Временной интервал между несанкционированными акциями протеста 23 и 31 января настолько незначителен, что я не вижу смысла в очередной раз комментировать все минусы и негативные последствия для участников акций и государства.
Имеет смысл обсудить обратную сторону этого протеста.
Люди вышли «погулять» по абсолютно разным причинам. О своей актуальности напоминает социальное напряжение, обусловленное пандемией, безработицей, низким уровнем зарплат и социальных выплат, а также увеличением разрыва между самыми богатыми и самыми бедными. Активные представители общества готовы открыто заявить о своем несогласии с работой представителей власти, прямо говорят о своем протесте. Объективность этих убеждений необходимо разбирать отдельно.
Свое отражение среди подростков находит новая культурная основа в виде социальных сетей. Часть «протестантов» единственной целью видело записать оригинальный контент. В чем-то жестокий, в чем-то преступный, что только повысит рейтинги при его просмотре. Записанное видео может служить иным недобросовестным целям.
Другие и до протестов, и после них, грезят идеями поделить «богатства страны» между всеми «идейными» поровну, а точнее соразмерно их вклада в «дело борьбы». Не желая понимать причины, последствия, результат, а главное цену, заплаченную за революцию столетней давности, они вновь пугают мятежом.
Кроме них есть: случайные прохожие; люди ищущие общности с другими независимо от повода; пытающиеся самореализоваться за счет дебоша и драк с полицией и прочие, прочие, прочие.
Всегда нужно отделять зерна от плевел. Мало кто будет спорить о необходимости противодействовать тем, кто пытается расшатать и разграбить страну. Но в этой толпе необходимо обратить внимание на тех, кто хочет и готов прикладывать силы в вопросе улучшения страны. Активных представителей (не крикунов, но конструктивно мыслящих) можно привлекать к работе в качестве своего рода «аудиторов» в наиболее коррупциогенные сферы деятельности.
Важно помнить, что попытка самоустранения общества от внутригосударственных процессов может привести к переходу власти от молчащего большинства к истерично кричащему меньшинству.
Антон Боровихин