В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Дискуссии о будущем. Малые города России» с участием глав регионов, органов местного управления, научного и экспертного сообщества. Были обсуждены вопросы государственной политики в отношении малых населенных пунктов, принципы развития малых городов, формирование российской национальной идентичности. Отправной точкой обсуждения стала статья в «Российской газете» «Малые города России: размышляя о будущем», которую опубликовал губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский. Вместе со Станиславом Воскресенским в дискуссии приняли участие губернатор Новгородской области Андрей Никитин, глава местного самоуправления Городецкого муниципального округа Нижегородской области Александр Мудров, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, доктор философских наук, профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета Анатолий Гагарин, директор Центра социальных исследований и технологических инноваций НИУ ВШЭ, декан факультета городского и регионального развития Евгений Михайленко, председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ, директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС Андрей Максимов, другие эксперты.
ИА «Повестка дня» обратилось к Анатолию Гагарину с просьбой рассказать о ходе дискуссии.
- Вы неоднократно выступали (в том числе и в «Повестке дня») с экспертной оценкой процессов, происходящих в малых, средних и крупных городах Свердловской области и Урала в целом. Насколько актуальна тема малых городов, как прошла дискуссия и что осталось за кадром?
- Тема малых городов сегодня приобрела поистине национальное значение. И тому есть несколько причин. Мировой политический кризис, который перешел в открытую и острую фазу, что проявилось в необходимости проведения СВО, привел в движение многие процессы, не только социально-экономические, но и, по сути, тектонические - экзистенциальные и мировоззренческие, вопросы жизни и смерти, сущности нашего бытия – нынешнего и будущего, без осознания которых мы не сможем двигаться дальше. Вы спросите - а где здесь малые города?
Отвечу - когда стоит вопрос о не просто выживании, но и новом рождении российской цивилизации, мы неизбежно должны ответить для самих себя «откуда есть пошла Русская земля?», а далее - «Камо грядеши?, «куда идем?» Именно из малых городов и родилась российская государственность, в малых городах - исторические корни нашей страны и, уверен, залог успешного развития.
В России по состоянию на 1 октября 2021 года 801 город относился к малым городам, то есть с населением менее 50 тыс. человек. А это 15% жителей страны, 40% малых городов расположены в центральной части России, соответственно – большинство малых городов – это Урал, Сибирь и Дальний Восток. Помимо конкуренции внутри самой группы малых городов, малым городам приходится конкурировать с более крупными, что делать очень сложно, и поэтому развитие малых городов требует создания особой программы.
Такая программа сегодня необходима. В прошлом году мы проводили выездные заседания Экспертного клуба Свердловской области в городах региона, где обсуждали проблемы и искали пути их решения, а также реализовали проект «Агенты позитивных изменений», в рамках которого было представлены инициативы жителей Свердловской области, нашли единомышленников, делились опытом и получали советы и помощь от профессионалов и представителей власти. Мы воочию увидели, какие большие проблемы у малых городов.
В нашей дискуссии принял участие и Станислав Воскресенский, автор статьи, губернатор Ивановской области, в которой расположены уникальные малые города, и губернатор Новгородской области Андрей Никитин, где каждый камень малых городов дышит многовековой историей. На круглом столе Станислав Воскресенский подчеркнул, что малые города Центральной России и Северо-Запада отличаются от малых городов Сибири и Дальнего Востока, а города с многовековой историей отличаются от городов, которые появились во времена Советского Союза, поэтому набор мер для их развития должен быть разным.
Замечу, что статья Станислава Воскресенского по-настоящему «цепляет» не только своим проникновенным стилем изложения сложным проблем, но и важным фундаментальным подходом: сегодня необходимо прежде всего повысить субъектность малых городов. Нужно дать малым городам новые точки опоры, при помощи которых они смогут укрепить свою самобытность, подчеркнуть свои уникальные достоинства и стать настоящими магнитами не только для гостей-туристов, и, прежде всего, для жителей городов и, в особенности, для молодежи, которая должна получить реальные перспективы для своего будущего, которое они свяжут с этими городами.
И тогда малые города смогут укрепить себя, устойчиво развиваться как «фабрики формирования национальной идентичности, места-хранители русской культуры и русских традиций нашего многовекового государства». Воскресенский резонно предлагает поменять управленческие регистры - отказаться от "подачек" малым городам и создать в них условия для самореализации жителей. И тогда малые города смогут «укрепить каркас государства», как говорилось на нашем круглом столе, дав новые импульсы для развития малых городов.
Сегодня кардинально поменялся угол зрения на малые города. Еще в 2018 году мы слышали призывы сократить «избыточную сеть малых и средних городов», «освободить» 15-20 миллионов человек за 20 лет и бросить их в мегаполисы. Сейчас пришло понимание уникальной ценности малых городов.
- Как же развиваются малые города в этих регионах? Каким опытом поделились губернаторы?
Помимо опыта работы в малых городах Ивановской области, изложенных в статье С. Воскресенского, губернатор Новгородской области Андрей Никитин рассказал об опыте инициативного бюджетирования для развития малых городов Новгородской области. Глава этого региона рассказал, что правительство возвращает в муниципалитеты налоги от малого бизнеса.
Сами жители малых городов Новгородчины выдвигают местные проекты, которые инициируются бюджетированием, люди присоединяются к развитию территорий и появляется настоящая командная работа. Андрей Никитин также предложил более системно и полно рассмотреть проекты инициативного бюджетирования и проекты поддержки местных инициатив. Губернатор предлагает опираться на учебные заведения, не только организовывать комфортную среду для обучения, но и привязать хорошее образование к той промышленности, которая есть на территории, и к тем предприятиям, которые будут создаваться в соответствии с потребностями региона страны и возможностями малого города. Только с учетом мотивации жителей можно решить острую проблему миграции, «подпитывая» решение людей оставаться в малых городах. Нужно в первую очередь нужно благоустраивать и развивать территории, при этом к работе должны привлекаться не только власти, но и местные жители.
- Но как малым городам экономически поддерживать достойный уровень благоустройства, комфортного проживания, благоприятной для жизни среды?
- Я согласен с мнением директора Центра социальных исследований и технологических инноваций, декана факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгения Михайленко о том, что в малых городах необходимо создавать креативные пространства - это поможет удержать молодое поколение и обеспечить новые рабочие места. Если посмотреть на возможности развития этих направлений, то успешно реализуется это пока только в Сысерти, где сегодня развернуть целый полигон самых разных проектов креативной индустрии, которые начались с проекта «Лето на заводе», презентованного президенту России, и постоянно получающего гранты. Но мы понимаем, что одни гранты не поднимут экономику малого города.
- Как развивать малые города Урала? Что вы предложили в ходе дискуссии?
В статье С.Вознесенского есть вполне реалистичный план развития, а точнее, возрождения малых городов. Рекомендую изучить эту статью, которая, уверен, станет отправной точкой масштабной федеральной программы, с учетом специфики и самих регионов центральной части России, Урала и Сибири.
Можно выделить пять сценариев качественного стратегического развития малых городов Урала - а их у нас 35 городов, что сравнимо с Московский и Ленинградской областями:
Во-первых, малые города выступают как центры размещения цехов и филиалов головных предприятий больших городов. Во-вторых, малые города - центры науки и высоких технологий. В-третьих, малые города – это центры прилегающих к ним сельскохозяйственных территорий, в которых мы видим развитие перерабатывающих отраслей, сферы обслуживания. В-четвертых, малые города реализуются как центры туризма и рекреации. И в-пятых, малые города развиваются как элементы агломерации, у нас их три, но наибольший вес имеет, прежде всего, городской агломерации «Большой Екатеринбург». И если почти во всех малых городах Свердловской области мы отмечаем сокращение численности – по стране это происходит от 3% до 11% ежегодно, то пять городов-спутников Екатеринбурга (Сысерть, Березовский, Верхняя Пышма, Среднеуральск, Арамиль) сохраняют и даже наращивают свою численность. Это происходит потому, что эти города фактически стали элементами агломерации «Большой Екатеринбург», и сами по себе они не лишены всех проблем малых городов, но за счет процессов маятниковой миграции, субурбации, контрурбанизации и других факторов, они не только стабильны, но и вполне успешны. Поэтому малые города со стабильным характером развития (Артемовский, Дегтярск) мечтают войти в агломерацию «Большой Екатеринбург» и получить бонусы для развития.
Малые и средние города Урала – это в основном индустриальные города, трудовой потенциал которых должен использоваться при реиндустриализации России. Сегодня города, имеющие статус ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), могут стать наукоградами. Начиная с 2000 года, официальный статус наукограда получили 14 городов (технополисов). Согласно закону, наукоград РФ – муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Этот список предлагается расширить и, наряду с наукоградами, включить другие точки локализации инновационных производств, центры научных поисков, развития цифровых технологий. Это поселения, имеющие статус ЗАТО, территории, связанные с оборонной промышленностью, районы городов, специализирующиеся на современных научных исследованиях. Ученые выделили более 70 таких точек локализации, в которых 36,6% – малые города и районы городов. И малые города Урала входят в этот список. Во время проведения Экспертного клуба в Новоуральске мы обсуждали такие перспективы для этих городов Свердловской, да и Челябинской области тоже.
- Какие внутренние импульсы есть в малых городах, которые, как были сказано в статье и в дискуссии выступают «фабриками формирования национальной идентичности»?
- Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в декабре 2022 года среди национальных целей самая актуальная из национальных целей, по мнению опрошенных — обеспечение достойного эффективного труда и успешного предпринимательства (84,7 п.), а наиболее результативная - цифровая трансформация (средний индекс позитивных изменений - 50,8 п.). Это, конечно, практическая мотивационная база активности современного человека, и в малых городах сегодня наблюдается острая необходимость, как говорят в подобных случаях, дать людям «удочки» для ловли «рыбы», создать условия для позитивного самореализации в малых городах, а не вытягивать молодежь в «человейники».
«Фонд изучения общественного мнения (ФОМ) выяснил в июне 2022 года, что 85% россиян считают себя патриотами и 46% опрошенных думают, что в стране за последние годы стало больше патриотов (с 2020 года показатель вырос на 24 пункта. В декабре 2022 года тот же ФОМ сообщил, в последнее время чаще всего опрошенные испытывают по отношению к России именно гордость (37%).
Наш опыт работы в малых городах в рамках деятельность Экспертного клуба показал, что традиционные ценности в малых городах действительно сохранились намного лучше, чем в мегаполисах. Поэтому поддержу еще одного участника нашей дискуссии, заместителя руководителя департамента спецпроектов консалтинговой группы «Полилог» Никиты Сетова, который сказал, что «в силу атомизации эти ценности из больших городов вымываются и вряд ли могут быть встречены на Патриарших прудах в Москве, но достаточно легко их можно увидеть в Плёсе или в Ростове Великом». Поэтому уместно предложение эксперта раскрывать тему образа будущего, несколько болезненную для экспертного сообщества, именно с темы малых городов, что позволит продумать механизм выработки образов будущего, которые нужны всей стране.
Конечно, проблема малых городов существует во многих развитых странах. Но в наших российских реалиях следует учитывать все факторы «многоугольника», о котором говорил директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС Андрей Максимов. Это многоугольник «жилье - рабочие места - инфраструктура - среда - жизненный драйв». Такие магниты для жителей - это и жилье, и традиционные промыслы и ремёсла, а также новые креативные индустрии. И, конечно, инфраструктурные узловые центры.
Я убежден, что проблема сохранения национальной идентичности в России должна решаться через развитие малых городов страны, особенно стоит обратить внимание на те города, у которых нет промышленного или научного профиля, малые города должны перестать иметь негативный статус "демографического миграционного инкубатора".
Для поддержки малых городов России необходимо увеличивать и сохранить их налоговые базы, поддерживать местные торговые сети и предприятия в борьбе с большими торговыми «монстрами» (будет справедливо, если «гиганты» будут платить налоги по месту получения доходов, а не по месту регистрации их головных офисов), и в целом создать гибкую и разнообразную налоговую поддержку, рассчитанную на несколько лет для подъема бюджетов малых городов с учетом их статусов, ведь даже толика налогов для малых городов - большое подспорье.
Следует дать больше возможностей малым городам участвовать в различных конкурсах, таких как конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды, проводимый Минстроем страны. Уже проведено 7 таких всероссийских конкурсов, отобрано 800 проектов победителей из 603 муниципальных образований в 81 субъекте Российской Федерации, создано более 13 тысяч рабочих мест, а также в поселениях появилось 2 619 объектов коммерческой и предпринимательской активности. В 2022 году Президент России поручил увеличении финансирование в два раза – до 20 млрд рублей в год, и общее количество победителей увеличено с 160 до 240 ежегодно.
Свердловская область подала 57 конкурсных заявок с 2018 года, 17 из них победили. 9 проектов уже полностью реализованы и доступны для жителей и гостей региона. Еще 8 находятся в процессе реализации. Кроме этого, в 2022 году в регионе благоустраивается более 30 общественных территорий в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Современные концепции, подаваемые на конкурс, являются не просто проектами благоустройства конкретной территории. Это проекты перезапуска важных для города пространств, и их реализация предполагается комплексно развивать территории в течение двух-пяти лет. Важно, чтобы в этом предложении преобразования пространств принимали участие местные эксперты, участвующие в изучении культурного ландшафта и его преобразования, опираясь на местные культурные коды.
Также необходимо произвести пересмотр классификации групп и статусов малых городов и добавить те города, которые не входят в существующие классификации (вахтовые поселки, например), и дать им спектр различных возможностей для финансового и социального развития.
И очень важный аспект, о котором говорилось в ходе дискуссии: малые города должны объединяться, не столько по линии формализованных союзов и ассоциаций городов (хотя и тут малые города не могут похвастаться ни членством, ни единством – но их можно понять, они заняты ежедневными проблемами), а в большей степени полноценными эффективными альянсами для решения инфраструктурных и системных задач. Вот для этого тоже нужно усиление субъектности малых городов.
Нужно на уровне Правительства создавать программы, которые могли бы уже сейчас поддержать города с возможностями своего уникального развития. Речь и о культурных объектах, и об историческом наследии, и об удобстве инфраструктуры.
Но если нет волевого посыла соответствующих структур, то не будет и развития. Примеры малых городов, где это происходит есть результат «слияния воль» - как самих инициаторов, так и муниципального и регионального руководства. Эти примеры, конечно, радует, но, будем честными, это скорее исключение, чем система.
У малых городов нет задачи стать похожими на мегаполисы, иначе они вступят в полосу «бедного подражательства». Они должны предлагать новое, и у них это есть (например, с точки зрения туризма и развития народных промыслов), но просто нет для этого ресурсов. Есть проекты, но нет инвестиций. Можно подать на федеральные гранты (и сейчас так и делают инициативные группы), но не все умеют правильно оформить заявки, и даже в случае успеха это - капля в море, которая не поднимет весь муниципалитет на новый уровень.
Нужна общая сеть федеральной поддержки малых городов, нужны законодательные и экономические механизмы для этой поддержки. Мы находимся на новом витке национального самосознания, и малые города — это та наша сила, фундамент, которой позволит России совершить мощный рывок вперёд.
- Какие перспективы у этого важного и интересного обсуждения, что дальше?
- Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский пригласил всех желающих присоединиться к обсуждению темы развития малых городов и напомнил, что в Шуе работает Центр исследования проблематики малых городов, где эксперты будут заниматься формированием комфортной городской среды, сохранением культурного наследия, созданием инфраструктуры и транспортной доступности. Как известно, инициативу Воскресенского поддержал [2] президент РФ Владимир Путин.
Полагаю, что результаты этой работы не заставят себя долго ждать. Подчеркну: успешно решить большие проблемы малых городов можно, усиливая субъектность этих малых городов.
Фото: Юрий Самодуров