
Продолжаем тему «Обострение антикоррупции» [2], заявленную Валентином Добрыниным [3] на фоне активизации разных политических сил в Кыргызской Республике.
Вклад общества в борьбе с коррупцией
В Кыргызстане в последнее время начали появляться всякого рода организации, комитеты, движения и фонды против коррупции. Объявления, пресс-конференции, рекламные кампании, посты в соцсетях и т.п. Возьмём, к примеру, АКД МПК («Антикоррупционное движение «Мы против коррупции»). Идея хорошая. Но до конца ли продуманная?
Что предлагает АКД гражданам? Позвонить по названному телефону в случае, если кто-то вдруг заметил факт коррупции. И всё. Что это за телефон? Каковы дальнейшие действия и цели организаторов – не ясно. Каковы будут последствия для позвонившего – не известно. А может быть это и вовсе провокация? Или обыкновенный пиар?
Хорошо, положим, человек увидел или предположил в действиях какого-либо чиновника коррупционные признаки и позвонил по указанному номеру. Что дальше? А дальше – коммуникация просто закрывается. Максимум, что может сделать такое общественное антикоррупционное движение, – это передать сигнал вышестоящей во властной пирамиде инстанции или правоохранительным органам. Всё. На этом коммуникация закончилась. По крайней мере, в 99 процентах случаев. Никому ни холодно, ни жарко. И никакого сдвига вперёд. Надеяться, что кто-то сверху решительно разберётся и пресечёт коррупционные действия по звонку бдительного гражданина, – наивно.
Но целью антикоррупционной деятельности должно быть не закрытие коммуникаций, а, напротив, их расширение и как итог – положительные изменения ситуации. А что для этого нужно? Очевидно, продолжение общественного диалога с выходом на реальные конкретные шаги. Как это осуществить? Прежде всего любое антикоррупционное движение должно стремится не к достижению сиюминутных политических целей, а преследовать масштабный, общественно важный смысл: мы строим свою страну вместе. То есть, обращаться к гражданам не только с призывом сообщать о своих подозрениях или фактах коррупции, но и предлагать возможные шаги к решению выявленной проблемы. Если мотивом звонящего является лишь месть или желание наказать кого-то, то это негативная (разрушающая) повестка. Развития не будет. Если же мотив – искоренение болезни и выстраивание программы лечения, то это уже позитивная (созидающая) повестка. И тут начнут проклёвываться ростки нового, здорового общества и здоровой страны.
Что бы можно было посоветовать подобным движениям (если бы наши советы кому-то пригодились)?
Первое. Задачами начального этапа могли бы стать:
- Формирование общественного фронта (сети) активных граждан, потенциально желающих изменить страну к лучшему, начиная, к примеру, с искоренения коррупции.
- Формирование гражданской базы данных коррупционных проявлений (создание «Карты коррупционных проявлений») по сообщениям с мест в Республике.
- Формирование банка предложений граждан – как вообще и как конкретно на местах можно изживать коррупцию, то есть, начало разработки Народной Программы.
Второе. Если задачи начального этапа удастся решить, то целесообразно далее заняться:
- Созданием общественно-государственного Совета (ОГСБК на базе, например, АКД), основными функциями которого станут: сбор предложений от жителей по борьбе с коррупцией (не просто жалоб на проявления коррупции, а конкретных предложений по улучшению ситуации), классификация предложений, разработка Народной программы по излечению от коррупции (НПИК) и широкое общественное обсуждение этой программы, а затем внесение её на утверждение в Парламент и в Правительство КР. Почему бы не возвести народную инициативу – в закон?
- Отработкой механизма контроля исполнения Народной Программы (НПИК). Здесь важна публичность, широкое участие масс в реализации этой Программы, а также постоянный мониторинг и регулярные отчеты, которых бы люди ждали, как глотка свежего воздуха, поскольку «в них есть частица моих личных предложений».
И третье. Хорошо бы таким организациям:
- Не искать виноватых в сложившейся за последние 25 лет ситуации! Потому что это негативная (разрушающая) повестка. И потом, виноватых всё равно все знают (это те, кто отбросил страну на две формации назад, кто отказался от всего того, что было позитивного за 70 лет СССР в угоду нескольким баям, кто сеет в массах вирус личного обогащения).
- Попытаться перевернуть разрушительную идеологию «Деньги – всё, остальное – ничто». Для этого начать, к примеру, с запуска проекта «Важнее денег». Создание республиканской пиар-команды, объединение с другими командами и группами единомышленников, продвижение в СМИ и соцсетях информационного-просветительского проекта с обсуждением темы. Нужны будут историки, политологи, журналисты, философы, а также поддержка Президента, Правительства и Парламента КР.
- Попытаться «заразить» общество другими достойными целями, другими примерами достойного поведения, другим образом Будущего. Здесь хорошо бы начать реализацию проектов «Наше Будущее без коррупции» и «Скромные герои наших дней». Сбор и тиражирование конкретных примеров, где люди жили и живут не ради наживы, а ради достойных идей, ради ближнего, ради будущего страны. Такие люди были и есть; и не только на производствах или среди бюджетников, но и во властных структурах. Здесь нужны будут журналисты, политологи, представители государственных органов власти, активисты-общественники. Важно широчайшее тиражирование таких примеров и активное общественное обсуждение в соцсетях и СМИ.
- Попытаться сделать антикоррупционное движение в КР на ближайшие годы – общим делом, которое каждый гражданин мог бы освоить и присвоить себе, как личное включение, как личный вклад. И вклад не в «беспощадную борьбу», а в изживание болезни. Здесь первым шагом может стать уже упоминавшийся проект «Народная Программа по излечению от коррупции» (НПИК) с последующим общественным мониторингом и публичными отчетами.
Sic vincere nos!
Валентин Добрынин, специально для ИА «Повестка дня»