
Полицентрическая агломерация «Горный Урал», объединяющая семь моногородов Челябинской области, выбрана Министерством экономического развития Российской Федерации в качестве пилотного проекта. Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции сочла агломерацию «Горный Урал» наиболее проработанным проектом. Эксперты уверены, что челябинская агломерация - драйвер развития не только региона, но и всего Урала.
Выбор «Горного Урала», в который входят города Миасс, Златоуст, Трехгорный, Чебаркуль, Карабаш, Сатка и Бакал, в качестве пилотного проекта агломерации – результат системной работы правительства Южного Урала по переформатированию моногородов, адаптации их к современной многопрофильной экономике. Стоит отметить, что объединяющиеся моногорода, уже сейчас связаны общим рынком труда с маятниковой миграцией.
Как подчеркнул губернатор Челябинской области Борис Дубровский, в отличие от ряда территорий, в этих городах есть «точки роста» и выход на крупные госкопорации Ростех и Роскосмос. Территории имеют традиционные исторические, экономические, культурные связи, схожую структуру экономики и проблемы, требующие заметных для бюджета отдельно взятого города затрат и комплексного подхода в их решении. В трех территориях – Миассе, Златоусте и Трехгорном, имеются научно-исследовательские институты и центры, а также предприятия оборонного комплекса. В городах находятся предприятия металлургического и металлообрабатывающего профиля. Миасс, Златоуст, Трехгорный и Куса – центры машиностроения и приборостроения; в Сатке, Чебаркуле и Кусе добывают полезные ископаемые.
Одной из главных задач создания агломерации на Южном Урале является повышение качества жизни населения: выравнивание доходов, развитие социальной инфраструктуры, увеличение вариантов трудовой деятельности, повышение инвестиционной привлекательности территорий.
Эксперты считают, что создание «Горного Урала» поможет развитию не только входящих в него городов, но и всего региона, а в перспективе и всей страны. Средства на поддержку проекта агломерации «Горный Урал» предусмотрены на федеральном уровне.
Руководитель уральского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолий Гагарин, обращает внимание на то, что проект агломерации увязан с приоритетными проектами, за которые отвечают федеральные ведомства - Минтранс, Минстрой Минздрав, Минобрнауки и АО «Корпорация «МСП». В паспорте программы прописаны мероприятия, предусматривающие формирование условий по ускоренному развитию производств в моногородах, развитию внутрирегиональных и межрегиональных транспортных сетей, а также предусмотрена реализация совместных мероприятий в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
Руководитель Центра «Аналитик» Андрей Мозолин отмечает, что создание «Горного Урала» поможет решить проблему конкуренции между муниципалитетами, специализация городов даст свои преференции и сделает их более конкурентоспособными.
«За последние 25 лет у нас в стране сложилась такая система взаимоотношений между регионами, как конкуренция. Аналогичную картину мы видим и на муниципальном уровне – соперничество во время распределения бюджетных средств, как регионального, так и федерального уровня. И создание агломераций может решить эту проблему, моногорода смогут освоить весь спектр федеральных и региональных госпрограмм. Каждый город получит свой набор специализаций, станет более конкурентоспособным. И кумулятивным эффектом от этого станет значительное снижение внутренних издержек, экономический рост и развитие моногородов», – считает Андрей Мозолин.
Аналитик подчеркивает, что моментальных результатов ждать не стоит, нужна долгая планомерная работа.
«Сразу изменения, конечно же, видны не будут, выстраивание агломерации моногородов это достаточно длительный процесс и надо быть к этому готовыми. Прежде всего, руководителям моногородов нужно выстраивать взаимоотношения друг с другом, действовать сообща, поскольку каждый муниципалитет за эти годы сам привык решать свои проблемы. Во-вторых, нужна вменяемая информационная политика, разъяснительные беседы с населением. Поступательное движение в нужном направлении и своевременное решение всех насущных проблем, в будущем принесет свои плоды не только региону, но и всей стране», – заявил эксперт.
Мгновенного эффекта действительно не будет хотя бы потому, что пока у нас отсутствует само юридическое понятие «агломерации». Есть проблемы с получением статуса городской агломерации, обусловливающего бюджетное и налоговое администрирование всего проекта. С этой проблемой сталкиваются все регионы, идущие по пути создания агломераций.
«На федеральном уровне до сих пор не выработаны механизмы управления межмуниципальными структурами, отсутствует само юридическое понятие «агломерации», хотя есть соответствующие карты «Городские агломерации России», на которых обозначены фактические существующие и развивающиеся агломерации. В нынешних условиях совместные проекты между муниципалитетами возможны только в рамках собственного бюджета, налоговые отчисления, соответственно, идут в казну определенной территории, на данный момент любые совместные действия глав администраций возможны лишь в рамках соглашений», - отмечает Анатолий Гагарин.
На данный момент возможны лишь соглашения между территориями с разграничением полномочий, задач и платежей. Соответственно, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс, позволяющие легко совершать межбюджетные операции. Нужны соответствующие финансовые и бюджетные документы, которые бы помогали перейти на более высокий уровень сотрудничества.
«Территории готовы двигаться вперед, развиваться, но все тормозит наличие административных барьеров. Думаю, в ближайшее время российское правительство вынесет эти вопросы на повестку дня. Насколько мне известно, федеральное правительство уже занимается разработкой соответствующей законодательной базы. Челябинская область, насколько мне известно, пока готова реализовывать проект агломерации в существующих реалиях – так, в прошлом году подписано соглашение о создании агломерации главами администраций муниципалитетов-участников. Есть управленческая модель – руководящий состав агломерации вносит членские взносы – ФЗ №131 «О местном самоуправлении» это позволяет. В итоге каждый глава исполняет свои полномочия, но, в то же время, все решают общую задачу», - поясняет политолог.
Все регионы, реализующие проекты городских агломераций, с нетерпением ожидают решений Федерации, которые помогут агломерационным процессам, а также надеются на финансовую поддержку из госбюджета.
В то же время сами регионы не стоят на месте, а агломерационные процессы охватывают уже не только соседние города, но и области. Хороший драйвером для перехода региональных агломерационных проектов на более высокий, межрегиональный и федеральный уровень станет ВСМ «Челябинск-Екатеринбург», которая станет элементом международной транспортной линии «Великий Шелковый Путь» «Пекин-Берлин». Именно об этих процессах шел диалог в первый день международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2017 между экспертами Челябинской и Свердловской областей на заседании Ассоциации [2]Экспертных клубов двух уральских регионов-соседей.
Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров, курирующий проект ВСМ от южноуральской стороны, и его коллега вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский убедительно доказали, что высокоскоростную магистраль является одним из самых адекватных и эффективных инструментов для развития двух субъектов РФ и всего Урала.
По мнению Анатолия Гагарина, интенсивное развитие межмуниципальных и межрегиональных интеграционными процессов в рамках проектов «Горный Урал», ВСМ и других драйверов развития, реализуемых в Челябинской области и регионе-соседе, ускорит принятие решений федеральным центром.