
Член Экспертного клуба Свердловской области, преподаватель Горного государственного университета Александр Шорин продолжил дискуссию, начатую статьей Александра Давыдова «В честь кого назван город Екатеринбург?» с подзаголовком «Императрица или святая? В честь кого назван Екатеринбург. Точка в вечном споре» [2].
Александр Шорин
Страсти по Святой Екатерине
Эпиграф:
«Буквальный смысл всегда может быть оспорен, даже когда переносный неоспорим. В одной книге сказано, что диамант можно разрезать только козлиной кровью. Мой великий учитель Бэкон доказал, что это неправда, и доказал очень просто - провел описанный опыт, и опыт не удался. Однако если взаимосвязанность диаманта и козлиной крови воспринимать не в буквальном, а в высшем смысле, эта взаимосвязь безупречна»
У. Эко «Имя розы».
«С тех пор, как в наших школах вместо традиционных выпускных экзаменов ввели ЕГЭ, повсеместно стали популярны тесты, где в качестве ответа предлагаются готовые варианты, из которых нужно выбрать правильный. Давайте и мы с вами пройдем один такой небольшой тест.
В честь кого назван Екатеринбург?
Варианты ответа:
1) В честь императрицы Екатерины II;
2) В честь императрицы Екатерины I;
3) В честь Екатерины, жены Петра I;
4) В честь Марты Скавронской;
5) В честь Святой Екатерины.
Я давно занимаюсь историей Екатеринбурга и поэтому постарался составить этот тест таким образом, чтобы запутать даже знатоков.
Давайте разберем варианты ответов.
Итак, вариант 1 - «В честь императрицы Екатерины II» – явно неправильный, хотя статистически именно этот ответ дают большинство опрашиваемых. Причина проста: императрица Екатерина II в массовом сознании гораздо более известна, чем Екатерина I.
Вариант 2 - рассчитан на тех, кто базово знаком с историей Екатеринбурга, либо увидел быстрый ответ в поисковике. Но он - тоже неправильный. Дело в том, что когда появились первые упоминания о Екатеринбурге, Екатерина еще не была императрицей. И уж точно не могла называться Екатериной I, потому что была на тот момент единственной императрицей с этим именем.
Вариант 3. Он как раз для тех, кто действительно хорошо знает историю Екатеринбурга и в курсе того, что когда де Геннин предложил назвать новый город Екатеринбургом («Катаринбурхом» – в стилистике того времени), Екатерина действительно была женой Петра, но вот императрицей – еще нет, и могла называться «матушкой императрицей» исключительно из уважения, как супруга императора.
Вариант 4. Снова для знатоков, которые в курсе, что Екатерина при рождении получила имя Марта Скавронская. И поэтому (вроде бы!) этот ответ такой же правильный, как и вариант 3.
Вот как будто все правильно, но в то же время есть какое-то сомнение. Ведь все-таки город Екатеринбург назван в честь Марты? Ну… как бы… Не очень логично. Или нет?
И вот от этого-то сомнения (пока - скорее интуитивного), мы и будем «плясать» дальше.
Ну и, наконец, вариант 5. Считается во всех опросах, подобных этому, «неправильным». По нескольким причинам. Главная из этих причин – тот факт, что во всех справочниках, энциклопедиях и прочих указывается, что город назван в честь Екатерины I. Если же требуется ответ на вопрос: почему? Ответ дается обычно примерно такой: потому что де Геннин хотел выслужиться перед Петром, назвав новый город в честь его жены, с которой вел об этом переписку.
Однако есть один нюанс. Заключается он в том, что среди людей, которые действительно хорошо знают историю Екатеринбурга, есть сторонники версии, что город назван в честь Святой Екатерины. Мало того - их становится все больше и больше, как и публикаций на эту тему!
И вот тут мы сделаем в нашем повествовании небольшое отступление, чтобы расставить точки «над i» (или «над ё» – кому как больше нравится). Отступление, чтобы ответить на витающий сейчас в воздухе вопрос: а сам-то ты, автор этой статьи, какой версии придерживаешься, какой из предложенных пяти вариантов считаешь правильным?
Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется вернуться к началу этой статьи, где сказал: «я давно занимаюсь историей Екатеринбурга».
В частности - в 2013 году, к очередному (в то время - 290-летнему) юбилею города, я написал для «Областной газеты» большой (на газетный разворот) материал под названием: «Екатеринбург, когда ты родился?». Материал этот был посвящен датам, когда праздновался День города в разные годы, а также поискать настоящего дня рождения Екатеринбурга.
Но обсуждался там вопрос и о том, в честь кого назван город. Вот большая цитата из этой моей статьи: «24 ноября, день святой великомученицы Екатерины, и стал днем Екатеринбурга. Есть даже люди, которые утверждают, что Екатеринбург назван в честь Святой Екатерины, а не императрицы Екатерины I, жены Петра I. Однако не надо думать, что аргументы «святоекатерининского» происхождения названия Екатеринбурга сводятся лишь к тому, что именины города праздновались до 1917 года именно в день Святой Екатерины. Они, естественно, тоже знакомы с письмами де Геннина Петру и самой Екатерине, где недвусмысленно указывается, что «Катаринбурх» им назван именно в честь венценосной супруги императора. Логика тут такая: де Геннин, тонкий дипломат, пишет, что назвал город «в честь венценосного имени Екатерины», а Екатерина (урожденная Марта Скавронская), приняв православие, получила свое имя в честь святой Екатерины, поэтому и город нужно считать названным в честь святой».
Как легко догадаться, автор этой статьи (то есть я -образца 2013 года) признает, что у сторонников «святоекатеринского» происхождения Екатеринбурга есть достойные аргументы, но сам автор считает, что город назван в честь «венценосной супруги императора».
Казалось бы - все со мной ясно. Однако в 2023 году (к 300-летнему юбилею Екатеринбурга) я сел уже писать не статью, а книгу по истории Екатеринбурга, которую назвал «Град Екатерины». И в процессе создания этой книги моя точка зрения на этот счет поменялась. Мало того - фрагмент я этот выложил специально, чтобы избежать обвинений в том, что я «переобулся в воздухе». Поэтому постараюсь изложить подробно, как именно и в результате каких аргументов поменялась моя точка зрения.
Дело в том, что при написании книги я намного глубже погрузился в эту тему, чем когда писал статью, пусть и большую. И не только поменял точку зрения на происхождение названия Екатеринбург, но и понял, почему придерживался другой точки зрения и, соответственно, почему этой точки зрения придерживаются и сейчас многие другие исследователи.
Начнем с нескольких искажений, которые необходимо убрать, прежде чем двигаться дальше. Искажение первое -это вариант 4 ответа на вопрос теста, предложенного в начале: «Екатеринбург назван в честь Марты Скавронской». Помните я, рассматривая этот вариант, упомянул про «какое-то сомнение»? Так вот, давайте с ним разберемся.
В этом сомнении есть одна важная составляющая, которая заключается в том, что Марта Скавронская несет в себе негативный оттенок. Сразу вспоминаются исторические анекдоты о том, что она была женщиной легкого поведения, которая во время войны с Швецией прибилась к русскому обозу, где переходила «из рук в руки», пока не досталась фавориту Петра Меншикову, у которого уже ее уже сам царь «отбил» так сказать «для личного пользования». Согласитесь, «так себе» образ для личности, в честь которой назван город?
А вот теперь надо посмотреть, откуда же «уши растут». Растут они из пропагандистской кампании, которая развернулась в Екатеринбурге в 1924 году в преддверии переименования города. Кампания эта имела две составляющих: прославление образа Свердлова и максимальную дискредитацию Екатерины I, в ходе которой печатались именно такие вот исторические анекдоты. Насколько они соответствуют действительности – в данном случае вторично (Екатерина не была образцом для подражания ни в молодости, когда звалась Мартой, ни потом на троне), важнее другое: там еще и упоминалось как важный факт, то обстоятельство, что при рождении она была лютеранкой! Мало того: сам тот факт, которые многие сейчас считают бесспорным, что город назван в честь императрицы Екатерины, появился «на повестке дня» именно тогда! А ведь это и есть то самое искажение, которое мы должны преодолеть.
Чтобы погрузиться глубже, мы должны для начала принять тот факт, что Российская империя, существовавшая до 1917 года, была совершенно иным государством, чем образовавшийся на ее руинах СССР. А современная Россия - это страна-правопреемница именно СССР, а не Российской империи, которая канула в лету.
Приняв этот факт, мы должны вспомнить и о том, что Российская империя была православным государством в куда большей степени, что сегодняшняя Россия. Нам сейчас сложно себе представить, что имена детям мы выбираем не заранее, а в день крещения, и что саму дату рождения никто не празднует, а многие и не знают - по той самой причине, что этот день заменяют именины, когда был крещен новый «раб божий».
И называть город в честь какого-то человека - тоже советская традиция. Мы как данность воспринимаем, что Ленинград назван в честь Ленина, Куйбышев - в честь Куйбышева, а Свердловск – в честь Свердлова. А как же может быть иначе? И это тоже - искажение. А ведь получается, что мы смотрим на историю глазами нас, сегодняшних, для которых это все так.
Чтобы эти искажения преодолеть, нужно всего лишь задать простой вопрос. А для жителей Екатеринбурга XVIII, XIX и начала ХХ веков, с их точки зрения, был ли город назван в честь Марты Скавронской? Или все же в честь Святой Екатерины?
И ответ - тоже прост: самый значимый храм города -собор Святой Екатерины, а вот Екатерине I сделан маленький бюстик близ городского пруда - и все. То есть трактуется это так: Екатерину I мы помним, но Святая Екатерина для нас неизмеримо важнее! Ну и аналог сегодняшнего Дня города праздновался соответственно в день Святой Екатерины, когда же еще? Все логично, но нам, с нашим нынешним мышлением, понять все это не так уж и просто.
«Кесарю-кесарево, а Богу - богово: вот так в дореволюционном Екатеринбурге чтили память Екатерины I (маленький бюстик),
а вот так - Святой Екатерины (огромный храм)»
Теперь о де Геннине. Когда я в 2013 году писал статью «Екатеринбург, когда ты родился?», но был искреннее восхищен хитроумностью де Геннина, который, в противостоянии с всесильными Демидовыми, для повышения статуса нового города предложил назвать его в честь матушки-императрицы Екатерины. А когда узнал, что он, оказывается, провернул это уже во второй раз (будучи комендантом Олонецких заводов «пробил» название Петрозаводск - в честь Петра), восхищение его хитроумностью лишь усилилось. Я и сейчас им восхищаюсь, потому что этот его проект и впрямь с самого начала сделал этот город «Горной столицей».
Нюанс тут в том, что, называя город «именем императрицы», первое празднование этого события он устроил как раз в день Святой Екатерины. Кесарю - кесарево, а богу - богово.
Ну и напоследок - еще раз о мышлении. На этот раз - о мышлении автора. Когда в статье 2013 года я излагал аргументы «святоекатерининского» происхождения названия Екатеринбурга, то думал про себя так: ведь это -точка зрения православных людей, причем глубоко верующих.
И да, это правда так.
Но это же не означает, что это точка зрения - неправильная. Наоборот - именно таких людей в той, дореволюционной, России было большинство, и только глубоко верующие сегодня могут понимать тех, кто жил в Екатеринбурге тогда, когда он и впрямь назывался в честь Святой Екатерины».
