«Добрый день! Я ваш лечащий патологоанатом».
(народный афоризм)
Трудно было найти эпиграф, наиболее точно передающий смысл выставки Body Worlds, которая совсем недавно под критику традиционалистов открылась в Москве в павильоне ВДНХ. Большая часть жителей столицы уже подготовленная разного рода провокациями, встретившая ни одну скандальную экспозицию, приученная скорее к полному равнодушию, чем толерантности, вообще не заметила проекта с таким не плохим, но довольно банальным названием. Другая часть выстроилась в очередь и, по словам очевидцев, чуть ли не штурмует павильон старейшего экспозиционного центра.
Признаться, за названием «Мир тела» могло скрываться все, что угодно. Ненавязчивое словосочетание, несмотря на прямолинейность, вызывает любые ассоциации, кроме тех, что хоть немного совпадали бы экспонируемым. На выставке показаны специально обработанные трупы людей, чья обнаженная мускулатура, а в некоторых случаях внутренности, повергают зрителя в шок. Экспонаты – это реальные тела, пожертвованные своими хозяевами-донорами ради этого проекта и обработанные по всем правилам пластинации.
Автор незабываемого (в прямом смысле слова) проекта немецкий хирург Гюнтер фон Хагенс, его выставка путешествует по миру уже больше 20 лет и уже заезжала однажды к нам.
«Всемирно известная научно-познавательная выставка, которая отправляет посетителя в незабываемое путешествие в человеческое тело. Она позволяет понять его сложную структуру, объясняет функциональность и взаимодействие отдельных систем и органов понятным для всех способом», - говорится на сайте (орфография и пунктуация сохранены).
«Позволяет понять … понятным для всех способом» - обещают организаторы. Однако часть жителей столицы и других городов нашей Необъятной все же не поняли, зачем им решили рассказать о теле именно ТАКИМ способом.
Думаю, что повтор в пресс-релизе совершенно не случаен, автор этих строк как бы убеждает сам себя, что мол «дело-то понятное», сам в этот момент, пытаясь постичь замысел немецкого врача, которого в народе уже прозвали «Доктор смерть».
Некоторые создатели заметок, блогеры и посетители выставки, видимо, памятуя, что все самое провокационное в этом мире исходит от представителей мира искусств, назвали экспонаты шедеврами, а самого доктора – художником. Однако если даже на секунду попытаться перенести Body Worlds в плоскость искусства, будет очевидно, что приемы вторичны, а смысл утрачен в погоне за шокирующей манерой исполнения.
Даже самые хулиганистые художники, к примеру, Демиен Херст, ни разу не попытались подкинуть нам человеческий труп в погоне за выражением своего отношения к такому экзистенциалу как смерть. Когда с легкой руки британца в боксах с формалином оказались корова и акула, все поняли тяжесть мыслей великого гения, еще раз, теперь уже на свой манер, сказавшего толпе «Memento mori».
Однако считать объекты Гюнтера фон Хагенса произведением искусства мы можем с той же долей вероятности, что и Анатомический атлас – краткой историей искусств.
Это подтверждает и то, что в экспозиции Body Worlds полностью нивелируется все личностное и индивидуальное. На примерах каких-то обезличенных тел нам хотят рассказать что-то про нас самих… Вы серьезно? Человек – венец творения Бога – неожиданно предстает набором из сосудов, кишок, мышц и прочих медицинских терминов. Доктор будто отказывается признавать ценность человеческой жизни как феномена и чуда, поскольку для всех с позволения сказать «героев» этой выставки именно смерть стала апофеозом, искусственно продлив мнимое бытие.
В 21 веке мы имеем возможность передать все показанное из разнообразных материалов, имитирующих реальное тело, но Хагенс не желает идти в ногу со временем. Наоборот его увлекает первобытное чувство страха, которое испытывает человек от ощущения присутствия смерти. Именно эта грань, по которой нам предлагают пройтись, провоцирует в человеке самые простейшие природные инстинкты, никак не связанные с его просвещением или ЗОЖ.
В воскресенье (прямо перед Великим постом) на выставке в обморок упал ребенок. Активисты призвали закрыть экспозицию как опасную для здоровья, хотя по иронии судьбы, со слов организаторов, выставка преследует цели прямо противоположные.
В целом изучение человеческого тела – дело важное и благородное, а пропаганда здорового образа жизни неизбежно приводит к повышению средней продолжительности жизни на планете. Однако даже если мы примем во внимание, что это просветительский проект, нужно признать, что он идет против существующей веками традиции предавать тело земле. В Христианской религии такая традиция отражает откровение о происхождении человека из глины. В Библии, в книге «Бытие» есть следующие слова, которые говорит Бог, устанавливая для нас некий непреложный порядок: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (3:19).
Приняв это во внимание, становится понятно, что люди, свято верующие в Слово Божие и его обетования, не могут с восторгом принять выставку, утверждающую совершенно обратный принцип. Есть в этой экспозиции и ссылка на языческую традицию, когда-то древние народы мумифицировали тела правителей и знати, основываясь на собственных представлениях о жизни после смерти, однако, все же погребали тела в специальных гробницах, придавая всему этому сакральный смысл. Для них, в отличие от Хагенса, была важна тайна и личный покой усопшего.
Вообще то, почему выставить столько трупов в центре Москвы оказалось делом нехитрым, нужно тоже понимать. Еще сравнительно недавно в самом сердце столицы – на Красной площади – мы наблюдали такие же очереди из желающих посмотреть на вождей-покойников. Остается только догадываться, какие чувства, концепции или желания двигали этими людьми… и теми, кто предложил такой «аттракцион».
Сохранение биологических образцов для продвижения науки вперед и обучения медиков никогда не вызывало критики, поскольку не предполагает выхода за рамки кабинета. Но музеефикация человеческого тела в просветительских целях, для выставления на обозрение широких масс – дело совершенно другое. Либерально настроенным персонам критика в адрес выставки дает повод вновь заявить о том, что представления критикующих архаичны и спекулировать такими понятиями как «толерантность» и «прогресс». Однако противоестественность происходящего подтверждает хотя бы тот факт, что, знакомясь с научным содержанием экспозиции, ребенок потерял сознание.
Конечно, мы помним, что у каждого человека есть возможность выбора – посетить эту выставку или нет, со всем уважением к персональному выбору остается надеяться, что он будет верным. Посему, если вы согласны с тем, что ваш лечащий врач – патологоанатом, добро пожаловать в этот дивный новый мир Гюнтера фон Хагенса.
Текст: Анна Ленгле специально для ИА "Повестка дня". Изображение: Иероним Босх, Страшный суд, фрагмент, Академия изобразительных искусств, Вена.