Информационное агентство «Повестка дня» подводит итоги выборов президента Италии. В прежних публикациях [2] мы освещали экспертную встречу по теме «Россия-Италия» и начало выборных баталий [3]. Сегодня мы рассказываем о последних перипетиях этого захватывающего политического процесса.
Нынешний президент Италии Серджо Маттарелла остается во дворце Квиринале (официальная резиденция президентов Италии) на второй срок, о чем было объявлено по результатам голосования членов коллегии выборщиков в субботний вечер 29 января, набрав результат в 759 из 1009.
Выборщикам потребовалось 6 дней и 8 туров (в пятницу и субботу голосование шло дважды в день), чтобы набрать кворум в поддержку одного из кандидатов, коим и стал Серджо Маттарелла, победа которого, однако, показывает отсутствие согласия между различными политическими силами в итальянском истеблишменте. Об этом и том, в каких условиях происходили выборы читайте далее.
Левоцентристы: конец расколу
Начало выборов в рядах левоцентристов (Движение 5 звезд, Демократическая партия, Живая Италия) ознаменовалось расколом между сторонниками Паоло Мадалены и Серджо Маттареллы, который к третьему туру был преодолен и кандидатом от левых остался Маттарелла.
Однако, судя по голосам в третьем, четвертом и пятом турах, его поддерживали в основном только однопартийцы из Демократической партии, в то время как представители крупнейшей партии левоцентристов Движения 5 звезд либо воздерживались, либо голосовали «белым» бюллетенем.
Начиная с четверга представители Лиги Севера также воздерживались в случая,х когда голосование не шло за кандидата от правоцентристского блока, так как лишь отсутствие избирателя в кабинке для голосования может обеспечить то, что он не поддержит оппонентов за отсутствием кандидата от своей коалиции, к тому же в таком случае возможность оппонентам набрать кворум снижается до минимума.
К шестому туру с поддержкой Движения 5 звезд превосходство Серджо Маттареллы над прочими участниками президентской гонки стало очевидным, и вопрос его будущего избрания был вопросом его желания и терпения правого фланга итальянской политики.
Правоцентристы: в поисках кандидата
Правоцентристская коалиция (Лига Севера, Вперед Италия, Братья Италии), имея меньше выборщиков, чем левоцентристская коалиция, могла обойти своих оппонентов исключительно консолидированным голосованием за единого кандидата от своего крыла, которому также требовалось одобрение некоторых депутатов из противоположного лагеря. До начала выборов предполагалось что такой фигурой должен был стать Сильвио Берлускони, но его отказ от участия за 2 дня до начала выборов, по сути, обезглавил правоцентристов.
Им пришлось выдвигать новых кандидатов, и в первые два дня единого кандидата найти не удавалось. На третий день голосования таковым стал координатор партии Братья Италии Гвидо Крозетто, однако тот факт, что он набрал меньше голосов, чем Маттарелла и не сумел собрать за собой поддержку от всех правых, привел правоцентристскую коалицию к поиску нового кандидата, коим стала Мария Элизабетта Альберти Казеллати.
Теперь уже представителям левых партий пришло распоряжение воздерживаться от голосования, чтобы гарантированно никто не смог тайно проголосовать за Казелатти и создать ей нулевые шансы достичь кворума.
После этого лидер партии Лига Севера Маттео Сальвини осознал невозможность избрать кандидата от правоцентристов на пост президента и тогда он последовал плану «Б», который он озвучивал ранее, и поддержал сохранение статуса-кво в лице переизбрания Серджо Маттареллы.
«Главноуговаривающий» всея коллегии, или Керенский по-итальянски
Во всех вышеописанных перипетиях выборного процесса особо отличился Пьер Фердинандо Казини, пытавшийся сформировать вокруг себя коалицию центристов из числа представителей правоцентристов Вперёд Италия, левоцентристов Живая Италия и небольшого числа центристов от независимых партий. Он пытался сыграть на противоречиях двух блоков, используя себя как компромисс между левым и правым политическими лагерями, объявляя что «его имя означает единство Италии».
Однако, подобная борьба и попытки оттянуть голоса от блока правоцентристов во время третьего тура, когда правые надеялись избрать Крозетти, вызвали раздражение у Сальвини, призвавшего правых не давать «никакой поддержки Казини».
Это существенно сократило его поддержку, и в последний день Казини признал поражение со словами о том, что «Италию больше не будут изматывать те, кто ставит свои личные амбиции выше блага страны». Возможно, подсознательно он имел в виду именно себя, ибо только амбициозным желанием занять дворец Квиринале можно объяснить такое упорство Казини в уговаривании СМИ и выборщиков в удобстве собственной кандидатуры.
«Я вам спою еще на «бис»?
Остается надеяться на то, что Маттарелла сохранит за собой пост на полный семилетний срок, а не уйдет с поста досрочно как это сделал его предшественник, Джорджо Наполитано, также переизбранный на пост в 2013-м году в возрасте 87 лет.
Отсутствие согласия в итальянском обществе, кризисные времена, возраст (сейчас переизбранному президенту 80 лет) могут привести к тому, что Серджо Маттарелла в один момент откажется занимать его, как это сделал Наполитано в 2015 году, но хотелось бы верить, что подобный сценарий так и не будет реализован.
Сергей Гагарин