Свердловская область готовится к предстоящим сентябрьским выборам. В этом году региональные избиркомы впервые опробуют систему дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Успешный эксперимент по внедрению дистанционного голосования проводился в других субъектах России в 2021-2022 годах, а сегодня эти технологии приходят в остальные регионы. Насколько удобна и безопасна система дистанционного голосования обсудили эксперты на заседании Экспертного Клуба Свердловской области.
Представил систему и раскрыл ее особенности представитель компании «Ростелеком», эксперт Свердловского Избирательной комиссии, директор института цифровых технологий управления и информационной безопасности, профессор Александр Коковихин. По его словам, уровень защиты данной системы выше, чем у «цифрового рубля».
«Все начинается с того, что избиратель, который имеет право принять участие в текущем голосовании, на платформе Госуслуг подает заявление о том, что он хотел бы голосовать дистанционно, а не на своем избирательном участке. С 28 июля такая возможность есть, и она закрывается за три дня до начала голосования. Соответственно, в ГАС «Выборы», который интегрированы здесь с нашим порталом Госуслуг, происходит обработка заявлений, и по результатам этой обработки вносится изменения в список участников дистанционного электронного голосования, который формируется на уровне субъекта Федерации. Там появляетесь вы как избиратель, если вы выбрали данную форму. Кроме этого, вы исключаетесь из списков избирателей по месту жительства, то есть у вас уже не будет возможности на своем избирательном участке проголосовать - вас просто не будет в этих списках.
Информация о статусе обработки заявления появляется в вашем личном кабинете пользователя Госуслуг, приходит информация о том, что вы включены в список для дистанционного электронного голосования по конкретным выборам. Вы получаете логин и пароль для голосования уже на портале, который используется в день голосования. Вы можете, в отличие от своего избирательного участка, голосовать также и ночью - дистанционно электронное голосование это позволяет.
Очень важный момент связан с наблюдением за дистанционным электронным голосованием. Если в части наблюдения за традиционным выборами все достаточно давно понятно и изучено, то здесь наблюдение осуществляется на уровне субъекта Федерации, где сформирована соответствующая группа. И, помимо этого, есть возможность доступа для представителей партии и Общественной Палаты к онлайну-итогам того, как проходит голосование. Вы не сможете узнать каковы результаты, но раз в 7 минут приходит информация, какое количество поступило голосов, сколько проголосовало тех граждан, которые были зарегистрированы в списках для дистанционного электронного голосования.
Помимо этого, группа, которая отвечает за дистанционное электронное голосование в ЦИК, ведет постоянное наблюдение. И сама технология дистанционного электронного голосования предполагает использование двух очень серьезных наработок: технологии блокчейн, которая позволяет проверить и обеспечить непрерывность транзакций, то есть проверить, что никаких вмешательств со стороны в волеизъявлениях граждан не происходило. И второе - это система криптошифрования. Дело в том, что ваш голос шифруется непосредственно в вашем смартфоне и передается уже в зашифрованном виде. То есть ни вы, ни кто-либо другой узнать, как проголосовали избиратели не сможете, потому что это зашифрованный текст, но вы, так же как и представители территориальных комиссий, один раз можете сами проверить, что действительно ваш голос учтен.
Ну и непосредственно портал наблюдения программно-территориального комплекса ДЭГ, который располагается непосредственно в территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования, в режиме реального времени отражает все произошедшие транзакции.
Буквально две недели назад Общественная палата и Центральная избирательная комиссия согласовали стандарт наблюдения за дистанционным голосованием, который был направлен в общественные палаты субъектов Федерации. Это, по большому счету, чек-лист, разбитый на семь разделов по тем процессам, которые наблюдаются и контролируются – начиная с размещение на портале наблюдений программно-территориального комплекса ДЭГ ссылок с информацией о средствах наблюдения до финишного результата составления протокола территориальной избирательной комиссии ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования.
Очень важный момент связан с процедурой разделения ключа расшифрования. Дело в том, что сам алгоритм публичного голосования, который обеспечивает криптозащиту, требует формирования ключа. Это электронный ключ, содержащий миллионы символов, который может расшифровать результаты голосования, содержащиеся в зашифрованном виде. Но, чтобы ни у одного из членов территориальной избирательной не было возможности в процессе голосования расшифровать этот ключ, он разделяется на несколько частей по количеству членов территориальной избирательной. И каждый получает на флеш-носителе соответствующую часть ключа. После этого под камерами они упаковывают данные носители, и они содержатся под стеклянным колпаком в специализированном сейфе и будут оттуда изъяты только по окончании голосования, когда вновь соединяются данные ключи, и они позволяют расшифровать тот массив информации, который сформировался. Сам компьютер, который используется для формирования ключа, проверен на отсутствие утечки информации и отключен от всех каналов связи. Также используются для хранения ключей и пустые флеш-карты. Кроме того, в помещении территориальной избирательной комиссии в течение всего времени ее работы должно проходить круглосуточное видеонаблюдение. При сборке ключа также ведется наблюдение и трансляция.
В целом, если говорить о системах защиты здесь, то они даже выше, чем у нашей третьей национальной валюты – цифрового рубля, который запускается Центробанком. Часть технологий здесь используется такая же, но в дистанционном электронном голосовании есть дополнительные протоколы, которые делают защиту еще серьезней», - рассказал Александр Коковихин.
Как отметил модератор дискуссии, руководитель Экспертного клуба Свердловской области, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета, доктор философских наук Анатолий Гагарин, сама по себе процедура ДЭГ – с разделением ключа, криптошифрованием, возможностью ночного голосования - очень интересна, и молодому электорату будет любопытно познакомиться с этой технологией.
«Мы можем вспомнить опыт дистанционного голосования в других странах. Как известно, впервые он был применен в 2000 году в Америке, где это было экспериментом. Сейчас единственная страна в мире, которая использует электронное голосование на всех уровнях – это Эстония. За 15 лет они приблизились к 50-процентному числу голосующих через электронное голосование, и это хороший результат. Другие страны очень по-разному отнеслись к ДЭГ, кто-то отказался от него, кто-то приостановил и так далее. Ведь здесь есть два очень важных момента: подготовка организаторов и исполнителей, что требует определенной квалификации, образования и навыков, а во-вторых, к этому необходимо приучать избирателей. Сейчас мы ставим эксперимент в Свердловской области, чтобы апробировать эту систему и привлечь молодой электорат», - перечислил эксперт.
Присутствующие задали различные вопросы, касающиеся ДЭГ, такие как возможность переголосования, способах подтверждения на Госуслугах и, в связи с этим, невозможности подделки электронной подписи, а также об используемом российском софте, что исключает возможность утечек.
Как подчеркнул Анатолий Гагарин, электронное голосование – это лишь одна из возможных форм.
«Если вы любите традиционное голосование, вы всегда можете просто прийти на участок. То есть здесь сохраняется возможность выбора той или иной формы волеизъявления. Мне кажется, что постепенно мы движемся в сторону электронного направления, но искусственно этот процесс ускорять, конечно, бы не хотелось», - сказал Анатолий Гагарин.
Также участников дискуссии волновала качественная проверка результатов голосования, способы информирования граждан о предстоящем дистанционном электронном голосовании. Было высказано предложение, что голосующие дистанционно обязательно должны получать полноценную информацию обо всех кандидатах.
Отдельно уточнялось, как решена проблема возможной перегрузки серверов. Эксперт уверил, что мощностей центра обработки Ростелекома хватит с запасом – при желании они могли бы обеспечить полтора населения страны возможностью проголосовать.
Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков также отметил, что отпали очень многие вопросы по процедуре ДЭГ и все опасения граждан по поводу каких-либо возможных нарушений при проведении данной процедуры развеиваются.
«У многих экспертов и не очень просвещенной публики были опасения, что может нарушаться тайна голосования. Да, здесь я увидел, что сделаны код шифрования и другие меры защиты. То есть у меня, в общем-то, эти вопросы ушли, я понимаю, что это некая необходимая данность времени. Единственное отличие с Москвой, что здесь требуется предварительная регистрация, тогда как там можно было сразу зайти и проголосовать. Еще один плюс ДЭГ - это то, что многие избиратели у нас живут не по прописке, и зачастую физически не могут прийти на участок и проголосовать. И в этом контексте система электронного голосования также актуальна», - подчеркнул спикер.
Присутствующих волновал и вопрос о возможной подделке электронных голосов. Но, как успокоил эксперт Александр Коковихин, это невозможно. Благодаря технологии блокчейна процесс электронного голосования исключает появления третьей стороны, которая может вмешаться. Все происходит исключительно между голосующим и стороной, принимающей голос.
«На основе блокчейна основан, например, биткоин. Эта технология подразумевает, что в коде данной валюты зашифрованы все предыдущие транзакции. То есть если кто-то попытается внести фальшивый биткоин, он не сможет этого сделать, потому что он не будет иметь всю предшествующую историю», - пояснил Александр Коковихин.
Отдельно было внесено предложение о возможном ужесточении наказания за любую утечку данных при электронном голосовании.
«Я понимаю, почему вопросы утечек и безопасности для нас являются наиболее важными. Эксперты знают весь перечень сомнений и претензий со стороны как наших противников, так и со стороны простых избирателей. Но в любом случае возникшие претензии могут нивелироваться тем, что человек просто лично придет на избирательный участок. Мы полагаем, что сейчас постепенное знакомство с технологией ДЭГ позволяет нам убедиться, что это все-таки удобно, что это безопасно, и это надежно защищено. Кроме того, процедура очень проста, система рассчитана на пользователей Госуслуг, которые уже знакомы с подобной механикой и для них это все очень доступно. В том числе и для молодежи, для которой ДЭГ - это наиболее приемлемая форма, сейчас ее нужно активно продвигать и подсвечивать», - полагает Анатолий Гагарин.
Андрей Русаков тоже сделал акцент на безопасности электронной процедуры.
«Сейчас у нас есть большое количество банковских мошенников, они регулярно звонят людям, в том числе и мне. Они прекрасно знают мои фамилию-имя-отчество, в каком банке у меня зарплатный проект, где у меня лежит вклад и тому подобное. В это же время мы слышим от «больших банкиров», что все сети защищены, но мы прекрасно понимаем, что из всех банков «дует», все прекрасно знают о черном рынке, где ходят все эти базы данных банковских клиентов и мошенники их покупают. Поэтому действительно в этом плане очень сложно работать - мы убеждаем людей, что при электронном голосовании никто про вас ничего не узнает, и в этот тот же момент гражданину звонят мошенники якобы из банка и тому подобное. Вот эта проблема она действительно не снята, потому что мы видим колоссальный объем банковского мошенничества», - отметил участник дискуссии.
В свою очередь Александр Коковихин пояснил, что основой банковской схемы мошенничества как раз является то, что вы клиент этого банка в течение некоторого количества времени, и вы осуществляете не одну транзакцию.
«В случае же электронного голосования сам список формируется только под одну транзакцию - транзакция вашего голоса. Ну, или две, если вы, скажем, выбираете местные органы власти и законодательное собрание, и после проведения этих выборов данные списки уже не имеют никакой ценности для мошенников», - разъяснил эксперт.
Подводя итоги, Анатолий Гагарин подчеркнул, что технология создана и сейчас проводится эксперимент по ее внедрению и всем интересно, каковы будут его результаты.
«Наши рекомендации, которые мы сегодня выработали, сомнения, опасения мы безусловно зафиксируем и донесем эту информацию до организаторов проекта, других специалистов и экспертов. Сегодня было высказано много интересных идей, которые требуют, чтобы они были озвучены. Сейчас, прежде всего, важно информирование и просвещение. Нужно это все донести, интерпретировать и проговорить. Это крайне необходимо как для нас самих и наших коллег, так и для избирателей.
Сомнения или какие-то рекомендации, которые у нас возникли, тоже требуют определенного продвижения и фиксации. На будущее мы должны с вами вырабатывать определенные рецепты, как нам сделать так, чтобы эта система все-таки работала. Я понимаю, что традиционное голосование никто не отменяет, и оно будет присутствовать в нашей жизни еще достаточно долго, к счастью или, к сожалению – здесь уже есть разные точки зрения.
Но, безусловно, система электронного голосования является удобной, надежной, простой и прозрачной. Это то, что должно быть реализовано, безусловно с учетом всех возникающих вопросов. Потому что, опять же учитывая нашу огромную территорию страны, возможность дистанционного голосования для отдаленных населенных пунктов, людей, которые находятся где-то в командировках, где-то в отдаленных поселках, это безусловно большое удобство и благо», - подытожил встречу Анатолий Гагарин.
Мероприятие проведено в рамках реализуемого Ассоциацией «ИПИ и ГП» проекта «Экспертный клуб Свердловской области» при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.
Фото предоставлено организаторами