Последние несколько лет российский рынок настольных игр показывает устойчивый рост. Начиная с 2015 года по 2022, он вырос более чем в 3 раза - с 7,6 до 22 миллиардов рублей. В 2022 году темпы роста снизились до 12,8% в связи с прекращением поставок в Россию игр от ряда крупнейших западных компаний, таких как «Hasbro» («Монополия», «Magic the Gathering»), Mattel («UNO», «Scrabble») и «Games Workshop» («Warhammer 40.000»).
Впрочем, их игры всё равно можно найти в магазинах, в немалой степени благодаря параллельному импорту. Помимо роста официальных продаж, также вырос контрафактный рынок настольных игр – с 2020 по 2023 годы он увеличился почти в 2 раза – с 800 миллионов рублей до 1,5 миллиардов.
Всё это показывает растущий интерес общества к настольным играм, которые всё меньше ассоциируются с увлечением для детей. Взрослые читатели наверняка помнят детскую настольную игру «От утра до вечера», которую придумали и опубликовали еще в январе 1944 года в журнале «Мурзилка» актриса Рина Зелёная и писательница Наталья Кончаловская. Игра выдержала несколько изданий, и в нее играло не одно поколение детей.
Игра относится к типу так называемых «гуськовых», где игровые фишки передвигаются игроками по полю друг за другом «гуськом», по пронумерованным кружкам, в соответствии с числом, выпавшим на игровом кубике. Картинки и стихи на игровом поле рассказывали об обычном дне советского пионера: хорошие поступки героев двигают фишки вперёд, а плохие - заставляли пропускать ходы. Каждый ход был оформлен в виде короткого четырёхстишия – обычно в настольных играх стихов не было:
Вот проходит целый день,
А учить уроки лень,
Не успею всё равно,
Лучше я пойду в кино.
В прежние годы в «настолки» взрослые играли с детьми преимущественно в начале обучения игре или «за кампанию» для необходимого числа игроков. Сегодня, по словам Михаила Акулова, генерального директора издательства «Hobby World», основная аудитория настольных игр – молодежь от 25 до 37 лет, хотя и семейная публика для компании также важна. В немалой степени современная аудитория настольных игр - это уже взрослые работающие люди, для которых игры это повод собраться большой компанией после трудовых будней.
Сейчас продукция индустрии настольных игр включает в себя достаточно широкое разнообразие жанров, способное подойти разной аудитории и для разных ситуаций.
Игры могут быть как легкими и веселыми, подходящими для вечеринок с большим количеством людей, так и более сложными и глубокими, рассчитанными на любителей поломать голову над своими действиями.
Возраст игроков на играх зачастую указывает не на содержание в них каких-либо нравственных ограничений, а на сложность механик и тот возраст, начиная с которого ребенок может разобраться в её правилах, т.к. слишком простые игры, вероятнее всего, будут скучны взрослой аудитории, в то время как слишком сложные непонятны детям. Игры с ограничением в 13+ в этом плане являются достаточно глубокими для того, чтобы заинтересовать взрослых, в то время как игры для детей младшего возраста нередко оказываются скучными для взрослой публики.
«Все жанры хороши, кроме скучного»
Жанр игры определяет действия, которые совершают игроки по ходу игры для достижения победы. В этой связи игры можно разделить на несколько жанров, наиболее популярных сейчас.
Экономические игры. В них игрокам требуется построить оптимальную экономическую модель, которая приведет их к победе над остальными участниками игры. Говоря об экономических играх, в первую очередь вспоминается Монополия, хотя в среде опытных игроков она слабо котируется ввиду малого разнообразия действий, предпринимаемых игроком по ходу игры. Куда более интересна игра Индустрия, где игроку предлагается построить собственную бизнес-империю в антураже конца XIX века.
Из более бюджетных игр интересна «Мачи Коро», где игрок выступает в роли мэра, которому нужно благоустроить свой город быстрее и лучше остальных игроков. Все эти игры требуют построения эффективной и в то же время гибкой стратегии, способной адаптироваться к действиям остальных игроков и в то же время привести к победе.
Стратегические игры. Вообще, разработка игроками стратегий в широком смысле присуща многим играм, в том числе и экономическим. Однако, как жанр стратегии подразумевают игры, завязанные на контроль территорий и прямое противостояние между игроками.
К таким играм относится настольная «Игра Престолов», в которой игроки сойдутся в борьбе за влияние над Вестеросом при помощи своих армий и политических интриг. Иной является игра «Ticket to Ride», в которой игрокам потребуется захватить как можно больше железнодорожных путей, получая победные очки за наиболее длинные и сложные маршруты. Стратегии в меньшей степени настроены на постройку экономических моделей, в большей же степени они направлены на взаимодействие с прочими игроками.
Игры для вечеринок. Несложные в правилах, эти игры отличаются высокой динамикой и поэтому они хорошо подходят для вечеринок с большим количеством человек.
Сюда подходят как различные вариации «Крокодила», требующие объяснять слова разными способами, так и игры-викторины, в духе «ответь за 5 секунд», где игрокам нужно максимально быстро давать ответы на самые разные вопросы. Искушенные игроки могут также попробовать «Таверну «Красный Дракон», описывающую попойку героев из типичного фэнтези. Важной её особенностью является возможность комбинировать колоды из разных версий игры, и тем самым при необходимости увеличивать количество участников. В целом простота и массовость игр для вечеринок делает их одними из самых популярных в индустрии.
Социальные игры. Сюда можно отнести игры, где общение между игроками является одной из основных механик. Это могут быть детективные игры-квесты наподобие «Карманного Детектива», где всем игрокам потребуется расследовать преступление, выдвигать разные версии и найти виновного.
Также к ним относятся игры, похожие на «Мафию», в основе которых лежит принцип скрытых ролей у её участников. Примером такой игры является «Находка для Шпиона», где большинству игроков выдаются карточки с локацией (допустим, полицейский участок), а одному из них роль шпиона. Шпион не знает, что это за локация, а остальные игроки не знают, кто из них шпион, и цель игроков наводящими вопросами вычислить шпиона, не знающего локацию, а задача шпиона понять, какую локацию раздали остальным игрокам.
Социальные игры обладают небольшим количеством механик, в то же время самое главное в них это коммуникация между игроками.
Варгеймы. Отдельно хотелось бы упомянуть подвид стратегических игр, которые делают упор на более детальный отыгрыш военных столкновений между игроками.
Первым варгеймом можно назвать «Кригшпиль» (нем. «Военная игра»), который был разработан в начале XIX века и был популярен в среде европейского офицерства. На сегодняшний день самым популярным варгеймом является «Warhammer 40.000», описывающий кровопролитные войны мрачного будущего, в котором человечеству приходится выживать под атаками демонических сил Хаоса и разного рода инопланетных рас. В отличие от стратегий, варгеймы дают игрокам куда более тонкое управление и широкий простор действий для реализации тактик, которые приведут к победе игрока.
Настольно-ролевые игры. Ранее этот жанр был малоизвестен в России, но в последнее время его популярность у нас существенно возросла, в немалой степени благодаря официальным переводам правил наиболее культовых игр на русский язык.
НРИ (Настольно-ролевые игры) предоставляют игрокам широкую свободу действий, а также систему правил, по которым эти действия реализуются. Игроки создают себе персонажей, а один из них берет на себя роль Ведущего и играет за окружающий мир. В общих чертах это выглядит следующим образом: Ведущий описывает игрокам окружающую действительность, игроки заявляют действия своих персонажей, ведущий описывает исход этих действий. Если исход действия не очевиден, на помощь приходят правила.
Наиболее известной НРИ является «Dungeons and Dragons», подходящая для историй в стиле классического фэнтези. В то же время другие системы правил подходят для игр в более экзотических мирах, например игра «Красная Земля», второе издание которой недавно появилось от издателей НРИ из Екатеринбурга «Silver Hoof Games».
Действие этой игры разворачивается во времена затянувшейся Гражданской войны в России, в ход которой вмешались мистические силы. Можно разыграть как и противостояние между сторонниками разных политических сил, так и их кооперацию перед лицом общего внешнего врага, и последнее в текущей мировой ситуации выглядит наиболее актуальным и интересным.
Широкое разнообразие жанров и подходов к механикам делает настольные игры интересными для разной аудитории и способной удовлетворить разные запросы. Это может быть как простое развлечение, так и возможность поломать голову над поиском хорошей стратегии. Всё это обеспечивает расширение аудитории игроков в настольные игры, которые становятся всё более массовым увлечением.
В чем секрет популярности игр? Ученые предложили свои ответы. Историк и культуролог Йохан Хёйзинга считал, что не игра вышла из культуры, а наоборот, игра лежит в основе культуры, игра старше и глобальнее культуры. Игра, писал Хайзинга – это особая реальность, которая устанавливает свой порядок, и в игру играют ради неё самой.
Множество элементов культуры возникают как игра, а затем отделяются от неё, превращаясь в формальные правила, культурные нормы и коды. Другой философ, Роже Кайуа пришел к мысли о том, что игру можно описать только как парадоксальное объединение противоположностей. Ведь игра – это всегда правила и ограничения, которые мы принимаем по собственной воле. И только приняв эти правила, мы открываем для себя особый мир игры, в котором появляются огромные возможности для свободы и творчества.
Что ж, спасибо ученым, они открыли тайну – почему нас так тянет играть!
Текст: Сергей Гагарин
Фото: Торстен Мангнер