
Наша страна и наш регион богаты на культурные события – это уже ни для кого не является секретом. В связи с этим, «Повестка дня» попросила экспертов отметить прошедшие на этой неделе культурные события, которые, по их мнению, были особенно значимыми.
Первым на просьбу «Повестки дня» откликнулся заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, политолог, директор Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин [2].
«Урал, как всегда, был богат на культурные события. Достаточно перечислить только те сюжеты, что нашил отражение в новостной ленте Повестки Дня»: тут и выставка Геннадия Мосина [3] в «Царском» центре, на которой были представлены графические работы заслуженного художника РСФСР Геннадия Мосина «Живинка в деле» с образами героев сказов Павла Бажова, которые мы помним с детства.
Это и уникальная выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1928-1936» [4], подготовленная Арт-галереей Ельцин Центра совместно с Мультимедиа арт музеем Москвы и Государственным литературным музеем. На выставке представлены фотографии 30-х годов прошлого столетия, когда Пришвин посещал как корреспондент с фотоаппаратом строительство Уралмашзавода, Беломорканала, а также Карелию и Соловки. Эти фотографии вкупе с цитатами из его дневника рождают очень непростые раздумья о эпохе, судьбах людей, и о том, какой путь прошла страна за этот, в общем-то, небольшой для Истории отрезок времени…
И обязательно хочу сказать о премьере нового произведения моего давнего друга, однокурсника, блестящего Автора – Аркадия Застырца «Настоящая принцесса» [5] (запись видео сделана Андреем Алфёровым - ред.), которая состоялась в Доме Писателей вечером в пятницу. Как сказали бы британские музыканты - «Жаль, что вас не было с нами»! Мастерство поэтической речи, умноженное на актерское мастерство Аркадия, дает фантастический эффект, который лучше один раз ощутить не себе, нежели читать в изложении поклонников», - отмечает эксперт.
Следом, своим мнением с редакцией «Повестки дня» поделился и сам Аркадий Застырец [6].
«На вопрос ответить могу только с очень субъективной точки зрения. Главное культурное событие на Урале для меня - начало работы над постановкой классической комической оперы "Микадо" Гильберта и Салливана в нашей Музкомедии, текст которой я перевел на русский язык. "Микадо" у нас ставит очень востребованный и модный сегодня режиссер Алексей Франдетти.
А в масштабах всей страны - затрудняюсь назвать. Для точной оценки культурных событий на этом уровне надобно жить в одной из двух первых культурных столиц России», считает Аркадий.
Справка «Повестки дня»
«Микадо, или город Титипу» ( The Mikado; or, The Town of Titipu) — комическая опера в двух действиях композитора Артура Салливана и либреттиста Уильяма Гилберта. Опера является девятой из четырнадцати совместных работ Гилберта и Салливана.
Премьера оперы прошла 14 марта 1885 года в Лондоне, в театре Савой, где она была исполнена 672 раза, то есть была второй по продолжительности показа среди всех работ театра и одной из самых длительных по продолжительности показов среди любых других театров. Опера переведена на многие языки и сейчас является одним и наиболее часто исполняемых театральных произведений в истории.
Гилберт и Салливан переносят действие оперы в средневековую Японию. Эта экзотическая удаленность от Великобритании позволила авторам быть свободнее в своей завуалированной критике британской политики и бюрократии и, одновременно, смягчить её воздействие на публику.
Сюжет комедии: сбежав от нежеланного брака, Нанки-Пу, сын микадо Японии, становится странствующим менестрелем. Нанки-Пу прибывает в город Титипу, потому что в этом городе живет прекрасная девушка Ям-Ям, его возлюбленная. Но девушка обручена со своим опекуном Ко-Ко, портным и, по совместительству, Главным Палачом города. Усугубляется положение, когда в город прибывает сам Микадо, а с ним и Катиша, нареченная Нанки-Пу.
Очень подробный комментарий предоставил Вадим Дулепов [7], ответственный секретарь Екатеринбургского отделения Союза писателей России, председатель оргкомитета Премии имени Бажова.
«Главное культурное событие на Урале минувшей недели — это, безусловно, юбилей Майи Никулиной. Майя Петровна — человек не честолюбивый, от наград и почестей отказывается последовательно. Не знаю, как это назвать — принципы, позиция… Делай, что должно, и будь, что будет…
Не знаю, придётся ли ей по душе славословие — по «законному», казалось бы, поводу. При том, что Никулина сделала невероятно много для создания интеллектуальной и культурной атмосферы в городе Екатеринбурге. В общем, она и есть неотъемлемая часть этой атмосферы. С её потрясающим поэтическим миром. С её выдающимся знанием мировой культуры. С её личной эпопей по защите Аркаима от затопления. С её исследованиями творчества Бажова, которое, увы, приходится защищать от ревизии постмодерна, от растаскивания поп-культурой, просто от пошляков. С тем кругом выдающихся уральцев, с которыми она находилась в постоянном диалоге на протяжении многих лет. Наконец, с её бесконечной памятью-печалью о русском Крыме, который — на несколько веков — часть истории её семьи, её собственной истории.
У Майи Петровны есть ученики и последователи: она буквально выпестовала целую плеяду замечательных писателей, она по сию пору преподает детям историю Урала в ею же созданной гимназии «Корифей».
А вот подражателей у Никулиной нет, потому что она — неповторима.
Главное культурное событие в России? Чтобы освежить память, вновь пробежал заголовки новостных лент ведущих информагентств, рубрику «культура». Самые упоминаемые: смерть замечательного артиста Георгия Тараторкина, отголоски поутихших уже скандалов об условно русофобских высказываниях Райкина-мл. и передаче Исакия РПЦ, информационный взрыв вокруг «Матильды». Информация о признании вины проворовавшимися замах федерального министра культуры идёт почему-то в рубриках «политика». Такое ощущение, что в России главное в культуре — скандал, а там хоть и не рассветай. Тогда как, согласно словарю, культура — лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание… А в Берлине открылся фестиваль с участием российских фильмов, в Лондоне с успехом открылась выставка русского революционного искусства, Шварценеггер сыграл отомстившего за гибель своей семьи Виталия Калоева, а Стивен Кинг и его сын Оуэн представили первый совместный роман (это верно, бизнес должен оставаться в семье) ...
Ага! Правительство выделило 600 млн. рублей на поддержку театров в малых городах. Достанется ли эта субсидия и в каком объеме театрам в Новоуральске, Серове, Ирбите, Краснотурьинске? Нижний Тагил попадает в эту категорию?», - интересуется Вадим Дулепов.
Писатель и поэт Евгений Касимов [8], напротив, высказался довольно кратко.
«Спектакль "Аутсайдеры", посвященный поэзии 80-х, поставленный в Камерном театре - это, конечно, событие. Сегодня показывают. Едут посмотреть даже из Челябинска.
А в России?
Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Науке это решительно не известно! Наверно, что-то и на наших заснеженных просторах происходило и происходит, но, честно признаюсь, ничего про это не слышал», - заключил Евгений.
Далее, мы приведём комментарий культуролога Александра Седова
«Не буду оригинальным, если главным культурным событием России на этой неделе назову годовщину гибели Пушкина. Дата не очень круглая, но одна из самых трагических в истории нашей словесности, и культуры в целом. Правда, с расстояния в 180 лет смерть поэта, знакомого всем нам ещё со школьной скамьи и даже раньше, воспринимается уже не с надрывом, а как часть культурной памяти, национального мифа. Жизнь и смерть Пушкина уже вплетены в наш язык.
Ещё об одном печальном событии недели нельзя не упомянуть. Это уход из жизни актёра Георгия Тараторкина, большого мастера, одного из любимейших народных артистов. Его звезда взошла, когда студентом Раскольниковым он явился на советский экран - на переломе 60-х и 70-х годов, точно попав в нерв эпохи. И кого бы потом не играл Тараторкин в кино или на сцене, эта корневая связь с Достоевским незримо улавливалась.
На Урале:
Культурным событием этой недели на уральской земле я бы назвал интервью писателя Андрея Ильенкова газете "Аргументы и факты". Так уж получается, что в наше время медийная сфера чаще обращает внимание на "непрофильную" деятельность писателя - на неожиданное появление писателя в кино, на его злободневную публицистику или интервью. Однако его недавняя роль в фильме "Страна ОЗ" (режиссёра Сигарева) и упомянутое интервью получились, на мой взгляд, достойными и отнюдь не проходными или случайными. В своём интервью, Андрей, в частности, сказал очень важную, на мой взгляд, вещь, которую редко проговаривают, редко озвучивают. Он сказал, что в нынешнем идеологическом противостоянии в современном российском обществе трудно примкнуть к тому или иному лагерю. Уж слишком гротескны порой те, кто, кажется по воззрениям ближе, не говоря уже об оппонентах. Слишком много абсурда, добавлю я от себя, в политическом спектакле, побольше бы рационального», - сообщил нам Александр.
И наконец, последнее слово в нашем культурном дайджесте выпало произнести культурологу, историку философии Георгию Цеплакову [9].
«Федеральное событие недели для меня - вручение премии правительства России в области культуры. Награды получили Денис Мацуев, Захар Прилепин, Игорь Волгин, Юрий Башмет, Валерий Фокин. Премиальная жизнь показательна тем, что при отсутствии идеологических векторов культурной политики все же является фактором, формирующим, если не тренд, то своего рода намек на официальную линию, задающую тенденцию будущего. В этом году премии получили, в основном, деятели консервативного направления. Contemporary art, постмодернистские и концептуальные поиски наше правительство, преимущественно придерживающееся либеральной экономической программы, в этом году поддерживать не стало. Это факт. Интерпретировать его, разумеется, можно по-разному.
Самое интересное для меня событие недели - состоится в Ельцин-Центре в это воскресенье. Я имею в виду моноспектакль Александра Фуркалова «Казус Послера: лекция о современном искусстве». Судя по названию, мероприятие посвящено художнику Филиппе Послеру, который снискал скандальную славу своей инсталляцией "После всего", в которой белая комната с белыми стенами символизировала пустоту. Интересен жанр, в котором работает Александр Фуркалов - микс моноспектакля и лекции», - отмечает эксперт.





