Большими протестами в центре Парижа закончились выборы президента Франции. Французы слишком неоднозначно восприняли результаты выборов, на которых победу с небольшим перевесом одержал Эммануэль Макрон. Учитывая тот факт, что большинство непрошедших во второй тур кандидатов призвали своих избирателей не голосовать за Марин Ле Пен, данный исход был ожидаем. В отсутствие крупного политического скандала, который мог бы дискредитировать кандидатуру Макрона, его победа была неизбежной, хотя и менее убедительной, чем во время противостояния Макрона и Ле Пен на прошлых президентских выборах.
Всё это говорит об усиливающемся евроскептицизме во Франции и ослаблении влияния центристов и предвещает интересное противостояние на парламентских выборах во Франции, которые пройдут в этом году. Если в 2017-м году умеренных левых в лице Социалистической партии и партии «Республиканцы» ослабило появление центриста Макрона, то уже сегодня французское общество распределено по трем основным полюсам: 1). Центристы, лидером которых является Макрон с движением «Вперед Республика!» («La République en Marche!»). 2). Крайне правые, лидером которых является Марин Ле Пен с партией «Национальное объединение» («Rassemblement national», сокращённо RN) . 3). Крайне левые, лидером которых является Жан-Люк Меланшон с партией «Непокоренная Франция» («La France insoumise»).
Справедливости ради, результаты Меланшона в первом туре были не намного ниже, чем у Ле Пен, и результаты его противостояния с Макроном могли быть куда менее предсказуемыми, поскольку, во-первых, крайне правые отказались бы поддерживать своего давнего соперника Макрона. А во-вторых, Меланшон, будучи левым, не допускает дискриминационные высказывания в отношении мусульман, в отличие от Ле Пен, которая стремится запретить мусульманкам носить хиджабы.
По словам директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, произошла реинкарнация того, что случилось 5 лет назад с другой повесткой и с ещё большим расколом французского общества на богатых жителей городов и тех, кто проживает в провинции:
«Против Ле Пен были использованы её связи с Россией, такие как кредит, который она брала в русском банке на прошлую предвыборную кампанию, а также её призыв зарегистрировать во Франции российскую вакцину Спутник-V. У французов было два выбора: спокойствие и стабильность, представленные Макроном, или перемены вместе с легкой травматизацией в лице Ле Пен. По сути, происходит повторение ситуации, произошедшей на выборах между Байденом и Трампом, когда более радикальный и менее удобный для элит кандидат стал демонизироваться со всех сторон».
Как пишет эксперт по международным отношениям Дарья Платонова, Марин Ле Пен удалось возглавить французскую оппозицию против Макрона, представляющего глобалистские транснациональные элиты, которые оторваны от простых французов. Это происходит во многом благодаря «дедемонизации» и модификации партийной программы «Национального объединения», которая включает в себя левые экономические реформы (sic!). Всё это лишь усиливает раскол во французском обществе, и развязку этого противостояния нам ещё только предстоит узнать. Таким образом, мы видим классическую схему противостояния «элит» и «масс», с небольшими вариациями, на которые влияют, прежде всего, «заокеанский партнер» и сосед за проливом Ла-Манш, заинтересованные в сохранении Макрона у власти.
Руководитель Экспертного клуба Свердловской области Анатолий Гагарин охарактеризовал второй тур выборов президента Франции как предсказуемые. В процессе обсуждения первого тура выборов
эксперт высказывал сомнения, что Ле Пен сумеет стянуть под свои знамена голоса избирателей кандидатов, не прошедших во второй тур (Меланшона и Пекресс). Только глава правой партии «Отвоевание» («Reconquête») Эрик Земмур призвал голосовать за Ле Пен, и сейчас, после проигрыша Ле Пен, Земмур признает, что без объединения всех правых не может быть победы.
«Однако, заглядывая в будущее, и оценивая шансы Ле Пен (или другого кандидата от правых сил), можно прогнозировать, что Макрон и его «элитная группа поддержки» в ближайшей перспективе будут терять электоральную базу по причину ухудшения экономики страны (газовые и энергетические в целом проблемы), падение уровня жизни населения, «полевение» электората. Если правые объединятся и предложат сильную программу, привлекательную для электората, и левые продолжат раскачивать повестку, то «центристы»-макронисты могут потерять политическое равновесие к следующим выборам», - говорит Гагарин.
Текст: Сергей Гагарин. Фото: ИА «Повестка дня» (Архив)