«Повестка дня» продолжает знакомить вас с тем, как устроена художественная кухня Урала. Ранее мы побывали с экскурсией в «Галерее русского искусства Old-Art» [2], при поддержке которой в ЦКиИ «Верх-Исетский» проходят занятия художественной студии «Арт-Класс» по рисунку, живописи и скульптуре для екатеринбуржцев от мала до велика. В интервью директор галереи и руководитель «Арт-Класса» Инна Орлова рассказала, кто, как и зачем учится лепить и рисовать и почему городу важны досуговые центры.
– Инна Вадимовна, как попасть в «Арт-Класс»? Есть ли у вас специальное собеседование?
– У нас нет вступительных экзаменов. Для детей существуют определенные программы, рассчитанные на возраст и особенности развития: от 4 до 7 лет, далее до 11 и после 11–12 лет. Все программы построены по принципу преемственности, но к нам можно присоединяться и в течение учебного года. Каждое занятие длится 2 академических часа. Есть и более длинные – по 3 часа в выходные дни.
В течение месяца с момента, как ребенок пришел к нам на занятия, мы смотрим: как он работает, адаптировался ли он в коллективе, успевает ли он за своими товарищами, или опережает их. Например, ребятишки, которые учатся в младшей школе, загружены обычно большим количеством кружков. Естественно, для них есть возможность ходить к нам 1 раз в неделю.
– Опишите, пожалуйста, как построено детское занятие.
– У нас нет школьной системы, когда все смирно сидят за партами, а учитель в это время что-то в толпу вещает. Мы стараемся, чтобы в классе была дружеская, творческая атмосфера, прежде всего, детям должно быть комфортно. Они не должны бояться приходить на занятия, свободно передвигаться, чтобы, например, поменять воду.
Каждое занятие открывает информационный блок. В нем обозначается тема будущего или нескольких (в зависимости от сложности) занятий. Например, сегодня у 5-леток проходит тема «День рождения осени». Мы обсуждаем, что такое день рождения, выбираем материалы для работы, смотрим картинки, слушаем музыку... Иногда ребята настолько погружаются в работу, что заходишь в класс, где занимаются 8 человек, а там тишина: все настолько увлечены и заняты.
В рамках занятий смотрим картины великих мировых и русских художников. Поскольку галерея является куратором студии, то акцент мы делаем именно на русской классической культуре. В Центре культуры у нас есть выставочный зал, в котором мы проводим некоторые занятия, праздники. Дети и взрослые могут увидеть настоящую живопись и графику из коллекции нашей галереи.
С самого младшего возраста знакомим ребят и с декоративно-прикладным искусством России и Урала: делаем туесок, лепим из глины, рисуем бажовских ящериц. Дети более старшего возраста осваивают гжель, городецкую и мезенскую росписи, каргопольскую народную игрушку. Рассказываем мы и о мировой истории искусства.
Ученики постарше, от 7 до 11 лет, знакомятся с культурами Древней Греции, Египта, Востока, рисуют мам в костюме 18-го века, делают коллажи в стилистике Кандинского. Чем дети старше, тем объемнее и масштабнее становятся проекты. Появляется академический рисунок, наброски, упражнения по живописи, станковая и прикладная композиция и скульптура. Летом проводим городской пленэр для детей и взрослых.
– Есть ли принципиальная разница между обучением рисованию взрослых и детей?
– Для взрослых реализуется очень насыщенная комплексная практическая программа. В первый год мы пытаемся сделать почти невозможное – реализовать программу, подобную программе художественного училища. Мы предметно и очень плотно оттачиваем технику рисунка, пишем колористические натюрморты, изучаем графические и живописные материалы: гуашь, акварель, пастель, уголь, соус. На второй год проходят занятия по масляной живописи, темпере, углубленные занятия по композиции. Стараемся, чтобы люди начинали делать свои творческие работы. В этом году мы планируем выставки наших педагогов и взрослых учеников.
С взрослыми у нас работают профессиональные педагоги-художники по программе, которую создала педагог-живописец, член Союза художников России Вера Юрьевна Косьянковская.
– Что значит чувствовать цвет? Достаточно ли простого видения и знания того, что солнышко желтое, а трава зеленая?
– Художник создает произведения интуитивно, у него есть определенная информация, которую транслирует ему мир. Это как с управлением машиной. Когда вы едете, вы же не думаете, куда вам поворачивать. У профессионального художника так же: эти азы находятся где-то внутри, а когда он занимается творчеством, то процесс, безусловно, связан с подсознанием и эмоциями. Он уже не думает, как ему этот цвет получить, но как ему выразить мысль. Он передает свои ощущения. Вот, к примеру, возьмем эти 2 работы (показывает на «Дары Кубани» Кузьменко и «Буйство весны» Трясцина). Они совершенно разные по динамике, и по цвету. «Дары Кубани» статична, изобильна, наполнена южным светом, а «Буйство весны» выполнено в типичной уральской приглушенной цветовой гамме, отображает переменчивую весеннюю погоду Урала, очень динамична и смела. Думаете, художник был флегматиком и сидел, долго подбирал краски? Все это сделано несколькими смелыми мазками кистью и мастихином. Но, чтобы к этому прийти, к такой легкости, надо потратить долгие часы на постижение азов, упражнения, все как в музыке. Мы не знаем, сколько часов кропотливого труда стоит за прекрасно сыгранным произведением. Мы не знаем, но уважаем и ценим Мастера за то, что его произведение заставляет душу трепетать.
– С какой мотивацией к вам приходят взрослые люди?
– Часть идет по рекомендации к Вере Юрьевне. Часть, потому что хотят мечту детства реализовать. Не получилось у них когда-то пойти в художественную школу, а душа говорит, что ей надо. Люди же здесь еще и отдыхают, отдушину находят: занимаются и юристы, и врачи, и бухгалтеры. Приходят к нам абитуриенты. Мы готовим их к экзаменам по рисунку, живописи и композиции…
Для каждого из учеников у нас есть индивидуальный учебный план. Вы пришли к нам, присоединились к какой-то группе. Они, может, уже что-то успели сделать, а вы будете наверстывать, идти по собственному учебному плану: сначала куб рисовать. И мы будем смотреть, успеваете ли вы. Если вы достаточно быстро освоитесь, мы вам часть легких заданий уберем и дадим что-то посложнее. У нас действует гибкая система, которая зависит непосредственно от видения и знаний преподавателя. Обучение рисованию взрослых – это индивидуальный и деликатный процесс, где учитель выступает в роли наставника и поводыря для начинающих, помогая им справиться с трудностями и почувствовать радость от первых творческих успехов.
– А малыши?
– Вместе с мамой у нас ходят малыши от 2 до 4 лет по пятницам вечером. Очень красиво получается: вместе с мамами лепят, рисуют. Сейчас готовим выставку в зоопарк, в которую и работы самых маленьких попали, нарисованные зайки. Приходите в ноябре в зоопарк, посмотрите на нашу выставку.
– Есть ли курс на расширение «Арт-Класса?»
– Безусловно, развиваться надо, и мы постоянно рассматриваем разные варианты. Просили здесь во дворце дополнительные площади для лекционного зала и скульптурной мастерской, но пока у руководства нет такой возможности. Рассматриваем и варианты развития студии на других площадках и надеемся, что со временем все у нас получится.
– Вы выходили с предложением о размещении центров культуры в развивающихся районах? В чем суть этого предложения?
– Проектируется, к примеру, новый район: есть там уже и школы, и детские сады, и поликлиника, торговые центры, а досуговых центров нет: некуда пойти детям и взрослому человеку. Для этого надо ехать в центр, а в своем районе есть только частные курсы. А вот таких проектов, как наш Центр («Верх-Исетский» – прим. ред), вообще не создают. Творческим коллективам не выжить без поддержки государства, им приходится арендовать площади, постоянного места пребывания у них нет, а выкупить подобные помещения возможности нет.
Есть и положительные примеры, причем рядом с нами. Например, открытый в Екатеринбурге Центр экологического воспитания. Говорят, что аналогов ему в стране нет. В Москве мне очень понравилась идея так называемого «Аптекарского огорода» в Ботаническом саду. Там проходят разнообразные культурные, образовательные мероприятия. Там ты можешь познакомиться с разными видами растений, хочешь – рисуй, хочешь – фотографируй, хочешь – изучай, праздники, фестивали и получай массу положительных эмоций. Он и в выходные работает. Хотелось бы, чтобы и Ботанический сад в Екатеринбурге сделал какие-то шаги для людей в этом направлении для жителей города, как минимум, открыв его в выходные дни.
Радует, что сейчас у людей есть интерес к обучению, получению дополнительных знаний, и в отношении своих детей, и самих себя. Если в 1990-е был провал, то сегодняшнюю ситуацию я бы назвала развитием, возрождением в обществе. Сама я стараюсь своей деятельностью вносить посильный вклад в развитие культуры и искусства.
– Интернет пестрит объявлениями об онлайн-курсах по рисованию. Как вы думаете, они эффективны? И вообще можно ли научиться рисовать в таком режиме?
– Для детей можно запустить такой проект, если с ними будут заниматься родители. Включил диск: там картинки, музыка играет, ты с ребенком занимаешься – это здорово. У взрослых людей… Не знаю, как онлайн-учитель может подойти и поправить, посмотреть, что делает его ученик. В этой ситуации он не может тебе помочь. Даже цветопередача на экране другая. Такая программа может быть полезна специалистам, у которых уже есть определенная база. Я все-таки сторонник того, что учиться надо с живым человеком. Еще один важный аспект – взаимообогащение во время обучения, обратная связь. Дети, взрослые общаются на занятиях друг с другом и со своим учителем.
Возможно, мы выпустим в жизнь наши занятия «Арт-Класса» для детей в электронном игровом формате. Основной вопрос не в техническом исполнении, а во внутреннем наполнении. Тем людям, которые пишут обучающие пособия, составляют курсы для детей, надо серьезно подходить к их содержанию.
– Автор книги «Человек играющий» Йохан Хейзинга писал, что культура имеет игровую природу. Согласны ли вы с этим утверждением? Кто такой человек творящий?
– Человек творящий – это человек играющий. Покажу на примере. Вчера у нас было занятие по масляной живописи. Мы смешиваем краски и понимаем, что когда-то придем к тому, что это станет для нас игрой. Сначала мы овладеваем какими-то навыками, а потом начинаем применять, играть – все это очень радостный процесс. Процесс творчества. Ты взаимодействуешь с реальностью, задаешь свои вопросы. Транслируешь свои переживания для зрителя. Это огромное удовольствие — творить. Человек имеет возможность и себя реализовать, и выразить свою мысль с помощью материалов. В процессе создания он получает внутренний опыт. Да, есть конечный красивый продукт, но основное – процесс творения.
– По какому критерию вы оцениваете свою работу?
– Оценивает работу моя совесть. Если я чувствую, что все получилось, чувствую радость, удовлетворенность – значит все в порядке. Конечно, бывает так, что ты хочешь еще больше сделать, а времени не хватает, потом еще больше, а нехватка времени увеличивается. Тогда я переживаю, принимаю неудачи близко к сердцу.
Деткам важно, чтобы им рассказывали истории, с ними общались. Тем, кто постарше, – чтобы относились, как к взрослым. Если урок получился, идешь домой с удовольствием.
Нам повезло, что для нашей студии мы привлекли замечательных учителей старой школы, которые с нами работают, добросовестных, грамотных и искренне увлеченных своим делом. Молодых педагогов тоже ищем таких же, неравнодушных и творческих.
Как сказал любимый мною Евгений Леонов: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой!» Думаю, что я – счастливый человек.
Беседу вела Татьяна Хохлова