На этот раз умы гостей занимала тема страха – его природа и способы преодоления. Участники разговора пытались ответить на вопрос, как страх превращается в фобию и в каком случае стоит обратиться за медицинской помощью. Для раскрытия всех аспектов были приглашены спикеры, знающие предмет обсуждения как свои пять пальцев: врач-психотерапевт и психоаналитик Георгий Амусин, психолог, специалист Областной службы спасения Наталья Антонова, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения академии наук Анатолий Гагарин, основатель центра самоидентификации Александр Денисов, заведующий отделением Областной клиники неврозов «Сосновый бор» Олег Кузин.

Открывший дискуссию Анатолий Гагарин, решил подойти к вопросу со стороны философии. Он пояснил, что рассматривает страх как экзистенциал вслед за Кьеркегором и Хайдеггером, которые ввели страх как понятие в философию. По его мнению, страх является глубинной сущностью человека, наравне с одиночеством и смертью, выступающими «негативными» экзистенциалами, заставляющими искать и обретать смысл жизни.

«Страх неизбежен, но он делает человека человеком, точнее дает такую возможность, которую не каждый и не всегда может реализовать. Страх понимания тайн смерти и вырабатывания личностного отношения к страху и одиночеству, проживание, переживание, подготовка каких-то множественных ответов на то, что угрожает человеку как в видовой вариации, так и в индивидуальном существовании – это всё то, что даёт нам возможность осознать смысл своего бытия и выработать способы общения с окружающим миром», - считает Гагарин.

Как отметили приглашенные эксперты, сегодня многое построено на страхе, существует целая индустрия страха. К ним относятся, в том числе фильмы ужасов. По мнению Анатолия Гагарина, люди таким образом достигают катарсиса. Просмотр, например, фильмов ужасов является вытеснением собственных страхов, проживанием их в определённом культурном пространстве.

Наталья Антонова по долгу службы сталкивается больше не с фобиями, а именно со страхами как следствием поведенческих реакций. Например, с суицидом, случившимся вследствие, как ни странно, страха жизни. Согласившись с Анатолием Гагариным в том, что базовым страхом является страх смерти, Наталья отметила, что некоторые люди испытывают страх беспомощности гораздо больше, чем страх смерти. Они готовы уйти из жизни только потому что не чувствуют себя состоятельными, не могут, например, обеспечить или создать семью.

«Это очень серьёзные сложившиеся обстоятельства, которые, как правило, достаточно долго длятся, даже годами. Одна моя клиентка была вынуждена с 25 лет ухаживать за парализованной матерью. На момент звонка ей было 35. За 10 лет у неё не было своей жизни, все деньги она тратила только на мать. Ощущение безвыходности, отчаянья, беспомощности её привело к мысли о том, что проще покончить с собой, чем, как бы это не цинично звучало, дождаться смерти матери», - рассказала эксперт.

Наталья смотрит на человеческие страхи исключительно с позиции биологии, полагая, что человеком человека делает не сам страх, а способы совладать с ним. Социальные страхи – лишь посредники. За ними, на самом деле, стоит тот самый биологический страх.

Другую грань страха открыл Георгий Амусин, отметив, что страх – основной инструмент воспитания, нам залазят в психику с детства, и основным инструментом влияния на нас является стремление нас запугать. А страх перед будущим – любимый инструмент политических кампаний.  

«Если кто-то из вас дремал над книжками Кастанеды в юные годы, то должен знать, что самым первым стражем человека на пути к его развитию является страх. Преодолей его и уже тогда приступай к преодолению остальных», - сказал Георгий.

По мнению Георгия, говорить о страхе легко, когда ты в хорошем состоянии, когда тебя ничего не волнует. По идее, говорить о страхе нужно либо, когда у тебя есть какой-то допинг и ты действительно снял некоторую цензуру, либо, когда тебя ситуация коснулась и ты тёпленький из этой ситуации выходишь. Есть специальные процедуры проработки стрессовых ситуаций, называемые дебрифингом, в некоторых случаях они бывают просто необходимы.

Георгий считает, что индустрия страха помогает людям получать новый опыт. А также положительно высказался о том, что детям стоит рассказывать страшные истории. «Это для них терапевтично. Только надо выбирать: какие, когда и кому.»

Олегу Кузин рассказал небольшую историю из детства, о том, как страх наказания побудил его стать психотерапевтом.

«Свой первый сеанс психотерапии я провёл в шесть лет. Из страха, что меня накажут, если я мальчика не успокою, которому игрушечная жаба, которую я подбрасывал, упала на голову. Я его тогда успокоил, и вот, до сих пор работаю», - пошутил эксперт.

Он отметил, что человек является единственным животным, которое может бояться агрессора без его присутствия. Остальные животные боятся, когда видят агрессора или чуют его запах. А человек испытывает страх даже тогда, когда ещё ничего не произошло. Человеческое воображение настолько сильно, что мы способны сами себя запугать. Получается, хоть и в воображении, но ситуация происходит, и мы испытываем реальный страх. Даже адреналин вырабатывается, всё по-честному. Но есть и плюсы из этого. Именно благодаря страху мы изобретаем сотовые телефоны, всякие гаджеты. Мы продвигаем прогресс.

По словам Олега, фобия – это страх очень выраженный, который приводит к избегающему поведению. Получается, что мы не можем вдруг забыть, что мы, например, боимся тараканов. Мы не можем забыть, что мы боимся летать на самолёте или боимся замкнутого пространства. А страх – он привычен, поэтому мы его не замечаем.

Самое неожиданное заявление сделал Александр Денисов. По его мнению, страха не существует. Человек пытается таким образом переложить ответственность с себя на какие-то факторы и других людей. В этом смысле, страх – это форма лукавства и замаскированная гордыня.

«С помощью страха человек оправдывает своё действие или бездействие. Вот история, про девушку с парализованной матерью, которую рассказала Наталья – это страшно. Но героиня этой истории пытается переложить ответственность, мол, у меня нет личной жизни из-за больной матери. Я считаю, если начать раскапывать ситуацию, то 100% она переложила ответственность. Взяла на себя груз, который на неё не клали, зато теперь 10 лет она такая несчастная, ей плохо. Пожалейте, помогите, а то повешусь. Девушка пыталась привлечь внимание», - считает Александр.  

Однако при этом, по мнению Александра, страх является движущей силой для бизнеса. Очень многие бизнесы построены как уравнивающая субстанция человеческого страха. Компании закрываются моментально. Если человек понимает, что он этим бизнесом что-то доказал или перестал чего-то боятся, или его «главный зритель» сказал, что ты молодец, я тебя признаю – это конец. Большинство бизнесов закрываются именно потому, что они уже не имеют смысла, не уравновешивают страх.

Повестка дня приглашает читателей принять участие в следующей встрече, которая состоится 30 ноября также в клубе EverJazz, ведь лучше один раз принять участие, чем 100 раз прочитать.

Мошенники стали рассылать СМС о возвращении Visa и Mastercard

Россиян предупреждают о мошенниках, рассылающих смс-сообщения о возвращении в Россию платежных систем Visa и Mastercard.

Как рассказали в Роскачестве, владельцы карт Visa и Mastercard начали получать сообщения якобы от Сбербанка о возобновлении полного функционала их карт, включая трансграничные платежи.

Отмечается, что злоумышленники предлагают россиянам пройти ограниченную по времени валидацию и перейти по указанной ссылке.

При этом ссылка ведет на фейковую страницу банка, где у жертвы просят ввести данные. Помимо того, по ссылке возможно распространение вредоносного ПО.

«Используя механизмы IP-телефонии, мошенники подменяют номера отправителя на (+900) или (+900#), чтобы придать сообщению правдоподобность», - говорится в сообщении.

Фото: Борис Ярков

Для посадки на поезда дальнего следования можно будет применять биометрию

С 1 сентября Правительство РФ разрешает применять биометрию при покупке билета и посадке на поезда дальнего следования при наличии у перевозчика такой технической возможности.

Согласно постановлению, при оформлении билета будет допускаться идентификация пассажира с использованием ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и ГИС «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных».

Также будет возможна и посадка в поезд дальнего следования с применением биометрии. Закрытое тестирование сервиса начнется в этом году, а граждане смогут воспользоваться услугой по итогам завершения всех этапов технологических испытаний.

Фото: Борис Ярков

VK вместе с МГУ и блогерами запустили карту научных открытий России

VK совместно с Московским государственным университетом (МГУ) и научпоп-блогерами запустил интерактивную карту научных достижений страны.

«Сейчас на карту нанесены 80 открытий в более 40 населенных пунктах России. Ежедневно контент будет пополняться. Над ним работают более 100 авторов популярных сообществ ВКонтакте о науке, технологиях и образовании. Вскоре к ним смогут присоединиться все пользователи соцсети», - говорится в сообщении.

За основу карты взяты часовые пояса России. Пользователям достаточно кликнуть на выбранную точку, и на экране появится всплывающее окно со справкой по научному открытию, которое было совершено в выбранной локации. Также будут доступны тематические фильтры: космос, физика, химия, информатика, медицина и история.

По словам главы департамента по работе с сообществами VK Марии Воробьевой, пользователи социальной сети смогут самостоятельно дополнять карту после авторизации через VK ID. Происходить это будет в формате видео. Под такими публикациями можно будет писать комментарии, общаться в чате, искать «пасхалки» и создавать комьюнити.

Также на карте будет формироваться рейтинг «виртуальных исследователей», а весь добавленный пользователями контент дополнительно проверят эксперты VK.

Фото: Борис Ярков

 

По трассе М-12 «Восток» до Екатеринбурга могут запустить грузовые беспилотники

Федеральные трассы М-12 «Восток», которую планируют продлить сначала до Екатеринбурга, а потом до Тюмени, а также М-1 «Беларусь», М-4 «Дон» и КАД-2 подойдут для запуска беспилотных перевозок в ближайшие годы. 

Как рассказала ТАСС директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, беспилотные перевозки могут стартовать и между Москвой и Санкт-Петербургом.

«Запускать высокоавтоматизированные транспортные средства (ВАТС) имеет смысл на магистральных направлениях, где нет пешеходов, светофоров и где, естественно, постоянная высококачественная связь. Запуск ВАТС - это масштабный процесс, который несет за собой целый спектр цифровых технологий - беспроводная связь, цифровые карты, цифровые двойники», - сказала эксперт.

Добавим, что в России беспилотные перевозки стартовали в июне 2023 года на трассе М-11 «Нева». В проекте участвуют компании Navio, NatCar, «Глобалтрак», ПЭК, Х5, «Магнит», Wildberries. Сейчас автопарк ВАТС уже насчитывает более 50 грузовиков.

Фото: Борис Ярков

За неделю в Свердловской области подорожали овощи, фрукты и мясо

За неделю в Свердловской области подорожали некоторые овощи, фрукты, а также мясо и молочные продукты.

По данным Свердловскстата, больше всего подорожали помидоры - до 267,05 рубля за кг (+5,37%), картофель - до 57,59 рубля за кг (+3,31%) и бананы -до 174,14 рубля (+2,29%).

Также выросли цены на свежую белокочанную капусту - до 53,84 рубля (+2,13%), сметану - до 345,55 рубля (+1,15%), варено-копченую и полукопченую колбасу - до 714,26 рубля (+1%).

При этом снизилась стоимость свеклы - до 47,20 рубля (-2,82%), свинины - до 376,12 рубля (-1,69%) и огурцов - до 293,72 рубля (-1,24%).

Фото: Борис Ярков

За пять лет на Среднем Урале высадили деревья на площади 190 тыс. гектаров

За пять лет на Среднем Урале высадили деревья на площади 190 тыс. гектаров.

Как рассказал министр природных ресурсов и экологии региона Денис Мамонтов, восстановлением леса занимаются арендаторы лесных участков, сотрудники Уральской авиабазы, местные администрации и бизнес.

В 2025 году запланировано провести восстановление лесов на площади более 32 тысяч гектаров.

«Все сеянцы выращены в Свердловской области и адаптированы к уральскому климату. Лесоводы также заготовили 2,4 тонны семян лесных растений, чтобы вырастить новые саженцы», - сказал Мамонтов.

В регион заготовкой посадочного материала занимаются семь лесопитомников и арендаторов лесных участков.

Фото: Борис Ярков

Сысерть получит 80 млн на обустройство туристического центра

Сысерть получит субсидию в размере 80 млн. рублей на обустройство туристического центра.

Конкурсный отбор провел департамент по развитию туризма и индустрии гостеприимства. Средства выделены из федерального бюджета в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство».

В центре установят арт-объекты, ярмарочные павильоны, велопарковки, санузлы, а также организуют подсветку и навигацию.

Напомним, ранее стало известно, что Ирбит получит допсредства на реализацию масштабных проектов.

Фото: све.рф

«Наше всё» – значить можно всё?

Новая картина «Пророк. История Александра Пушкина» вызвала бурные дискуссии зрителей и кинокритиков, мнения высказываются самые разные, подчас диаметрально противоположные.

 ИА «Повестка дня» обратилась к руководителю Экспертного клуба Экспертной области Анатолию Гагарину с просьбой поделиться впечатлениями о новом фильме.

«Пушкин - наше всё», как сказал Аполлон Григорьев. Ну что ж, значит, «наши все» могут делать с Пушкиным) всё. Это ведь «наше». А если задумать байопик в жанре мюзикла, то, следуя за нашумевшими образцами этого жанра, то можно позволить разного рода отступления от истории и вкуса. Из всех музыкальных жанров авторы выбрали рэп, полагая, что это самый «свободолюбивый». Тем более, уже есть тренд, условно называемый «пушкинский рэп» - певцы разной степени известности исполняют рэп на стихи Пушкина. И, кстати, эта ритмическая декламация помогает школьникам запоминать стихи для уроков, что породила полушутливый мем о том, что «Пушкин - отец рэпа».  Так что, рэп, как видим, это не совсем то, что пишут о нем на заборах…

А в новом фильме уже на «полном серьезе» Пушкин – рэпер с младых ногтей, он легко входит «в те двери» на «голых вечеринках» и срывает аплодисменты и в лицее, и в салоне княгини Авдотьи Голицыной.

Смелая замашка на «Историю Александра Пушкина» играет злую шутку с фильмом. Ведь это скорее фантазия на тему истории. Вопрос - чья фантазия? С первых же сцен фильма появляется шальная (или нет?) мысль о том, что визуальные решения картины - продукт творчества нейросети. Поэтому и Бенкендорф такой необычный, скажу мягко. В кожаном реглане, уместном в начале XIX века разве что в путешествии или морском походе. Хотя аллюзия понятная, жандарм-кожанка, не хватает только маузера на столе.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Впрочем, если запросить у любой нейросети портрет «Александра Бенкендорфа», она выдаст нечто оригинальное. Мне одна из сетей выдала эдакий «клюквенный» портрет.

Нейросеть «Шедеврум»

 А вот настоящий Бенкендроф -

Джордж Доу и мастерская. Портрет А. Х. Бенкендорфа. 1824

 Портрет А. Х. Бенкендорфа в мундире Лейб-гвардии Жандармского полуэскадрона (1840-е), копия Егора Ботмана с картины Франца Крюгера (Музей Гвардии)

Фильм по стилистике и антуражу мне напомнил картины Гая Ричи. В первых же сценах Петербурга я стал ожидать появления Шерлока Холмса, что гайричевского, что российского сериала с Петренко и Паниным, кстати, тоже производства ЦПШ, (ЦентралПартнершип) или Гиляровского из фильма Карена Шахназарова о Хитровке, снятого в этой же манере. Кстати, сцена прохода Пушкина в круглых темных очках по улице Одессы под ручку с Воронцовой – явная цитата из гайричевского Шерлока.

А про «Ла-Ла-Лэнд», «Вавилон» Дэмьена Шазелла, «Стиляг» Валерия Тодоровского и говорить не приходится, ясно, на кого и на что равнялись авторы «Пророка».

Можно вспомнить и фильмы База Лурманна «Мулен Руж» и «Великий Гэтсби», в обоих фильмах композитором был Крейг Армстронг, создавший для них микс поп-культуры и оперы. Впрочем, сам жанр мюзикла дает эстетическую карт-бланш/индульгенцию для эклектики, уходящей в глубокомысленный треш. Но ведь одно дело голливудские оргии, а другие – петербургские салоны в фильме «Пророк», где дамы щеголяют с голыми плечами, а Наталью Гончарову в танце поднимают некие юноши, совсем как в вышеупомянутых фильмах.

Впрочем, вэкранизации рок-оперы Эндрю Ллойд Вебера, фильме Нормана Джуисона 1973 года «Иисус Христос – суперзвезда» римские стражники были вооружены немецкими MP-40, и никто не возмущался, сочтя это за режиссерский новаторский ход.

Полагаю, что фильм изначально был «заточен» и на зарубежный прокат, где хорошо «прокатят» (пардон за тавтологию) усредненные визуальные решения, опирающиеся на устоявшиеся мифы и стереотипы о России, тем более того далекого времени, и , что еще важнее, на зарубежную киноклассику про Россию, в которой главным была не пресловутая историческая достоверность, а соответствие ожиданиям зрителей, а не кинокритиков и знатоков.

Кстати, в 2014 году иностранные режиссеры-постановщики Дитер Мартин Каэги и Геральд Штольвицер в  Екатеринбургском театре оперы и балета посадили Онегина на скутер, и дали его в руки ружье (!), из которого он и застрелил бедолагу Ленского.

Среди достоинств фильма хочу отметить одно - апофатическое, с позволения сказать (скажу спасибо за то, чего нет в фильме). Авторы обошлись всего лишь одной (!) интрижкой поэта с женой губернатора Воронцова, хотя некоторые зрители, наверное, ждали и Анну Петровну Керн (и других дам из донжуанского списка поэта),причем Пушкин показан в этой истории с лучшей, насколько это возможно в данной ситуации, стороны. Хотя фигуры Александра Раевского, еще одного участника любовного «четырехугольника», в фильме нет. Авторы сочли, что это утяжелит сюжет, хотя образ романтичного молодого Пушкина стал бы более драматичным. Ответ один – ведь это мюзикл… Замечу, что в сцене любовной эскапады поэт зачем-то по картежному сбрасывает деньгис балкона (видимо, это была аллюзия на Дурова и его эскапады).

Аллюзий в фильме достаточно, и самая яркая – сцена игры в теннис вместе с императором Николаем I (хотя любителем тенниса был Николай II). И когда звучит фраза про, что «в России теннис точно не приживется», померещилась витающая улыбка Никиты Сергеевича Михалкова, ну прямо как у Чеширского кота - тем более, что компания ТРИТЭ в составе продюсеров. Сцена хоть и фантазийная, но гиперкинематографичная – тут и движение, и словесные пикировки.

Удивительно, но в фильме нет собственно ПРОРОКА - а это вынесено в заголовок -и пророком, то есть пророчицей выступает некая цыганка, которая перечислила поэту совокупность опасностей, среди которых зловещая «белая голова». А Пушкин, не смог распознать это пророчество и «подставился», как сказал бы герой одного «красного» вестерна («Шестой» Самвела Гаспарова, если кто еще помнит). Собственно, то, о чем писал сам поэт в стихотворении «Пророк» «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей,/ И, обходя моря и земли,/ Глаголом жги сердца людей», происходит где-то за пределами фильма, потом, после… Правда, в начале картины нам показывают бурные восторги фанатов Пушкина, которые зритель должен принять как данность, видимо, в угоду жанру мюзикла.

Жаль, конечно, что фильм «Пророк» не стал фильмом «Про рок», то есть рок-мюзиклом, хотя «Солнце русской поэзии» явно достоин такой рок-оперы. Скорее, этот фильм можно назвать «Про рэп» (любители параллелей могут связать африканские корни поэта с рэпом, но Юра Борисов не очень-то похож, если честно, на своего прадеда Арапа Петра Великого). Но это, конечно, шутка.

А вот если серьезно, то главная проблема этого МЮЗИКЛА в том, что в нем нет цепляющей музыки, которую хотелось бы петь, которая хоть как-то совпала бы с поэзией Пушкина. Про тексты рэп-кричалок я умолчу, хотя дотошные критики раскопали авторов этих шедевров - Айгель Гайсину (АИГЕЛ), Надежду Грицкевич (Наадя), Вадика Королева (Окуджав), Юрия Музыченко (The Hatters). Понятно, что авторам нельзя было пойти путем фильма «Стиляги», где создатели взяли песни, совпадающие по духу и нерву – у нас я не припомню достойных песен «про Пушкина». Но и просто читать под бит стихи Пушкина а ля «пушкинский рэп» авторам показалось несолидным или несерьезным. В итоге, мы услышали то, что услышали…

А вот рок-опера про «наше всё», про Пушкина, конечно, востребована.

Но где вы, мастера культуры, наши суверенные/импортозамещенные композиторы и либреттисты? Способна ли Российская земля рождать не только «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, но и Ллойд Вебберов и Тимов Райсов, или новых Рыбниковых и … кого бы еще вспомнить?

А пока царскосельские лицеисты рэпуют в фильме «Будем продвигать науку мы, как Ломоносов, и, как Державин, напишем великие стихи».

А зрителю остается терпеливо ждать… 

 

Об авторе: Анатолий Гагарин, член Союза писателей России, кинопродюсер, кинокритик,доктор философских наук, профессор кафедры политических наук УрФУ

Фото: Борис Ярков

В России введут маркировку звонков через виртуальные АТС

В России введут маркировку звонков через виртуальные АТС для защиты от мошеннических действий.

Как сообщает ИА «Прайм» со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Григоренко, виртуальные АТС используются злоумышленниками для сокрытия своего местоположения, поскольку позволяют совершать звонок из любого места, где есть доступ в интернет.

Также мошенники могут использовать  виртуальные станции, чтобы выдавать себя за представителей банков и других коммерческих организаций.

С введением маркировки все звонки, совершаемые через виртуальные АТС, будут сопровождаться специальным обозначением - «Виртуальный номер» или  «Интернет-звонок».

Такая маркировка наряду с другими мерами по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством позволит правоохранительным органам отслеживать и идентифицировать мошеннические действия. Новая норма станет частью федерального закона против кибермошенничества.

Фото: Борис Ярков

Роспотребнадзор назвал радиационную обстановку в Свердловской области удовлетворительной

Роспотребнадзор назвал радиационную обстановку в Свердловской области удовлетворительной, превышения  основных дозовых пределов выявлено не было.

Как сообщили в региональном управлении ведомства, в прошлом году специалисты провели свыше 80 тыс. исследований. В том числе была исследована радиационная безопасность водоемов, питьевых источников, почвы, продуктов питания, лесо- и стройматериалов,  воздуха жилых, общественных и производственных знаний и др. Удельный вес проб, соответствующих  гигиеническим нормативам, составил 99,6%.

Помимо этого, была проведена комплексная оценка радиационной обстановки в в регионе за 2023 год, рассчитаны дозы облучения населения и персонала от всех дозобразующих факторов, коллективные и индивидуальные радиационные риски. В структуре суммарной дозы облучения населения области основную роль играют медицинский (25,90%) и природный (73,89%) факторы.

Фото: Борис Ярков