В Екатеринбурге в рамках архитектурного Марафона [2] «АрхЕвразия» состоялась панельная дискуссия «Жилье 2030. Как переформатировать рынок к новым запросам». Ее участникам стали известные архитекторы и эксперты, которые озвучили свои прогнозы «расселения людей» и дали оценку текущей ситуации в жилищной сфере.
«Тренд на здоровье»
Известный футуролог, председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции» Кирилл Игнатьев считает, что «в сложившейся ситуации невозможно голосовать только за одну модель развития».
«У нас уже сейчас массовый рынок человейников, и за 10 лет здесь мало что изменится, потому что этот рынок консервативный», - говорит эксперт.
Он советует не оставлять «за скобками» пандемию коронавируса, которая продолжит активно влиять на сферу жилищного строительства всё последующее десятилетие, мотивируя людей к переезду за город.
«И я предвижу, что спрос на малоэтажное жилье будет расти и до 2030 года, и до середины века. А поскольку будет высокий спрос, то вырастет и скорость строительства малоэтажного жилья. И такое жилье можно будет строить за несколько месяцев», - подчеркивает Кирилл Игнатьев.
На рынок жилья в немалой степени повлияют и предпочтения молодого поколения, «воспитанного на социальных сетях».
«У них визуальное восприятие, их культура - это визуальная культура. Им важен тренд на красоту, на индивидуализацию городов, районов, поселков. Это тренд на благоприятную среду, тренд, связанный со здоровьем, с антропономикой», - поясняет Кирилл Игнатьев.
Эксперт убежден, что главным вызовом для городов становится «разнообразие», и те города, «которые не успевают в качестве и разнообразии жилья и окружающей среды, будут проигрывать».
«В России нет дефицита жилья - это миф»
По словам урбаниста, эксперта по территориальному планированию Союза архитекторов России Александра Антонова, имеются исследования о том, что показатель обеспеченности жильем в Росси составляет 473 квартиры на 1 000 человек.
«В России нет дефицита жилья - это миф. По показателю обеспеченности мы обогнали Польшу, Словакию, Чехию. Далеко позади, оставили Израиль, Англию, Ирландию», - уверяет эксперт.
Он опирается на данные, представленные в докладе Высшей школы урбанистики. Из документа следует, что «объем пустующего фонда» составляет 13,5 млн. квартир, или 20% всего жилфонда России. При этом неучтенными остаются апартаменты и дачи, в которых люди живут годами.
«Проблема в структуре жилья, в том, что за жилье мы платим всё больше, будем платить и за комфортную среду. Мое предложение заключается в том, что сегодня нужно заняться арендным социальным жильем. Историю с долевым участием прекратить навсегда. Человейников мы понастроили с избытком. Их дальнейшее разрастание губительно», - подытожил урбанист.
Профессор Международной академии архитектуры, глава архитектурной компании ALKUTA Алексей Куковякин считает, что вывести город из агрессивной среды в комфортную среду, опираясь только на одно направление - невозможно.
«Надо определиться и поставить главную задачу, или несколько задач. А главная задача – как изменить сложившуюся застройку и получить качество жизни, комфорт и разнообразие», - говорит архитектор.
Тем более что в современном мире есть немало примеров создания благоприятной среды в плотно застроенных пространствах мегаполисов.
«Как, например, в Гонконге, где, образно говоря, можно попасть в банк, в магазин и так далее, не выходя на улицу. Но для таких шагов у нас в России должны быть определенные правила, которых нет. Застройщик сегодня связан по рукам многочисленными запретами», - резюмировал Алексей Куковякин.
«Наследие советской власти»
Вице - президент Международной академии архитектуры, председатель оргкомитета Международного конкурса «Евразийская Премия» Андрей Боков, предложил коллегам обратить внимание на несколько «существенных проблем» и не доверять жилищной статистике.
«Мы имеем искаженный жилой фонд, это не то, что нужно людям. У нас рынок жилья отсутствует. Во-первых, он весьма специфичен и крайне деформирован в сторону огромных многоэтажных жилых домов. Это наследие советской власти. Социалистическая модель трансформировалась в какую-то коммерческую модель», - говорит Андрей Боков.
По его словам, дисбаланс жилого фонда очевиден, и крен в пользу богатых.
«Если мы говорим, что у нас ежегодно должны улучшать жилищные условия пять млн семей, то у меня есть подозрения, что из года в год улучшают свои условия одни и те же пять млн.», - отмечает архитектор.
Он уверен, что для решения проблем, поднятых в ходе дискуссии, необходимо серьезные изменения.
«Должна быть принципиально иная индустрия. Наша строительная сфера и наша система владения жильем - не релевантны. И надо менять политику расселения людей и проводить грамотно. Мы же и близко не подошли к решению этой задачи. Россия - единственная страна в северном полушарии, не решившая жилищную проблему».
Фото: Борис Ярков