В продолжение темы [2] об уникальном уральско-сахалинском проекте. Напомним, в Екатеринбурге 6 февраля, на площадке Центра «Учитель будущего» УрГПУ состоялся видео-конференц мост, посвящённый творческому пути «уральского сахалинца» Сергея Первухина и презентации его книги «Мой Сахалин. "Пилигрим" как судьба». Поддержка издательского проекта осуществлялась Свердловским отделением Русского географического общества.
Можно сказать с полной уверенностью, что «мост» Урал — Сахалин теперь перекинут и в Москву. В пятницу 26 марта 2021 года в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени академика Д. С. Лихачёва (Институте Наследия) состоялась презентация книги С. М. Первухина «Мой Сахалин. „Пилигрим“ как судьба».
Презентация состоялась при полном аншлаге. В аудитории собралось более шестидесяти человек, краеведов из столицы и других городов. Встреча проходила в рамках 187-го заседания традиционных краеведческих встреч в палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке.
Вместо традиционных по регламенту пятнадцати минут нам было выделено тридцать. Но в итоге нас слушали почти час. Были оформлены два стенда. На большом мониторе в режиме нон-стоп демонстрировались слайды.
С вступительным словом выступил почётный председатель Московского краеведческого общества и Союза краеведов России Владимир Фотиевич Козлов.
Затем с основным получасовым докладом выступил Владимир Шалаев, рассказавший о жизненном и творческом пути, а также о его проектах Сергея Первухина.
Выступает Владимир Шалаев.
На протяжении всего доклада звучали его цитаты. Зал заворожённо слушал.
«Я жил на Урале и решил уехать на острова, лучше — в Новую Зеландию. Но в 87 м году уехать в Новую Зеландию было невозможно, не пускали. Я выбрал единственное похожее на Новую Зеландию место — остров Сахалин. И уехал… На Сахалине всё компактное. Горы, а пройдешь три километра — уже и берег. Оно вот как в своей квартире: все под рукой. От этого создается такое чувство, впечатление, что здесь очень уютно. Такое чувство защищенности. Я понял, что Сахалин — это как раковина моллюска, в которую можно залезть, высунуть оттуда голову, посмотреть на неблагоприятные условия, и засунуть обратно». (С. Первухин «Чувство острова»)
Было рассказано о сахалинском туристско-краеведческом клубе «Пилигрим», которым Сергей Первухин руководил более двадцати лет.
А также о «Триллиуме» — наиболее ярком и долгосрочном проекте Сергея Первухина. Это проект, не имеющий аналогов в организации разного рода экспедиций: стационарных и передвижных лагерей, походов, лагерей дневного пребывания, многодневных походов. «Триллиуму» в новой книге посвящена целая глава.
Только в период за 2001 — 2006 год в проекте «Триллиум» отметилось участием 1052 человек. За шесть лет «Триллиума» «Пилигрим» подготовил 60 инструкторов из студенческой среды, а в деловых и дружеских отношениях с Сергеем Первухиным отмечено 130 организаций.
За эти годы он выпустил 32 методических материала, разработал 18 маршрутов по острову, написано 18 определителей, 3 информационно-методических сборника, открыл 34 новых археологических памятника, выявлил 77 экологических нарушений. В информационном поле отмечен 861 сюжет в прессе и на ТВ, связанный с деятельностью «Пилигрима» и дружественных ему организаций в рамках проекта «Триллиум».
«…Мне никуда не хочется уезжать. Сюда уехал — в рюкзак набил вещи, и все. Отсюда уехать — опять рюкзак набить уже не получится. Я очень много лет работал в образовании, в университете. Два года работал гидом, просто так. Работа была и зимой, и летом. Но в последнюю зиму что-то подкосило, заказов не было, поэтому было скучновато. И я подумал, что, в принципе, тут модель бомжа как раз подойдет. В Приморье бомжи проводят лето в тайге, собирают дикоросы, ягоды, грибы, продают это всё — есть средства на существование. А зимой устраиваются в теплое место, чтобы не замерзнуть, в кочегарку. И я решил, что надо найти свою кочегарку, увидел вот такое красивое здание — Областной Краеведческий музей. Сейчас работаю в нём главным научным сотрудником отдела музейных проектов Сахалинской области». (С. Первухин, «Чувство острова»)
Особое внимание было уделено совместному с Сергеем Новопашиным издательскому и исследовательскому проекту, посвящённому поиску потомков японской семьи, проживавшей в Карафуто, в городе Оодомари (ныне г. Корсаков), результатом которого стала книга «Японский альбом Карафуто» [3].
«… Пытался с острова пару раз уехать. Но нет, остров не отпускает. Ностальгия начала мучать — давай картины писать с видами Сахалина. Помню чувство возвращения. Я вышел на трап из самолета, и вот прямо сахалинский воздух налетел, все запахи сахалинские. И вороны сидят, орут, видели наших ворон черных? Это ворона сахалинская большеклювая, эндем, она только здесь. Эти вороны изначально жили на побережье, разбивали клювом раковины, а потом на помойки переквалифицировались. Они орут вообще очень интересно, там и трели могут выдавать, и лаять. А когда я их курлыканье в аэропорту услышал, у меня аж слеза на глаза навернулась. Я почувствовал, что наконец-то я прилетел на Сахалин». (С.Первухин, «Чувство острова»)
Было уделено внимание и теме айнов - пожалуй, самого загадочного народа. И Сергей Первухин не мог пройти мимо такой темы, она его интересовала, как впрочем, вся история Сахалина и Тихоокеанского бассейна.
«…Расширяющееся пространство Российской империи поглощало отдалённые территории. Мы как бы колонизировали их. Они вливались в состав Российской империи, но отношение к ним как к колониям оставалось. Я когда защищался, у меня защищаемое положение было о том, что Сахалин за все 150 лет колонизации был колонией. Как на меня одна тетка спустила: какая колония, мы федеративное государство, у нас тут по конституции то-сё, третье, десятое. Но я думаю: как был сырьевой придаток, так и остался." (С. Первухин, «Чувство острова»)
Здание Сахалинского областного краеведческого музея, где в последние годы своей жизни Сергей Первухин работал главным научным сотрудником отдела музейных проектов. В настоящее время музей занимает японское здание 1937 года, построенное в традиционном национальном стиле «тэйкан-дзукури», единственное в своём роде на территории России и СНГ, — по проекту архитектора Ёсио Кайдзука.
В ходе презентации и обсуждения поступило предложение Сергею Новопашину и Татьяне Первухиной (супруге автора) инициировать ежегодные Первухинские краеведческие чтения. И Сахалинский областной краеведческий музей мог бы стать прекрасной площадкой для этого. Зал одобрительно поддержал.
На задней обложке книги дизайнером Александром Худяковым (издательство «Раритет») использована одна из последних прижизненных фотографий Сергея Первухина – в традиционном кимоно айнов с айнским мечом эмус. Хокку в стиле Басё автор написал в честь полковника 88-й пехотной дивизии Судзуки Ясуо, решившего не жертвовать мирным населением Карафуто (Южного Сахалина) и начать мирные переговоры в г. Сиритору с генерал-майором Михаилом Алимовым о прекращении боевых действий на Южном Сахалине.
В заключении было сказано о «культурном вторжении» Сергея Первухина на материк — о его публикациях на портале Туристер.ру. О рассказах, на страницах которых он делился впечатлениями о путешествиях, которыми до сих пор зачитываются друзья и поклонники его творчества. В них он рассказывал об истории Карафуто, географии региона, экологии, этнологии, археологии острова. Ведь на этом этапе его творческой деятельности большинство из нас с ним познакомились.
Сначала мы читали его рассказы как отдельные очерки о Сахалине. В его рассказах это не только романтическое и удивительно красивое место, но и место покинутое, брошенное, где люди предоставлены сами себе.
Затем его очерки незаметно выстроились в цепочку связанных между собой историй, и постепенно стало понятно, что перед нами не только путеводитель, но и времяводитель по Сахалину.
Выступает Елена Аксёнова.
Затем Елена Аксёнова рассказала о том, как возникла идея этой книги и как она создавалась, о её структуре и оформлении. Ответила на вопросы. Зал заинтересовано слушал. Равнодушным не остался никто. Её рассказ вызвал огромный интерес.
Было отмечено, что этот издательский проект осуществился благодаря финансовой помощи более чем сорока человек: друзей, однокурсников по Свердловскому педагогическому институту, членов студенческого отряда 1980-х годов и современного Студенческого отряда проводников «Пилигрим», соратников и коллег Сергея Первухина, а также почитателей его таланта, и активных членов туристического сообщества портала Туристер.ру. Спасибо всем!
Как учёный, как турист с опытом, как человек энциклопедических знаний, специалист по региону Дальнего Востока, Сергей Первухин, оставил о себе добрую память, которая требовала от нас ответной благодарности. И эта благодарность воплощена в этом посмертном издании.
Трогательное выступление Людмилы Клёповой.
Затем перед демонстрацией слайд-фильма «Памяти Сергея Первухина» много тёплых слов сказала о Сергее автор фильма Людмила Клёпова. После заключительного кадра зал разразился аплодисментами.
Презентация вызвала огромный интерес и потом ещё долго обсуждалась в стенах института: «Феерично! Нереально! Прекрасно! Головокружительно! Здорово! Свежо, как ручей, впадающий в степенную реку!» — таково мнение благодарных слушателей о презентации.
Затем участникам этого издательского проекта были вручены презентационные экземпляры книги и «брендовые» закладки проекта «Триллиум». Один экземпляр книги был подарен Институту Наследия.
Елена Аксенова как один из инициаторов издательского проекта вручает книгу Владимиру Козлову.
В завершении вечера Владимир Фотиевич Козлов провёл экскурсию по зданию Института постройки XVII века.
Автор: Владимир Шалаев [4] (г.Москва)
Фотограф: Владимир Чернышов (г.Москва)
По теме:
Памяти Сергея Первухина или Обучение длиною в жизнь [5]
«Смотрящий по Сахалину». Видео-мост, посвящённый Сергею Первухину [2]
И это всё о нём: книгу Сергея Первухина о Сахалине презентовали в УрГПУ [6]