Сегодня на большие экраны выходит новый фильм Ивана Твердовского («Класс коррекции», «Зоология»), посвященный трагедии в театре на Дубровке. Картину под названием «Конференция» уже представили в Венеции и на фестивале «Кинотавр» в Сочи, где она взяла приз за лучший сценарий. Мы пообщались с актером Александром Златопольским, сыгравшим одну из ролей, о том, чего стоит, а чего не стоит ждать от «Конференции».

Добрый день, Александр. Как мы все знаем, у Ивана Твердовского довольно своеобразный почерк: склонность к натурализму, повышенный драматизм. Сложно ли было работать с режиссером?

Это большая удача, что я прошел пробы и получил эту роль, что мне повезло сыграть у Ивана в фильме «Конференция», и да, я был счастлив поработать с ним, а также с великолепными актерами Натальей Павленковой и Яном Цапником. Несомненно, что у Ивана свой неповторимый почерк, иначе бы у него не было 150 призов на российских и международных фестивалях еще до «Конференции». Как назвать этот почерк: склонность к натурализму или повышенный драматизм – не знаю, можно называть как угодно. Это больше вопрос к кинокритикам. Мне кажется, не это главное, главное – это то, о чём он снимает фильмы и как он это делает, что в итоге видят и чувствуют зрители. Важно то, что Иван снимает «свое» кино на интересные и ему лично понятные и актуальные для него темы.

Работать с Иваном было не сложно, я получил удовольствие. Несмотря на то, что Иван четко ставит задачу и знает, что он хочет увидеть в кадре, он дает актерам свободу творчества, создавая атмосферу комфорта, что позволяет и почувствовать своего героя, и полностью погрузиться в заданную атмосферу. Одна из сцен с моим участием снималась ночью в том самом зале, где произошел захват заложников мюзикла «Норд-Ост». Это было непросто не только потому, что смены были ночные, но ещё и потому, что боль и ужас тех дней и ночей все еще живут в стенах зрительного зала, в коридорах и на сцене. Я знаю, это чувствовали все члены съемочной группы.

Какую роль ты сыграл в фильме? Что за персонаж, легко ли было в него перевоплотиться?

Я играю роль следователя. Легко или сложно… Скажу так – это моя любимая работа, от которой я получаю удовольствие. А что касается самого образа, так он мне достаточно близок, можно сказать, что я играл эту роль, получив для воплощения этого персонажа целых два высших образования. Дело в том, что до актерского факультета театрального института в Москве, я успешно окончил Институт юстиции (бывший следственно-криминалистический факультет) Уральской государственной юридической академии в родном Екатеринбурге. Я никогда не работал в этой области, но во время учебы у нас была практика в полиции и прокуратуре, я очень хорошо знаю, кто такие следователи и какая атмосфера царит на их рабочем месте.

Я знаю, что помимо успеха на «Кинотавре», фильм «Конференция» участвовал этой осенью в одной из программ Венецианского кинофестиваля. Как фильм приняли в Венеции?

Зрители в Европе этот фильм приняли очень хорошо и тепло.  Не только потому, что это международная тема, но ещё и потому, что многие зрители помнят эти трагические события, которые происходили в Москве. Да и сам фильм хороший получился.

«Конференция», насколько я понимаю, не пытается ответить на вопрос, кто виноват в трагедии на Дубровке? Тогда о чем фильм, по-твоему? Он больше о переживаниях жертв теракта, нежели о самом теракте?

Вообще я считаю, это уникальное событие в мире кино, это первый художественный фильм о террористическом акте на Дубровке. Надо отдать должное продюсерам фильма, Катерине Михайловой и Константину Фам, которые поверили в сценарий Ивана Твердовского. Да, ты прав, этот фильм не отвечает на вопрос, кто виноват в трагедии на Дубровке, картина не о самом захвате заложников мюзикла «Норд-Ост», фильм не является реконструкцией тех событий, этот фильм, если так можно сказать, не про тогда, а про сейчас. Есть немало исторических фильмов, которые ставят своей задачей показать, как всё произошло, здесь совершенно другой неожиданный и не банальный ракурс. Это кино о переживаниях людей, этот фильм надо смотреть шире, чем кино о «Норд-Осте». Многие трагедии оставляют незаживающие травмы и этот фильм говорит о важности и необходимости разговора об этих вещах, о том, что есть вещи, которые нельзя замалчивать. Фильм «Конференция» о последствиях этой ужасной трагедии, о том, как спустя семнадцать лет складывается жизнь тех, кто находился в числе захваченных заложников, об их переживаниях, внутренних конфликтах. 

Чем наши российские фильмы отличаются от западных фильмов о реальных трагедиях? Если какие-то отличия в подходе?

Российских фильмов о реальных трагедиях не так уж много. Российское историческое, костюмное кино сконцентрировано на далеком прошлом и крайне неохотно касается актуальных вопросов. Если в том же Голливуде активно снимаются и востребованы публикой фильмы с грифом «основано на реальных событиях», то у нас, как ни странно, таких фильмов очень мало. В США можно вспомнить и одного из моих любимых - американского режиссера и актера Клинта Иствуда, и множество других картин. У нас же каждый такой фильм всегда начинают встречать в штыки, начинают сравнивать, начинают отвлекаться на то, что это всё-таки художественный фильм… Да, он основан на реальных событиях, но никогда не является их точной реконструкцией.

Если говорить о главных отличиях в подходе, то можно сказать следующее: первое – российское кино сосредоточено на очень старых реальных событиях. Как правило, сейчас это 20-й век. Хотя, уже прошло 20 лет 21-го века, но мы практически не сняли ни одного фильма, за исключением, может быть, фильма «Август 8-го», который, тем не менее, является государственно-патриотическим фильмом при всём его технологическом блеске. То есть никого народного осмысления народных трагедий нет. Не снято ни одного фильма о терактах на Каширке в Москве, ничего не сделано по терактам в Волгограде, которые многие помнят, мы не видели фильмов, например, о захвате Будённовска. Фильм«Училка -2» Алексея Петрухина – это очень эффектная вещь на тему, скажем так, около терактов на Дубровке, но это фильм достаточно жизнеутверждающий, да там и не стояло задачи экранизировать те события.

Таким образом, первое и главное отличие – для нашего кино характерно значительное запаздывание по отношению к реальным событиям. В этом смысле фильм, который снят 17 лет спустя после теракта – это первое кино на тему за 17 лет, происшедших со дня этих событий. Второе – это цензура и само цензура. Про государственную цензуру говорить не приходится, она по Конституции запрещена, однако есть цензура денег и есть самоцензура. Многие, может быть, и хотели бы, но не решаются снимать кино об актуальных вопросах. Нет художественного фильма о Беслане до сих пор. Люди боятся прикасаться к актуальным вещам, которые по-прежнему актуальны, тем более, если им кажется, что в фильме есть политический аспект. В этом плане, фильму «Конференция» удалось пройти по лезвию ножа и ничего не скрывать. В фильме обо всём говорится прямым текстом.

Это кино на массового зрителя или скорее авторское, как говорят, фестивальное?

Деление фильмов на массовое кино и фестивальное – искусственное. Просто есть фильмы более простые и понятные, которые идут к зрителю напрямую через рекламную кампанию от производителя к кинотеатрам, а есть фильмы более сложные, требующие оценки экспертного сообщества. Такой оценкой являются фестивали. На «Кинотавре» фильм получил приз «За лучший сценарий», что говорит немало о его качестве. Несомненно, что любой фильм делается для зрителей, для людей. Любой режиссер, даже режиссер фильмов, понятных только узкому кругу зрителей, мечтает, чтобы его фильм посмотрели и поняли как можно больше людей. В фильме «Конференция» нет ничего особо сложного для восприятия, фильм держит внимание, держит в напряжении в течение всего просмотра. Здесь, возможно, нет спецэффектов и каких-то суперзрелищных сцен, но его ценность не в этом. И вообще, ценность кино не только в компьютерной графике и экшне, кино – это искусство, которое позволят нам заглянуть внутрь человека. И Иван Твердовский в своей очередной картине делает это мастерски.

Российский кинематограф, кажется, всерьез стал интересен западному зрителю, по крайней мере, кинокритикам. Что с ним такое произошло?

Советское и российское кино всегда было интересно западному зрителю. Безусловно, до распада Советского Союза интерес был сдержанный и не всё советское кино туда отправлялось, но огромное количество фильмов попадало. Можно вспоминать и Эйзенштейна с Тарковским, фильмы Станислава Ростоцкого выдвигались на Оскар, не будем забывать и о Сергее Бондарчуке с фильмом «Война и мир» и Владимире Меньшове с фильмом «Москва слезам не верит», которые стали обладателями золотых статуэток, и многие другие фильмы, и Элем Климов с фильмом «Иди и смотри» – все это пользовалось на Западе популярностью.

После распада Советского Союза был пик интереса к постсоветскому кино. Здесь денег не было, и большинство фильмов было снято на деньги французского министерства культуры. Потом был некий спад. Затем российская кинематография увлеклась коммерческим кино, которому предстояло за короткое время проделать путь, который Голливуд и французы проделывали в течение 100 лет. Нам пришлось преодолеть технологическое, маркетологическое отставание. В силу того, что зарубежная мировая кинематография в Россию идет очень активно: Голливуд доставляется напрямую, а все остальное мировое кино привозят российские дистрибьюторы, кинокритики, организаторы фестивалей, благодаря этому у молодёжи и у кинематографистов постарше есть возможность смотреть мировое кино практически синхронно с его шествием по земному шару. Поэтому кинематографисты, как действующие, так и будущие, имеют возможность напитываться мировым кинематографом и шагать в ногу со временем, то есть говорить об актуальных вещах одновременно на национальном и в тоже время на понятном мировому зрителю и мировому киноистеблишменту языке.

Именно этим и можно объяснить растущий интерес зарубежных зрителей и зарубежных критиков к отечественному кино. Говорят, что советское кино было лучше – ничего подобного. За постсоветское время за в два раза меньший срок у российских фильмов столько же, а то и больше уже призов на западных фестивалях. Часто побеждают и в Венеции наши кинематографисты, и в Берлине, были призы и в Каннах. В этой связи не могу не вспомнить и фильм с моим участием – «Айка» режиссера Сергея Дворцевого, который в 2018 году получил Золотую пальмовую ветвь во Франции в номинации «Лучшая актриса» в лице Самал Яслямовой, а в 2019 году попал в шорт-лист премии «Оскар», в 2019 году при поддержки «Роскино» и лично Екатерины Мцитуридзе мы в Каннах с Натальей Цветковой и нашими партнёрами из других стран презентовали уже новый фильм.

Вообще, надо отметить колоссальную работу, которую проделала и продолжает делать и Екатерина Мцитуридзе, и организация «Роскино» в сфере продвижения отечественного кинематографа на мировую арену. На самом деле, вопрос не в том, что что-то произошло с нашим кинематографом, он, можно сказать, синхронизировался с мировым. Наши кинематографисты и зарубежные смотрят кино друг друга одновременно и происходит перекрестное опыление, благодаря которому пространство идей, пространство сюжетов, пространство киноязыка становится общим.

Расскажи про свои творческие планы. Какие проекты ты запускаешь, в каких фильмах предстоит сняться? Что за роли, сюжеты?

Мы готовимся к съемкам фильма «День отца» на Урале, в мае-июне, с участием Андрея Рожкова и Вячеслава Мясникова из «Уральских пельменей», а также Михаила Боярского и других актеров, в котором я выступаю и в качестве актера, и в качестве продюсера. Мы открыты к сотрудничеству с разными компаниями и брендами – со всеми, кому интересно кино. Есть и еще проекты, но они пока на стадии написания сценария. А тот фильм, который мы снимали на Урале и презентовали в Каннах, «Селфимания», сейчас меняется концептуально. У этого фильма будет другое название, частично он находится в стадии пост-продакшна, также готовятся съемки еще двух новелл этого фильма.

Александр Златопольский – актер и продюсер, уроженец Екатеринбурга. Учился на актерском факультете филиала Высшей школы кино и телевидения (г. Екатеринбург)., затем окончил актерский факультет ИГУМО (г. Москва), художественный руководитель курса - А.С. Бордуков. С 2005 года Александр Златопольский живет и работает в Москве в качестве актера театра и кино, артиста эстрады, юмориста, телеведущего и кинопродюсера.

Фото: Леонард Соловатов

 

Путин назначил Чубайса спецпредставителем по связям с международными организациями

Президент России Владимир Путин назначил экс-главу «Роснано» Анатолия Чубайса на новую должность.

Согласно указу, опубликованному на сайте Кремля, Чубайс назначен специальным представителем президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.

Сам Анатолий Чубайс, на своей странице в Facebook, назвал предстоящее дело «по-настоящему значимым для страны и интересным ему лично».

Напомним, ранее Путин предложил возглавить «Роснано» первому заместителю председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Сергею Куликову.

Анатолий Чубайс руководил госкорпорацией «Роснано» с 2008 года.

Фото: Борис Ярков

Два человека погибли и пятеро пострадали в ДТП на Серовском тракте

Два человека погибли, еще пятеро пострадали (в их числе двое детей) в ДТП с участием на 172-м км трассы Екатеринбург-Серов.

Как сообщили в региональном ГИБДД, трагедия произошла накануне в вечернее время. 18-летняя девушка-водитель (ее водительский стаж составлял всего месяц), управлявшая Kia Rio, превысила скорость, в результате чего, не справившись с управлением, выехала на встречную полосу, где столкнулась с автомобилем Ford Fusion, который затем отбросило на Renault Duster.

В результате тройной аварии погибла водительница Kia Rio, а ее 14-летняя племянница, ехавшая на переднем пассажирском сиденье, была госпитализирована. Второй жертвой ДТП стала 50-летняя женщина, сидевшая на переднем пассажирском сиденье Ford Fusion. Она скончалась в больнице. Женщина-водитель автомобиля Ford, а также еще два пассажира, в том числе двухлетний ребенок, были госпитализированы.

Двум мужчинам, находившимся в Renault Duster, была оказана медпомощь на месте происшествия. От госпитализации они отказались.

Фото: ГИБДД по Свердловской области

На Среднем Урале продолжает расти заболеваемость COVID-19

За последние сутки на территории Свердловской области выявлен 398 новых случаев COVID-19. Отметка более чем в 300 заболевших в регионе фиксируется 24-й день подряд.

Как сообщает оперативный штаб, на уральскую столицу приходится 228 случаев заражения. Также в статистику попали еще 32 свердловских муниципалитета, в том числе Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов, Асбест, Березовский, Среднеуральск, Верхняя Пышма, Богданович, Ревда, Верхотурье, Краснотурьинск, Первоуральск, Красноуфимск, Кушва, Красноуральск, Качканар и др.

За отчетный период выздоровели 405 пациентов (40 474 за все время), скончались 14 жителей региона (1 090), что является антирекордом с начала пандемии. Еще 685 человек находятся в тяжелом состоянии (216 - на ИВЛ).

С начала пандемии опасный вирус был выявлен в общей сложности у 48 233 свердловчан, сутками ранее сообщалось o 390 случаях заражения.

УрФО

За сутки в Челябинской области опасный вирус подхватили 305 человек, в Югре - 221, в Тюменской области - 164 в Курганской - 105.

Россия

В целом по стране зарегистрировано 28 782 случая COVID-19 (2 431 731). Выздоровели: 27 644 (1 916 396), скончались: 508 (42 684).

Напомним, ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил о персональной ответственности губернаторов за проведение вакцинации.

Фото: Борис Ярков

Ростуризм выделил грант на обустройство перевала Дятлова

До конца текущего года Свердловская область получит 37 млн. рублей из федеральной казны на развития туризма в регионе.

Как сообщает пресс-служба областного правительства, средства будут распределены между 15 проектами, выигравшими грантовую поддержку от Ростуризма. В общей сложности на нее претендовали свыше 4 тыс. проектов.

«Часть проектов направлены на разработку новых маршрутов, формирование доступной туристической среды. Но самое популярное направление - создание глэмпингов. Многие запрашивали максимально возможную сумму в 3 млн. рублей. А одним из критериев было то, что 30% от размера гранта предприниматели должны вложить из собственных средств», - рассказала глава свердловского Центра развития туризма Эльмира Туканова.

Среди победивших глэпинг-проектов: «Жилище кочевника», «Гламурная линза» и круглогодичные «Домики в горах» в п. Уралец на территории кластера «Гора Белая». 

Также финансирование получит «Глэмпинг на заводе» в Сысерти, «Парк сказов» в Арамиле и обустройство перевала Дятлова для туристов.

Отмечается, что до конца года все проекты заключат соглашения с Ростуризмом, а реализованы они должны быть в течение полугода.

Фото: Борис Ярков

Скончался сенатор Александр Михайлов

На 70-м году жизни скончался экс-губернатор Курской области, член Совета Федерации РФ от региона Александр Михайлов.

Как сообщает пресс-служба областной администрации, в этот день сенатор вел прием в курском отделении партии «Единая Россия», после чего у него произошел инфаркт. Скорая помощь уже не успела ему помочь.

Добавим, что Александр Михайлов возглавлял Курскую область в период 2000-2018 годов. С ноября 2018-го представлял регион в Совете Федерации РФ, а также входил в комитет по обороне и безопасности.

Фото: http://kremlin.ru/

 

Смог продержится в Свердловской области до конца следующей недели

На Среднем Урале до конца следующей недели продлено предупреждение о неблагоприятных для рассеивания вредных примесей метеорологических условиях.

Согласно данным Уральского Гидрометцентра, НМУ первой степени опасности, которые были объявлены с вечера 30-го ноября, ожидаются в регионе на неделю дольше.  

По предыдущему прогнозу смог должен был рассеяться к вечеру этой пятницы, 4 декабря, сейчас же синоптики продлили предупреждение до вечера следующей пятницы, 11 декабря.

Прогноз погоды на ближайшие дни можно посмотреть здесь.

Фото: Борис Ярков

Вооруженные люди пытались прорваться на территорию России с Украины

Три вооруженных нарушителя госграницы пытались пробиться в Россию со стороны Украины.

Как сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ, ЧП произошло на участке пограничного управления ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям. При попытке задержания пограничным нарядом нарушители оказали вооруженное сопротивление.

В ходе перестрелки один из нарушителей погиб, двое скрылись на территории Украины. Сейчас проводятся оперативно-следственные действия по факту произошедшего.

 

Стало известно о новом типе мошенничества с платежками за ЖКУ

В России зафиксирована новая мошенническая схема по выманиванию у граждан данных их банковских карт.

Как сообщает РБК со ссылкой на представителя ВТБ, по электронной почте преступники сообщают потенциальным жертвам о якобы возникших у тех в течение  года долгах по жилищно-коммунальным услугам. В среднем от 10 до 20 тыс. рублей. Граждан просят оплатить онлайн поддельные квитанции или предоставить сведения об уже произведенной оплате.

Когда клиент начинал процесс оплаты онлайн и вводил реквизиты своей карты на сайтах, куда вели ссылки из письма, мошенники получали доступ к его банковскому счету. В случае, если клиент игнорировал сообщение, то ему звонили от лица «управляющей компании» для проверки совершенных ранее в этом году платежей и убеждали в наличии «долга по квартплате». При этом мошенники также пытались выяснить способы оплаты и реквизиты карты, по которой проводился платеж, а затем предлагали совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из смс.

Отмечается, что подобная схема  связана с тем, что в конце года управляющие компании традиционно делают перерасчет за ЖКУ, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счетчиков воды и электроэнергии. 

На Урале изъяли крупную партию контрафактного алкоголя (фото)

В рамках оперативного мероприятия «Алкоголь» полиция уральской столицы изъяла крупную партию немаркированной продукции.

Нелегальный склад контрафактной алкогольной продукции был обнаружен на территории Кировского района в ходе отработки оперативной информации. В складском помещении находилось более 2,5 тыс. бутылок водки, коньяка и других спиртосодержащих продуктов общим объемом около 1,3 тыс. литров.  У продукции отсутствовали акцизные и федеральные марки.

По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки», которая предусматривает до 3 лет лишения свободы. Сейчас устанавливаются все обстоятельства, каналы поставки и места реализации товара.  

В общей сложности, за время проведения операции «Алкоголь» составлено 85 административных протоколов о нарушениях в сфере оборота спиртного, возбуждено семь уголовных дел. Из незаконного оборота изъято порядка 6,7 тыс. литров спиртосодержащей продукции.

Фото предоставлено отделением по связям со СМИ УМВД Екатеринбурга

На Среднем Урале зафиксирован антирекорд по суточной смертности от COVID-19

За последние сутки на территории Свердловской области выявлен 390 новых случаев COVID-19. Отметка более чем в 300 заболевших в регионе фиксируется 23-й день подряд.

Как сообщает оперативный штаб, на уральскую столицу приходится 160 случаев заражения. Также в статистику попали еще 46 свердловских муниципалитетов, в том числе Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Верхняя Пышма, Асбест, Серов, Красноуфимск, Березовский, Североуральск, Волчанск, Среднеуральск, Верхотурье, Ревда, Ивдель, Камышлов, Реж, Полевской, Карпинск, Невьянск, Качканар, Красноуфимск, Кушва, Красноуральск, Краснотурьинск и др.

За отчетный период выздоровели 395 пациентов (40 069 за все время), скончались 16 жителей региона (1 076), что является антирекордом с начала пандемии. Еще 765 человек находятся в тяжелом состоянии (224 - на ИВЛ).

С начала пандемии опасный вирус был выявлен в общей сложности у 47 835 свердловчан, сутками ранее сообщалось o 382 случаях заражения.

Напомним, накануне в Краснотурьинск был открыт современный медцентр для пациентов с коронавирусом

УрФО

За сутки в Челябинской области опасный вирус подхватили 298 человек, в Югре - 220, в Тюменской области - 162 в Курганской - 105.

Россия

В целом по стране зарегистрировано 27 403 случая COVID-19 (2 402 949). Выздоровели: 28 901 (1 888 752), скончались: 569 (42 176).

Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о персональной ответственности губернаторов за вакцинацию.

Фото: Борис Ярков