Неделей ранее стало известно, что на кинофестивале в Каннах Россию представит анимационный VR-сериал «Под подушкой», созданный по мотивам сказок уральского журналиста Сергея Молодцова о котике Мормотике – игрушечном коте, который помогает детям находить их потерянные игрушки и поддерживает к них веру в чудеса. О том, как появился персонаж и как его удалось адаптировать под формат VR-сериала, ИА «Повестка дня» рассказал Георгий Молодцов, сын Сергея Молодцова и режиссер сериала.
«Под подушкой» интересен уже тем, что это первый российский анимационный сериал с применением технологий VR. Но для вас это еще и очень личная история, так как он снят по мотивам сказок вашего отца. Вы помните, как появился котик Мормотик? Какие эмоции он у вас тогда вызывал?
Котик Мормотик появился в момент, когда наши с сестрой родители развелись и папа переехал: он хотел оставаться с нами на связи и давать своеобразные уроки жизни, уроки дружбы через такие вот рассказы. Их было много, но Мормотик выделялся среди них именно простотой: появился персонаж, которому можно было довериться в своих проблемах и делах. А главное – его не нужно было нигде покупать, выпрашивать: каждый мог его сделать сам таким, каким его видит. В конце 1994-го года, когда папа работал в газете «Ва-банкъ» (тогда – приложении к «Комсомольской правде»), Мормотик появился и на страницах этой газеты в формате регулярной еженедельной рубрики. А потом – и в «Теленеделе». Я помню, что когда приезжал к папе, видел у него в прямом смысле мешки писем с рисунками детей, их историями и рассказами о том, как Мормотик мог помочь в их жизненных сложностях (некоторые из которых были довольно серьезными). Так что, конечно, не только мы, как дети, увидели в Мормотике важного персонажа-помощника и друга – судя по успеху котика в середине девяностых, этот потенциал и запрос у детей на такого друга был уже тогда.
Что касается иммерсивных технологий, как именно они будут взаимодействовать со зрителем? Сможет ли он как-то влиять на сюжет?
VR – это, конечно, технологии, наиболее востребованные в сфере игр. И хоть внешне наш проект соответствует понятию «компьютерная игра», его сюжетная и визуальная составляющие являются приоритетными. Поэтому мы работаем с очень непростой задачей – сохранить повествовательность рассказа, его развитие и основные сюжетные ходы, при этом вовлекая зрителя в происходящее, чтобы из пассивного наблюдателя он становился активным участником. Это касается и самой важной особенности, о которой я уже говорил – для каждого человека Мормотик может быть свой, поэтому одно из первых действий, в которое вовлекается зритель – это помощь детям в создании этого котика, выбор цвета его ткани, глазок и так далее. И в том виде, в котором вы собрали котика, он продолжит свое путешествие по всей истории дальше. В идеальном варианте в конце проекта вы сможете сохранить этого котика, загрузить себе на телефон как виртуального помощника с технологиями AR, а в еще более идеальном варианте – купить набор для шитья котика (мы его уже даже разработали!) и с помощью AR-котика создать живую версию игрушки такой, какой она была в игре.
Насколько я понимаю, сериал рассчитан на детей раннего возраста. VR-технологии здесь призваны помочь удержать их внимание (сейчас часто утверждают, что у поколения альфа проблемы с концентрацией внимания) или сделать просмотр более ярким и запоминающимся?
На самом деле мы столкнулись с большой проблемой, которая кратко описывается, как «VR и дети не очень разрешены». Производители хэдсетов ограничивают возраст, с которого можно играть в VR, 13-ю годами. Это связано с техникой безопасности. Однако, конечно, эта история будет интересна младшим детям больше всего. Хотя, как мы видим по международной реакции, взрослые с огромным удовольствием погружаются в этот мир детей и волшебного Поддиванья. Кроме этого, мы не идем исключительно по оригинальной истории, написанной моим папой – в сюжетную часть включены более сложные, взрослые темы, в том числе и проблема того, что отца у этих детей в данном случае уже нет. Поэтому мы рассчитываем, что VR-проект будет интересен и подросткам, и взрослым, так как они там увидят более серьезные вопросы, нежели просто добрую детскую игру.
Однако особенность производства такого контента заключается в том, что ничто нам не мешает адаптировать историю под более простой вариант –игру, где будет меньше сюжетных поворотов, но больше задачек и игровых механик. Кроме уже озвученного конструктора котика, мы придумали разные интересные занимательные задачки-паззлы, которые зрителям нужно будет решить, чтобы найти ту или иную игрушку, которую котик будет приносить детям наутро обратно под подушку. Таким образом, важный посыл нашего проекта (и довольно амбициозный) – мы не создаем один конкретный VR-сериал, VR-игру или анимационный фильм, это небольшая вселенная вокруг нашего главного персонажа – Мормотика и его друзей. И мы можем и пытаемся ее создавать без серьезных внешних инвестиций, потому что хотим показать, что даже небольшая команда может сейчас создавать такие проекты.
Не боитесь ли Вы, что за виаром, за стремлением к иммерсивности пропадет поэзия сказки про Мормотика? На первый взгляд кажется, что она такая по-хорошему бытовая и простая (скрывающая при этом огромный смысл), что чрезмерная выразительность, а уж тем более VR, не смогут передать того, что в нее было заложено.
Наиболее массовый продукт, который можно сделать из этого проекта – это традиционная анимация для обычных экранов, сделанная с теми же моделями и окружениями, что используются в VR-игре. И вот как раз этот анимационный продукт должен быть рассчитан на младших детей и быть максимально простым и мудрым, близким к папиному оригиналу. Думаю, то что в VR я усложняю это дополнительными смыслами, связанными с моими переживаниями об утрате папы, только обогащает проект. Но и оригинальная сказка должна быть создана, при этом должна быть максимально доступной широкому кругу зрителей.
Как планируется адаптировать сериал под широкую аудиторию? Есть ли сейчас какие-то стриминги, позволяющие смотреть VR-фильмы?
Самая большая проблема сейчас – это выпустить «пилот» традиционного анимационного фильма, так как в одной серии он должен рассказать всю сказку. Дальше хотелось бы, чтобы к проекту и его успеху (а все-таки отбор VR-проекта в Канны – не самая частая история в России), подключились действующие крупные анимационные студии и подхватили проект в формате сериала, ведь у Мормотика может быть еще много поучительных и интересных приключений, в которых могут быть отражены другие проблемы, возникающие у детей: непонимание родителей, буллинг в школе, решение каких-то элементарных ошибок. К сожалению, у меня не сохранилось ни одного письма от детей, которые писали папе. Но впечатление, которое у меня осталось от прочтения тех писем в середине 90-х, все еще свежо: дети делились проблемами, о которых они не рассказывали ни друзьям, ни взрослым, но готовы были поделиться с котиком из газеты. Так как я много лет создаю кампании социальной рекламы для Детского телефона доверия, думаю, что мы можем создать действительно полезный анимационный сериал, проговаривающий через смешные и забавные приключения Мормотика и его друзей модели решения разных проблем. А VR в этом всем будет ярким и мощным дополнением. С другой стороны, на международной арене и международном рынке (например, в Китае и США) VR может быть ключом к выходу к аудитории, которая узнает о персонаже и уже тогда захочет посмотреть его анимационные приключения на обычных VOD-платформах и телеканалах.
Как Вы оцениваете будущее проекта? Насколько мне известно, пока закончен только пилотный эпизод. Сколько всего будет серий?
VR-проект не будет слишком длинным: традиционный формат таких фильмов-игр – около 30-40 минут игрового времени в VR. Изначально планировали три эпизода, но потом поняли, что модель в VR может не оправдаться. Пилотный эпизод у нас был на 7 минут, потом мы его чуть дополнили и он стал 15 минут – это примерно половина оригинальной истории. Сейчас мы работаем над вторым эпизодом, заканчивающим арку оригинальной сказки. После этого мы объединим первый и второй эпизоды и выпустим как единую игру. Если же в процессе поймем, что историю можно расширить еще на один эпизод, то все-таки вернемся к трехчастной структуре. Но создать сразу всю сказку целиком нам крайне сложно – именно поэтому мы и пошли в эпизодический формат.
Однако важно не количество серий, а их формат. Как я и сказал, будет VR-история с более сложной, «взрослой» проблематикой, будет VR-игра с оригинальным сюжетом и большим количеством мини-игр, а также будет фильм в формате «360», сферическое видео, которое позволит продолжать показывать эту историю в VR-шлемах, но уже в формате непрерывной анимационной истории с возможностью смотреть по сторонам. Как я и говорил, сама концепция использования «игровых движков» позволяет нам сделать и AR-помощника для телефона, куда можно перенести мини-игры. Ну и, конечно, анимационный фильм по базовой истории с возможностью его расширить в сериал. Такого плана, думаю, достаточно еще на пару-тройку лет работы.
Почему был выбран именно формат сериала, а не полнометражного фильма? Чтобы сохранить флер периодичности, который был у самих сказок, выходивших в формате еженедельной рубрики?
В VR нет формата «полнометражного фильма», да и сама по себе сказка – это всего 6-7 минут экранного времени, не больше. И если с VR сериализация связана просто с тем, что чтобы сделать проект целиком, нам сначала нужно показать, что мы уже что-то сделали и это выглядит хорошо (тогда к этому подключаются и другие деньги), то с обычной анимацией, которую мы бы очень хотели сделать – тут вы правы, мне бы очень хотелось сохранить легкость папиной концепции еженедельной рубрики, когда в каждой серии рассказывается история о поиске решения той или иной проблемы, становящейся полезным советом для детей и их родителей.
Автор: Максим Начинов
Фото из личного архива героя