетний энтузиаст легендарной изостудии Уралмаша. Он пришел в изостудию в начале 1960-х и посещал до начала 1990-х годов.

Изостудией тогда руководили по многу лет сильные известные художники-профессионалы, такие как Леонид Гусев, Владимир Бушуев.  Именно здесь определились  его основные жанровые предпочтения (натюрморт, пейзаж).  В это время Виктор Неуймин создал много пейзажей, отражающих красоту и своеобразие природы Дальнего Востока и Урала. Яркие, жизнеутверждающие городские пейзажи демонстрируют особенности художественного языка Виктора Неуймина, всегда позитивное настроение самого художника. В своем стремлении схватить постоянно ускользающую красоту природных состояний и исторические изменения городской среды он, самостоятельно и при поддержке художников-педагогов изостудии, осваивал мастерство с помощью масла и акварели. Большую часть его работ составляют этюды, которые планировал доработать. Виктор Неуймин неоднократно представлял свои работы на персональных выставках на территории завода.

Работа Виктора Неуймина. Фото: Борис Ярков

В настоящее время интерес к живописи Виктора Михайловича не случаен. Она представляет собой уникальный опыт заводской культуры, выраженный в жизни и творчестве инженера-конструктора и самодеятельного художника, и является продолжением истории культуры Свердловска-Екатеринбурга. 

В связи с этим первый этап выставки, как и планировалась, проходит (в апреле-июне 2019 года) на территории Екатеринбургской академии современного искусства, там, где ранее располагалась студия, воспитавшая Виктора Неуймина как художника. Второй  этап выставки предлагается провести на ЗИКе, где Неуймин В.М. реализовался профессионально  как инженер-конструктор и руководитель.

Экспозицию Виктора Неуймина составляют работы разных лет, из семейного архива Неуйминых и частных коллекций.  Фото: Борис Ярков

   

Константин Неуймин, сын художника В.М. Неуймина: «В советское время каждый человек с Советским Союзом справлялся по-своему, одни в гараже, другие за бутылкой, третьи на рыбалке, кто-то писал, а мой отец ушел в живопись». Фото: Борис Ярков

 

Лариса Петрова, проректор по научной и инновационной работе ЕАСИ: «Выставка «Душа конструктора» представляет собой коллекцию произведений уралмашевца Виктора Неуймина – конструктора, инженера на Машиностроительном заводе имени М.И. Калинина.  Почему эта выставка оказалась нам интересна? Вообще у нас позиция в академии такая, что пространство, стены воспитывают. Поэтому можно заметить сразу на входе в ЕАСИ, что любое транзитное и стационарное пространство используется для экспонирования выставки. Мы считаем, что преподаватели, студенты, сотрудники, наши гости, приходя к нам, могут вот так вот потреблять искусство, меняться, воспитываться таким образом. Но принцип отбора работ для выставок у нас является специфическим. Мы связываем выставки, которые проходят у нас с этой позиции современного искусства. Мы часто даем шанс выставиться дебютным художникам. Второе, мы связываем с пространством, где мы находимся, с локацией, то есть с Уралмашем». Фото: Борис Ярков

Сергей Одоевский, галерист: «Задача стояла в том, чтобы выбрать более адекватные работы, которые представляли бы автора с его почерком и чтобы они представляли лучшие его достижения, которые в процессе работы удалось достичь. Вот на это мы ориентировались. В человеке есть еще не выраженные ипостаси. В частности у Виктора Неуймина была потребность рисовать, он не мог этого не делать. Он мог это делать и умел. Для него подобная форма обучения (студия советского ДК) была необходима. В такие кружки приходили люди, которые имели эту потребность, такие же, как он. В советское время такую потребность выразить в другом месте было и невозможно. Были сложности с тем, чтобы достать все необходимые материалы и принадлежности, найти место, где работать, и свои работы нужно было где-то показывать. В советское время в организованных студиях при Домах культуры имелись как аудитории для работы, так и профессиональные художники-преподаватели, выполняющие таким образом свою общественную функцию…. Союз художников в рамках Художественного фонда обязывали организовывать такие студии для желающих обучаться изобразительному искусству». Фото: Борис Ярков

Ежегодно в Ночь музеев (18 мая), по словам Ларисы Евгеньевны Петровой, в художественной  галерее ЕАСИ проходит выставка, которая так или иначе связана с историей Уралмаша. 

«Мы это делаем потому, что ощущаем социальную ответственность за осмысление этого пространства, этого социального города (Уралмаша). Делаем это не только при помощи выставок, но и в научных исследованиях, проведении конференций. У нас ежегодно проходит симпозиум, который осмысляет эти проблемы. Помимо того, что нам (как коллективу академии) кажется это важным, и для нас это своего рода  повестка социальной ответственности. Находясь здесь, в здании (бульвар Культуры, д.3 –  Прим.ред.), которое является объектом культурного наследия, мы убедились в том, что и для жителей Уралмаша это имеет большое значение» - считает проректор ЕАСИ.

В Ночь Музеев, уверена Лариса Петрова, для города уралмашевская повестка имеет очень большое значение, потому что многие жители Уралмаша именно на нее и приходят. В одной из анкет посетителем галереи было написано в ответ на вопрос, чем площадка ЕАСИ отличается от других: «Уралмаш – это стил!» (на англ.: style – стиль, steel – сталь). То есть привязка к Уралмашу – это очень важно!

Каждая выставка это какой-то проект. Поэтому открывшаяся выставка В.Неуймина, это еще и дипломный проект для студентки 4-го курса журналистики. В частности, Александре (студентке ЕАСИ) в музее УЗТМ удалось найти фотографии преподавателя студии ДК «Уралмаш» Тамары Александровны Сергеевой со своими учениками.

Выставка уже вызвала определенный интерес - на ее открытии было много посетителей. Сейчас художественная галерея ЕАСИ с нетерпением ждет «Ночи музеев».

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3, тел.  +7 (343) 346-76-32. Екатеринбургская академия современного искусства.

Материал подготовили Сергей Новопашин, Илья Макридин

Фото: Борис Ярков

Далее по теме:  Лариса Петрова: осмысление Уралмаша через искусство

Три работы уральского режиссера попали в лонг-лист премии «Золотой орел»

Три работы режиссера из Екатеринбурга Ивана Соснина попали в лонг-лист национальной премии «Золотой орел».

Как сообщается на сайте кинематографический премии, недавно вышедший в прокат фильм «Пришелец» получил номинации в категориях «Лучший игровой фильм», «Лучший сценарий» и «Лучшая режиссерская работа».

Помимо этого, сериал Ивана Соснина «Юг» поборется в номинации «Лучший проект онлайн-платформы», а работа «Тридцать секунд» претендует на победу как «Лучший короткометражный фильм».

Фото: ВК-страница Red Pepper Film

Россия, Китай и Монголия разработают единый бренд турмаршрута «Великий чайный путь»

Россия, Китай и Монголия приняли концепцию совместного туристического маршрута «Великий чайный путь».

Как сообщает пресс-служб Минэкономразвития РФ, межгосударственный маршрут повторяет торговый путь XVIII века из Китая через Монголию, Сибирь, Урал и Поволжье в Москву и Санкт-Петербург.

Справка. «Великий чайный путь» объединит российские регионы Дальнего Востока, Сибири, Урала, Поволжья, а также Москву и Санкт-Петербург. В рамках маршрута планируется развивать прежде всего турпродукты в сфере экскурсионного и образовательного туризма.

По итогам восьмого совещания приняли концепцию будущего маршрута, подготовленную туристическим сообществом трех стран в рамках бизнес-диалога на VIII совещании руководителей туристских администраций РФ, КНР и Монголии. В работе приняли участие более 30 представителей бизнеса и регионов трех стран.

«Механизм ежегодных совещаний в таком формате является эффективным инструментом развития туризма между нашими странами. Он отлично дополняет нашу двустороннюю повестку с партнерами. Уверен, что достигнутые договоренности послужат прочной основой для дальнейших практических действий по реализации совместных туристических продуктов и маршрутов», - отметил замминистра экономического развития России Дмитрий Вахруков.

Фото: Борис Ярков

Из Екатеринбурга запустят рейсы в столицу ОАЭ

В конце года из Екатеринбурга запустят прямые рейсы в столицу Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

Рейсы из Кольцово в Абу-Даби будет выполнять авиакомпания Air Arabia Abu Dhabi на самолетах Airbus A320 с 27 декабря. Перелеты будут осуществляться еженедельно по вторникам и пятницам, время в пути составит около 5,5 часов.

Стоимость билетов начинается от 21,5 тыс. рублей.

Напомним, на прошлой неделе из уральской столицы отправился первый рейс в Камбоджу.

Фото: Борис Ярков

В свердловском селе охотник случайно застрелил молодую девушку

В Байкаловском районе охотник случайно застрелил 18-летнюю девушку.

Как рассказал пресс-секретарь ГУ МВД России по региону Валерий Горелых, трагедия произошла 29 декабря. Мужчина перепутал девушку с диким животным, которое обнаружил с помощью тепловизионного прицела.

«Выстрел был произведен из карабина «Вепрь» калибра 7,62. Смерть девушки наступила в медучреждении, куда она была доставлена сразу после случившегося. К сожалению, медикам не удалось спасти ее жизнь. Подозреваемый работает водителем в одном из муниципальных бюджетных учреждений и на досуге увлекается охотой», - сказал полковник Горелых.

Возбуждено уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности».

Фото: СУ СКР по Свердловской области

Запрет передвижения самокатов по тротуарам введут к 2031 году

В 2031 году пользователям самокатов в России могут запретить ездить по тротуарам.

Как передают «Известия», об этом договорился Минтранс с ведомствами во время обсуждения нового регулирования для данного вида транспорта. К указанному времени планируется организовать специальную инфраструктуру для владельцев такого вида транспортных средств.

Местные власти через семь лет должны будут организовать необходимую инфраструктуру для движения электросамокатов по городу. При этом предложения следует подготовить уже к апрелю 2025 года с учетом мнения бизнеса.

После введения запрета пользователи самокатов смогут передвигаться по велодорожкам, а при отсутствии - по проезжей части.

Помимо этого, минимальный возраст для использования самокатов увеличат с 14 до 16 лет. Также Минпромторг организует поштучную маркировку электросамокатов, а МВД начнет регистрацию этого вида транспорта по аналогии с другими.

Фото: Борис Ярков

Маткапитал могут разрешить тратить сразу после рождения ребенка

В Госдума предлагают разрешить родителям тратить материнский капитал сразу после рождения ребенка.

Как сообщают «Известия», законопроект даст право родителям использовать маткапитал на улучшение жилищных условий, не дожидаясь трехлетия ребенка.

Сейчас досрочно тратить деньги разрешается лишь на первоначальный взнос по ипотеке, погашение долга по ней, а также на приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов.

Если документ будет принят, это даст возможность использовать капитал в любое время после рождения ребенка.

Фото: Борис Ярков

Екатеринбург вошел в тройку городов, где сильнее всего подорожала аренда жилья

Екатеринбург вошел в первую тройку городов-миллионников с наиболее подорожавшей арендой жилья.

По данным госкорпорации «Дом.рф», стоимость аренды жилья в уральской столице к октябрю 2024 года выросла на 28%, достигнув 53,2 тыс. рублей. Город занял второе место, обогнав Москву.

Сильнее всего аренда подорожала в Самаре, прибавив сразу +31% и достигнув 41,7 тыс. кв. рублей в месяц, а Москва замкнула топ-3 с +25% (до 110,5 тыс. рублей в месяц).

Меньше всего аренда подорожала в Перми (+6%, до 35,6 тыс.), Казани (+9%, до 47,6 тыс.) и в Челябинске (+9%, до 33,8 тыс.).

Отмечается, что в октябре аренда жилья подорожала по всей стране и достигла пиковых показателей, которых раньше не наблюдалось. В среднем по городам-миллионникам, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, арендные ставки выросли на 17%, до 43,7 тыс. в месяц за квартиру. В крупных городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек цены прибавили 14% (до 35,5 тыс.).

Фото: Борис Ярков

Производителей энергетиков обяжут сообщать об их вреде

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала с профильными министерствами обязательную публикацию в рекламе энергетиков предупреждения о вреде их чрезмерного употребления.

Как сообщает РБК со ссылкой на письмо председателя комитета Госдумы по экономической политике Максима Топилина на имя главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко, соответствующие изменения ФАС предлагает внести в закон «О рекламе». Позиция службы согласована с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Минпромторгом.

Если данное предложение примут, маркировка в рекламе тонизирующих напитков станет обязательной. В рекламе на радио продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее 3 секунд, в видеоформатах - не менее 5 секунд, в статичной - не менее 10% рекламной площади.

Напомним, в августе Госдума приняла закон о запрете продажи энергетиков несовершеннолетним.

 

Начало ноября на Урале будет сырым и ветреным

Синоптики предупреждают свердловчан о приближении сырой и ветреной погоды.

Как сообщает Уральский Гидрометцентр, в четверг, 31 октября, в регионе будет облачно с прояснениями, в горах местами пройдет небольшой снег. Температура воздуха составит от 0 до +5 градусов, а ветер может усиливаться до 15 м/с.

В ночь на пятницу, 1 ноября, будет от +1 до -4 градусов. В дневные час столбики термометров покажут от 0 до +5. Ночью пройдет снег, днем - в мокрый снег, на юге региона - с дождем. Местами ожидается гололед и изморозь, порывы ветра вновь могут достигать 15 м/с.

2 ноября в ночные часы синоптики обещают -1 - -6, днем от +4 до -1. Местами ожидаются умеренные осадки в виде снега и мокрого снега, а также гололед и изморозь.

В Екатеринбурге в ближайшие дни температура воздуха по ночам будет держаться на уровне от 0 до -3, днем от +1 до +4 градусов. 1 и 2 ноября пойдет мокрый снег с дождем.

Фото: Борис Ярков

Бывшая замглавы Екатеринбурга по соцполитике перешла на работу в музей ИЗО

Бывший вице-мэр Екатеринбурга Екатерина Сибирцева перешла на работу в музей ИЗО.

Бывший замглавы уральской столицы по соцполитике стала советником директора музея изобразительных искусств. Как передает 66.ru, в новой должности Сибирцева будет курировать проекты «Эрмитаж-Урал».

Напомним, Екатерина Сибирцева покинула городскую администрацию в апреле этого года.

С 2014 года она занимала должность замглавы администрации по социальным вопросам Октябрьского района уральской столицы, а до этого возглавляла екатеринбургскую гимназию №9. В 2016-2020 года она трудилась на должность начальника департамента образования Екатеринбурга, а в сентябре 2020-го была назначена вице-мэром.

Фото: Борис Ярков