Сразу после праздничных дней стало известно об отставке министра здравоохранения Свердловской области Аркадия Белявского. Незадолго до этого он дал интервью главному редактору NDNews.ru Полине Румянцевой, рассказав о том, чего удалось достичь за 7 лет работы, истинных целях оптимизации свердловских больниц и о том, что ждет в будущем свердловскую медицину.
– Аркадий Романович, одна из главных тем сегодня в здравоохранении – оптимизация. Что это такое, если в двух словах?
Аркадий Белявский: Если коротко, это присоединение маломощных к более сильным. Нас жизнь заставляет проводить оптимизацию. Не выживет больница, к которой прикреплены четыре тысячи человек, есть главный врач, главный бухгалтер и множество обслуживающего персонала.
– А удачные примеры есть?
Аркадий Белявский: У нас были больницы с просроченной кредиторской задолженностью, которая сохранялась до момента оптимизации. После того, как их присоединяли к крупным больницам, эта проблема устранялась. В Рефтинском, например, где сейчас есть похожие проблемы, поликлиника вообще исторически входила в состав Асбестовской больницы. Так что на территориях с небольшой численностью населения, где в больницах есть долги, будут решаться вопросы путем присоединения к более крупным медучреждениям. Например, в Махнево, Верх-Нейвинском, Малышева, ЗАТО Свободный. В Верхней Туре тоже остро стоит вопрос о присоединении больницы к кушвинской. Я встречался с жителями. И спрашивал – почему вы хотите, чтобы у вас была больница? У вас населения 9200 человек, открыли у вас роддом. Сколько детей родили в прошлом году? 128. В среднем, одни роды в три дня. О какой квалификации персонала можно говорить, если там один врач акушер-гинеколог и один врач-неонатолог? К тому же они не могут работать круглосуточно, ночью роды принимают акушерки. А если что-то случится? Благодаря тому, что мы закрыли восемь родильных отделений по Свердловской области, централизовали роды в межмуниципальных центрах, у нас в прошлом году материнская смертность составила 9,6 при нормативной 10, а младенческая смертность вообще 5,5 промилле – самый низкий показатель за всю историю наблюдений в Свердловской области. Вот и результат оптимизации.
– У пациентов и родных есть вопросы к тому, что нужно ехать куда-то рожать и лечиться в другие города…
Аркадий Белявский: Смотрите, по статистике, каждая женщина проходит через роды один раз, или два раза в жизни. То есть за одни роды она примерно три дня должна находиться где-то в другом городе, но при этом мы ей гарантируем, что она выпишется здоровая со здоровым ребенком. Разве это не стоит трех дней, проведенных где-то не дома? Да вы сами пойдете оперироваться (а роды – плановая операция) к врачу, который практикует каждый день, а не к тому, который оперирует раз в неделю. То же самое касается многих других вещей.
8 мая 2016 года. Белявский еще министр здравоохранения Свердловской области
При сохраняющейся доступности медицинской помощи должно повышаться качество ее оказания. А качество может повышаться только при маршрутизации пациентов туда, где могут более квалифицированную помощь оказать.
Наша маршрутизация к чему привела? 80% преждевременных родов принимаются в межмуниципальных центрах. 95% инсультов лечат в межмуниципальных центрах. 74% пострадавших в ДТП лечатся в межмуниципальных центрах. То есть мы сразу их везем не в ближайшую больницу, а туда, куда надо. Да, это подальше, но это эффективнее. Только вот с инфарктами пока статистика не очень – 51% в межмуниципальных центрах получают лечение. Даже в Екатеринбурге – если инфаркт случился, больного госпитализируют в ближайшую больницу, а через 2-3 дня все равно перегоспитализируют либо в 33-ю, либо в Институт кардиологии.
Или вот притрассовые пункты – их нет нигде в России, а у нас уже создано 20 сортировочно-эвакуационных площадок, где можно тяжелобольного пациента забрать и вертолетом перевезти его в Екатеринбург. В этом году еще 6 вертолетных площадок построим.
– Так востребованы?
Аркадий Белявский: Конечно. Представьте, ожоговый больной с 50% повреждений. На машине его нереально везти. Тяжелое ДТП, множественные переломы – вертолетом можем довезти. Это более щадящий способ, чем машина по нашим дорогам.
У нас за прошлый год 196 вылетов было. За счет того, что дежурят вертолеты Ми-2 – машина юркая, мобильная – могут прямо на дороге сесть и с трассы забрать. Просто гаишники движение минут на 20 минут перекрывают.
– Но люди боятся, что пациента могут и не довезти.
Аркадий Белявский: Ну, довезут его до ближайшей больницы – и что с ним там сделают? Там, допустим, менее квалифицированные врачи, нет такого оборудования, как в межмуниципальных центрах. К тому же, к слову, про «не довезут» – если пациент тяжелый, навстречу «скорой» у нас всегда выезжает другая машина, чтобы та, первая, если она одна на местности, например, не покидала долго территорию, возвращалась на дежурство. А в той, что выехала навстречу, и оборудование есть, и узкие специалисты могут выехать вместе с бригадой СМП.
Кстати, в прошлом году мы объединили еще и семь станций скорой медицинской помощи. Но на местности как дежурили машины, так и продолжают дежурить. И участковые терапевты – как сидели, так и будут сидеть на месте. У нас задача оптимизации – сохранить врачей и медсестер, а не сопутствующий персонал. Когда мы стали изучать штатные расписания в больницах, выяснилось, что они раздуты, а укомплектованность врачами только 35%.
– Это 3-4 ставки на человека?
Аркадий Белявский: Вот именно. В итоге пересматривают штатное расписание – например, только Демидовская больница в Нижнем Тагиле 502 ставки сократила за год. А еще областная больница, ОДКБ, онкодиспансер – тоже сократились, хуже не стало. В целом по области укомплектованность врачебными кадрами где-то 62%, а надо 100%. И специалисты неохотно идут в поликлиники – работать тяжелее. Врач в стационаре пришел в девять часов на работу, и может пойти на обход в девять, а может и в десять. А в поликлинику пришел – и у тебя очередь такая стоит, что ты чай не можешь попить, да еще больные на взводе, потому что полчаса простояли в регистратуре, а в стационаре к тебе пациент вчера поступил, ты его уже знаешь, вчера назначил лечение, а сегодня проконтролировал. Поэтому молодые врачи не хотят идти работать в поликлинику. В прошлом году мы, сокращая койки, сокращали и врачей из стационара – но в поликлинику они не пошли.
– А куда они делись?
Аркадий Белявский: На пенсию уходили. У нас основная проблема – возрастной состав врачебный. И мы ждем 2017 года. Тогда в связи с особенностями законодательства будет двойной выпуск в вузах. В 2016 году, грубо говоря, 750 человек выйдет, а в 2017-м – 1500. Потому что отменяется интернатура. И они сразу выйдут в практическое здравоохранение.
– А это не скажется на качестве?
Аркадий Белявский: Нет. Они в интернатуре, по-моему, тоже ничем не занимаются, а тут они будут с более опытным врачом вести прием и быстро учиться. Даже больше – с прошлого года у нас во многих поликлиниках на приеме работают три фельдшера и один врач. Первые принимают более легких пациентов, второй – более тяжелых. Идет дифференциация. И это сразу позволило увеличить количество принятых, а врач не занят рутинной работой. Но это только на переходный период. Наша задача, конечно, чтобы в поликлиниках на приеме все же работали врачи. Сейчас готовятся новые критерии оценки эффективности работы главврачей, так вот один из показателей – это прием врачей.
– А как дела с техникой?
Аркадий Белявский: У нас есть ежемесячный контроль за работой техники – аппаратами МРТ и КТ, ангиографами, по каждому из которых есть своя нагрузка. Например, на этом аппарате должно быть сделано 23 компьютерных томограммы, на том – 20 магнитно-резонансных. Аппараты должны применяться для дифдиагностики инсульта, инфаркта, они должны работать в круглосуточном режиме. И этот критерий мы тоже включили в критерии оценки эффективности работы главврача.
– Расшифровывать данные с этих аппаратов уже все могут?
Аркадий Белявский: Можно же передать снимок тем, кто сможет проконсультировать, если какой-то сложный случай. У нас есть центральный архив медицинских изображений, куда через интернет загружаются снимки. Так что если есть доступ, можно получить консультацию. Вообще телемедицина – это направление, которое мы активно развиваем. У нас почти во всех больницах есть телемедицинские установки, и количество таких консультаций выросло чуть ли не на 30%. Зачем больного куда-то отправлять, если можно проконсультировать его в режиме онлайн? И те, кто получают консультации, и те, кто консультируют в режиме телемедицины, получают оплату по системе ОМС, чтобы не было такого, что одному выгодно, а второму – нет. Оплата идет двоим. И в этом плане проблем тоже нет.
– Часто слышу, что в России традиционно на низком уровне диагностика, зато хорошо режем и умеем выхаживать...
Аркадий Белявский: Сейчас уже не так. Раньше диагностика действительно отставала. Ведь чем брали первые частные медцентры? У них были аппараты КТ и МРТ. У нас сейчас они тоже есть. У нас сейчас другая проблема – не всегда хватает квалификации провести сложные операции. Особенно при онкологии, когда захватываются разные системы и органы. Есть, например, у пациента рак пищевода и рак легкого. А хирург либо торакальный, либо абдоминальный, а чтобы общую сделать – не может. Это должна быть подготовка штучных врачей.
8 мая 2016 года. Белявский еще министр здравоохранения Свердловской области
– А как это будет решено?
Аркадий Белявский: Мы отправляем на стажировку. Либо в Москву, либо за рубеж. Например, в прошлом году два врача во Франции у уролога стажировались, на аппарате да Винчи.
– А он у нас есть?
Аркадий Белявский: Есть. Но он не загружен. Были врачи, которые хорошо работали, но уехали. Должны были в 2015 году подготовить новых, но квалификация у них пока не та.
– Есть возможность перекупать специалистов в других регионах?
Аркадий Белявский: Есть. У нас и фонд оплаты труда позволяет.
– А кто должен заниматься рекрутингом?
Аркадий Белявский: Главврачи. Поставили мы ангиографическую установку в Краснотурьинск, и там стояла задача найти врачей – и главврач нашел. Врач ездит из Екатеринбурга оперировать, нет уже необходимости самому больному ездить в Екатеринбург. Надо понимать, что для молодого врача интересная работа на первом месте. Последние два-три года у нас многие врачи из Екатеринбурга уезжают главврачами в Артемовск, Полевской, Верхнюю Салду, Новую Лялю. Раньше этого не было.
– А где изыскивать кадры?
Аркадий Белявский: У нас зарплата хорошая, существенно выше, чем в других регионах, даже в Тюменской области. Представь, два врача, семейная пара, приехали они к нам из Курганской области. Там у них зарплата на двоих была 50 тысяч, а тут – 110.
Участникам СВО усилят трудовые гарантии

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об усилении трудовых гарантий участникам СВО.
Согласно предлагаемым изменениям, за участниками боевых действий, вернувшимися на рабочие места, будет закреплено преимущественное право на сохранение работы при сокращении штата.
«Это позволит дополнительно защитить социальные права бойцов, обеспечить их занятость. Люди, которые встали на защиту страны, должны гарантированно иметь возможность и дальше реализовывать себя», - отметил спикер ГД Вячеслав Володин.
По его словам, для поддержки ветеранов и участников боевых действий с 2022 года принято 154 закона, сформирована система норм, которая постоянно совершенствуется.
Фото: Борис Ярков
В Свердловской области повысили единовременную выплату для участников СВО

В Свердловской области, по поручению губернатора Дениса Паслера, увеличен размер выплаты за заключение контракта с Минобороны для прохождения военной службы в зоне проведения СВО.
Размер региональной выплаты увеличен до 2,7 млн. рублей. Дополнительно военнослужащие получают 400 тыс. в качестве федеральной единовременной выплаты от министерства обороны.
Таким образом, совокупная выплата составляет 3,1 млн. Кроме того, родные участников СВО продолжат получать единовременную выплату в 20 тыс. рублей на семью, а также аналогичную сумму на каждого из детей военнослужащего.
В регионе также действуют и другие меры поддержки семей участников СВО, включая льготную газификацию жилых домов, отсрочку арендных платежей и расторжение договоров аренды без штрафных санкций, бесплатный отдых детей участников СВО в оздоровительных лагерях на Черноморском побережье и бесплатное питание для детей военнослужащих в школах и колледжах.
Напомним, ранее сообщалось, что в свердловских муниципалитетах внедрят единый стандарт поддержки участников СВО.
Фото: Борис Ярков
Центр спортивных единоборств возведут в Невьянске

Губернатор Свердловской области Денис Паслер обсудил создание нового спортивного объекта в Невьянске с представителями холдинга «ЦЕМРОС», в который входит градообразующий Невьянский цементный завод.
«Поставил задачу администрации Невьянска - заключить с компанией соглашение о создании спортивного объекта. В Невьянске более тысячи человек занимаются единоборствами и боевыми видами спорта, поэтому новый, современный Центр спортсменам нужен. Разработан типовой проект, есть опыт его реализации в других городах. Земельный участок под строительство в Невьянске уже определен», - отметил Денис Паслер.
Планируется, что центр единоборств станет двухэтажным зданиес с тремя залами, обеспеченными современным инвентарем. Заниматься там смогут до 500 человек.
Фото: ДИП
Пассажиропоток в начале года в Свердловскую область вырос на 10%

Поток свердловчан и гостей региона на популярные туристические объекты Среднего Урала в новогодние праздники превысил 320 тыс. человек.
Как сообщил губернатор Денис Паслер, в сравнении с новогодними каникулами 2025 года пассажирский поток в начале этого года в регионе вырос на 10%, а спрос на поездки в Екатеринбург - на 22%.
Почти 100 тысяч человек побывали на горнолыжных склонах, это одно из самых популярных направлений. Около 7 тыс. - в природных парках «Оленьи Ручьи» и «Бажовские места». Рождественская ярмарка в Верхотурье собрала более 2,6 тыс. человек.
Невьянский историко-архитектурный музей-заповедник принял 7 тыс. посетителей, а нижнетагильский «Горнозаводской Урал» - 3,8 тыс.
Пользовались спросом национальные маршруты «Демидовский» и «Императорский», а также «теплые экскурсии», которые совмещают прогулки с гастрономическими дегустациями и тематическими лекциями.
Международный аэропорт «Кольцово» обслужил с 31 декабря по 11 января 273 тыс. пассажиров.
Фото: Борис Ярков
Модернизация первичного звена здравоохранения продолжится до 2030 года

Модернизация первичного звена здравоохранения в регионах продолжится до 2030 года. Соответствующее постановление подписал глава кабмина Михаил Мишустин.
Согласно документу, регионы продолжат получать финансирование на капремонт медучреждений, приобретение для них оборудования и автомобилей, закупку и монтаж быстровозводимых модульных конструкций для размещения врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, а также на открытие сосудистых отделений и центров онкологической помощи.
В приоритетном порядке в региональные программы будут включать мероприятия, запланированные в опорных населенных пунктах. Федеральные средства будут выделяться в рамках нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь».
Фото: Борис Ярков
Свердловскую область на всю неделю накрыл смог

Средний Урал на всю неделю накрыл смог
Как сообщает Уральский Гидрометцентр, погода, неблагоприятная для рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе, продержится до вечера понедельника, 26 января.
На этот период объявляются НМУ первой степени опасности. В связи с этим специалисты рекомендуют меньше находиться на улице и реже открывать окна.
Фото: Борис Ярков
Аномальные морозы идут на Средний Урал

ГУ МЧС по Свердловской области выступило с предупреждением об аномальной холодной погоде.
В период со среды по воскресенье, 21-25 января, в отдельных районах области температура воздуха может опускаться вплоть до -42 градусов.
В уральской столице в этот период столбики термометров будут показывать до -35 в ночные часы.
Фото: Борис Ярков
Для защиты свердловских лесов закупили новую технику

Для защиты свердловских лесов от пожаров и незаконных рубок власти закупят новую технику.
По словам губернатора Дениса Паслера, штрафы, которые платят нарушители, направляются на укрепление материально-технической базы лесничеств.
«Такой механизм позволяет компенсировать нанесенный ущерб по принципу «нарушил - восстановил». В 2025 году на эти средства закупили 19 единиц новой техники для лесничеств. Два снегоболотохода направили в Ивдельское и Березовское лесничества. Они обеспечивают доступ инспекторов в отдаленные районы в любое время года. Три новых УАЗ Hunter повышенной проходимости поступили в Сысертское лесничество для ежедневного патрулирования», - написал Денис Паслер.
Помимо этого, Ирбитское и Кушвинское лесничества получили 14 фотоловушек, которые ведут круглосуточный мониторинг, помогают фиксировать нарушения и охранять территорию от браконьеров и незаконных рубок. Новая техника повышает мобильность специалистов и эффективность их работы.
Фото: ДИП
Фестиваль национальных свадеб стартовал в Свердловской области

Бракосочетание в русском стиле в Артинском районе открыло фестиваль свадеб Свердловской области, приуроченный к Году единства народов России.
«Фестиваль национальных свадеб в Свердловской области станет ярким событием, позволяющим продемонстрировать богатство обычаев и укладов жизни на Среднем Урале, а также подчеркнет значение семьи. Многодетные семьи находятся в центре этой концепции единства. В них передаются традиции и ценности, которые способствуют сплоченности общества», - отметил губернатор Денис Паслер.
Первой парой, принявшей участие в фестивале, стали Дарья и Виктор. Они познакомились через общих друзей и вместе уже более восьми лет, воспитывают двоих детей. В свободное время семья любит проводить время на природе: рыбачить, собирать грибы и ягоды.
Фото: ДИП
Уральские художники и фотографы представят свои проекты в «Домне»

В екатеринбургском креативном кластере «Домна» в этом году свои работы представят уральские художники и фотографы.
Из 40 заявок Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП, на базе которого создан Центр «Мой бизнес») выбрал 11 проектов. Первая выставка - этюды Александры Капустиной «Это все мое родное» - уже открылась и будет работать в «Домне» до 1 марта.
«Для авторов это отличный шанс заявить о себе, встретить новых зрителей, показать, над чем они работали. А для фонда это одна из мер комплекса поддержки креативных индустрий, которая представлена разнообразными инструментами - от бесплатных консультаций и обучения до финансирования и инфраструктурного содействия», – рассказал директор СОФПП Валерий Пиличев.
В общей сложности кластер принял уже порядка 50 выставочных проектов.
Фото: ДИП







