![Константин Костин о задачах политического представительства накануне выборов Президента](https://agenda-u.org/sites/default/files/field/image/photo_2024-02-03_00-00-knk_1.jpg)
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) 16 февраля провёл очередной «круглый стол» - «Система политического представительства: долгосрочные тренды» в контексте исследовательской программы Фонда, посвящённой теме «Антихрупкости» государства Путина».
Глава ФоРГО Константин Костин, говоря о долгосрочных трендах в системе политического представительства, обозначил этапность партийного строительства в новейшей истории России.
«Один из сегментов политической системы государства - это партии, и в России историю их строительства можно разделить на несколько этапов:
Первичная многопартийность (конец 1980-х - 2000).
В 1989 году уже существовала Либеральная демократическая партия Советского Союза. В 1990 году был принят закон об общественных объединениях, где было впервые разрешено создавать политические партии. Это был период очень серьезной трансформации, «первый бульон» будущего партийного строительства. Тогда было зарегистрировано 259 общественных объединений. Но многие из них существовали только на бумаге, а задачу политического представительства решали примерно 20% от зарегистрированных партий: те, кто принимал участие в выборах разного уровня, развивал свою региональную сеть и как-то взаимодействовал с гражданами. В выборах в Госдуму в 1993 году участвовало всего 13 партий из 139 зарегистрированных. В 1998 году с появлением в законе понятия о политическом общественном объединении произошло закрепление статуса партий. Тогда количество политических партий сократилось почти в два раза.
Строительство общенациональных партий (2001 - 2011).
Президентом впервые избран президент РФ Владимир Путин. Принимаются законы и нормативные акты, которые стимулируют партии работать по всей территории России. Характерные для того времени идеи о централизации, наведении порядка в федеративных отношениях, вертикали «федеральный центр - субъекты федерации», находят отражение и в партийном подходе. Так, была увеличена в 10 раз минимальная численность партий - до 50 тысяч членов. И было сформулировано требование к представительству во всех субъектах Федерации. А в 2004 году был принят закон, который еще более четко описал минимальную численность региональных отделений. Было предъявлено требование, что должно быть не менее 500 членов партии на территории субъектов Федерации.
В 2007 году из 33 зарегистрированных на тот момент партий выполнили требования закона лишь 17. И к парламентским выборам 2007 года в РФ сохранилось 15 политических партий.
Представительная многопартийность (2012 - по н.вр.)
Период, когда процесс формирования устойчивой партийной системы успешно завершился. С 2012 года с одной стороны, снижается требование для минимальной численности политических партий с 50 тысяч до 500 человек, а для регионального отделения - с 500 до 5. С другой стороны - принимаются законы, которые квалифицировали партии по их результатам на региональных и федеральных выборах. По этим параметрам они получали дополнительные возможности выдвигать своих кандидатов на выборах следующего уровня без сбора подписей, государственное финансирование».
Далее, отметил глава ФоРГО: «если в октябре 2012 года в России было 28 партий, то с 2013 года по 2020 год на выборах разного уровня, в основном на муниципальных, принимало участие от 50 до 70 партий. Но многие партии, воспользовавшись упрощением регистрации, были созданы для каких-то политтехнологических целей, и никак себя не проявили. Никакой задачи по политическому представительству, по политической работе с людьми они не решали. Через три года Минюст начал процесс проверки их деятельности, и начиная с 2020-го количество партий начинает планомерно сокращаться: в 2020 году - 42 партии, в 2021 году - 32, в 2024 года - 25 партий».
«Задача политического представительства успешно решается тогда, когда совокупный рейтинг парламентских партий находится на уровне 80%. А если партии, которые участвуют на выборах и добиваются каких-то результатов на региональных и муниципальных выборах, добавляют к этому показателю еще 5-7%, то можно сказать, что выстроена достаточно эффективная, адаптивная система, которая и отвечает запросам граждан».
В мероприятии принимали участие:
Константин Костин, президент Фонда развития гражданского общества (ФоРГО);
Константин Антонов, руководитель филиала ФоРГО в г. Новосибирск, доктор социологических наук, зам. председателя Комитета по гос.политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Новосибирской области;
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика;
Наталья Киселева, руководитель филиала ФоРГО в г. Симферополь, кандидат политических наук, доцент;
Геннадий Косов, руководитель филиала ФоРГО в г. Ставрополь, доктор политических наук, профессор;
Михаил Мамонов, руководитель Департамента политических исследований ВЦИОМ;
Евгений Семенов, руководитель филиала ФоРГО в г. Нижний Новгород, кандидат политических наук, доцент, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области;
Алексей Чеснаков, председатель попечительского совета Центра политической конъюнктуры.
Завершая работу круглого стола, Константин Костин сфокусировал внимание на том, что главное, чтобы был совокупный рейтинг всех политических партий выше 70-80%, чтобы они решали задачу политического представительства.
Накануне предстоящих выборов Президента, понимать, как эволюционировала политическая система в стране, как она может развиваться дальше и что ждать от избирателя на этих выборах, безусловно, чрезвычайно важно.