В феврале в Екатеринбурге состоялась встреча руководителей экологических организаций Свердловской области, инициативных групп и экспертов. На ней было принято решение и подписан протокол о создании единой структуры по координации деятельности экоорганизаций Свердловской области.Рабочее название организации, в которую вошли 14 экологов и экспертов из Екатеринбурга, Асбеста, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Полевского и других муниципалитетов Свердловской области, – «Уральский экологический общественный совет» (УЭОС). Было принято решение объединить опыт работы экологических организаций области, ожидаемый кумулятивный эффект от которого даст возможность более эффективно решать задачи экологического просвещения, мониторинга и повысить эффективность экологической политики региона.О целях и задачах новой общественной организации мы беседуем с членом Общественной палаты Свердловской области, членом штаба «Общероссийского народного фронта» Свердловской области, председателем региональной общественной организации Свердловской области «Чистый двор – Чистый город» Светланой Ефановой- Светлана Андреевна, как следует из пресс-релиза, цель данного Совета, заявленная в протоколе УЭОС, состоит «в объединении знаний, опыта и стремления для достижения больших результатов по сохранению окружающей среды и обеспечению лучшего качества жизни уральцев». Соотносится ли ваше заявление с программой Свердловской области «Новое качество жизни уральцев», провозглашенной губернатором Евгением Куйвашевым? И вообще, как общественники-экологи выстраивают свою деятельность по отношению к власти?
- Да, действительно, среди экологов (как и в целом в обществе) есть радикально настроенные эко-активисты, но большинство экологов – люди конструктивные. Что касается поддержки власти или непринятия ее действий в сфере экологии, то я считаю, что дело не в политическом курсе власти, а в методах, которыми пользуются в данном случае экологи-общественники, чтобы донести информацию до тех, кто наверху принимает решения.
Программа же по улучшению качества жизни, по моему мнению, будет поддержана всеми жителями области. Сомневаюсь, что любой здравомыслящий человек будет против улучшения качества своей жизни. Вопрос, наверное, в том, как достичь желаемого улучшения, и вот это – тема для дискуссий огромной, кропотливой работы.– Насколько ваш опыт в сфере экологии – а это годы, потраченные на общественную деятельность, – стал результативен для жителей области?
– Я бы не стала подразделять результаты работы на свои личные успехи и успехи всей областной экообщественности хотя бы потому, что когда я начала свою экодеятельность в 2008 году как общественник, существовавшие тогда организации занимались в основном изданием экологических журналов и экспертной деятельностью. Поэтому любой, даже самый малый шаг в направлении экологической активности давал видный эффект.
Большим достижением нашей работы я считаю тот факт, что нас, как экологическую организацию, сегодня слышат и правительство области, и сам губернатор. Притом, не набивая цену, отмечу, что это очень не просто было сделать, так как регион наш преимущественно промышленный (так сложилось исторически), и экологов нередко воспринимают или пытаются позиционировать как неких «зеленых вымогателей». Однако те эксперты и организации, что вошли в УЭОС – это абсолютно идейные люди, целью которых является улучшение экологической обстановки в Свердловской области, а значит, и качества среды в целом. И если нас слышат поодиночке, представляете, насколько вместе мы будем эффективнее?!– Одно из направлений своей миссии Совет определяет как оказание помощи «любой, самой небольшой экологической инициативной группе или организации». В чем именно заключается помощь?
– Помощь может быть разной. Во-первых, помощь экспертов, которые много лет либо работали в надзорных органах, либо имеют солидный стаж экологических активистов и наработали огромный опыт.
Во-вторых, информационная поддержка. Мы в силах донести необходимую информацию до населения и власти через СМИ.
В-третьих, помощь в лоббировании интересов жителей и инициативных групп в государственных органах и в депутатском корпусе для решения тех или иных вопросов. Немаловажным является и сам факт коллективной, общественной поддержки. Сложно быть одним в поле воином, но когда ты видишь, что не один, действовать всегда легче.– Регион Средний Урал прочно ассоциируется за его пределами как промышленный край, один Нижний Тагил чего стоит… Вы намерены продвигать образ области как «региона экологически не потерянного, но имеющего ресурсы и возможности стать экологически благоприятным». Наверное, это сложно сделать? И насколько образ «зеленого Урала» реален?
– Судя по интернет-опросам, среди тех, кто уже побывал на Урале как экотурист или по делам, сумев в выходные выехать в природный парк, например, наша область уже не воспринимается как картина сплошных «труб и заводов». Посмотрите, сколько фотографий с запечатленными на них видами уральских ландшафтов, сделанных любителями природы, выложены в Сети!
Кроме того, за последний год область заметно продвинулась в формировании своего «зеленого имиджа». В 2013 году председатель правительства принял решение о проведении экологического марафона в Свердловской области и всячески поддерживал мероприятия в рамках этого марафона.
Текущий год уже может порадовать достижениями в деле экополитики. Так, в феврале, похоже, благополучно заканчивается история с конфликтом вокруг горы Юрьев камень и месторождения щебня с тем же названием. А Юрьев камень, надо сказать, пожалуй, одно из самых красивых мест в горах, находящихся в окрестностях Нижнего Тагила. Это причудливые формы, необыкновенный цвет скал, разломы и ниши…
Раньше никогда такого не было: первое лицо области – губернатор Евгений Куйвашев – официально поддержал жителей Нижнего Тагила и принял решение о сохранении уникального геологического объекта – горы Юрьев Камень. Поставлен вопрос о том, чтобы вместо промышленной площадки здесь создать особо охраняемую природную территорию. Тем более, вблизи Юрьева камня уже существует ООПТ – ландшафтный заказник «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами», что лишний раз говорит в пользу защиты уникального объекта – горы Юрьев камень.
Видно, что и губернатор Куйвашев, и новый министр природных ресурсов области Алексей Кузнецов понимают как важность экологического благополучия населения, так и актуальность формирования экологической культуры жителей региона.
Тот факт, что Свердловское правительство пошло навстречу жителям поселка Черноисточинск и города Нижний Тагил, которые добивались остановки разработок месторождения щебня Юрьев камень, подтверждает оба тезиса в полной мере. Все это в целом, конечно же, положительно влияет как на отношения «народ-власть» на местном и региональном уровнях, так и на усиление «зеленого» образа Урала.Справка «Повестки дня»
«Юрьева гора находится между Большой и Малой Каменками, левыми притоками реки Тагил; с горой Журавкой, расположенной к западу от Юрьевой горы, составляет небольшой отрог горного хребта. Гора сложена из порфира и диорита». (Сведения геологического бюро Нижнетагильского заводоуправления, 1910 г.).Беседовал Борис ЯрковСветлана Ефанова
Гора Юрьев Камень (высота 501 м)Фото Екатерины Быковой