
Прошлый год принес любителям кино расцвет стриминговых платформ, с одной стороны, и закрытые кинотеатры – с другой. В то же время кинопроизводство шло своим чередом – менялись лишь способы донесения фильмов до зрителя. Актер и продюсер Александр Златопольский рассказал ИА «Повестка дня», как пандемия отразилась лично на нем и на отрасли в целом, а также поделился планами на 2021 год.
2020-й не был простым ни для кого, и, конечно, не был таковым для киноиндустрии. Как лично для тебя прошел этот год?
Год был насыщенным, несмотря на все кризисы и ограничения, пандемию и так далее. Он начался с Берлинского кинофестиваля, который никто не отменял, он был в феврале прошлого года. Потом у меня были встречи еще в ряде стран, и как раз в середине марта я вернулся в Москву, все приостановилось, и как раз появилось время для того, чтобы дистанционно работать со сценаристами, партнерами и готовиться к новым проектам.
А в Берлине ты был в качестве зрителя или представлял какой-то фильм?
В Берлине мы встречались с партнерами по фильму «Селфимания». Изначально он должен был состоять из нескольких новелл, в том числе нашей, под названием Angel’s Fall («Падение ангела») с участием американского актера Луиса Мэндилора, роcсийских известных артистов: Сергея Белоголовцева, Сергея Дорогова. Затем мы концептуально разошлись с итальянцами, которые были главными инициаторами фильма. Мы разошлись во мнении в плане того, как объединить эи новеллы и из каких конкретно новелл фильм будет состоять. Итальянцы предложили свою версию, в итоге они с их новеллой, с итальяно-российской новеллой, с австрийской и с американской новеллой – это отдельный фильм «Селфимания», он уже был представлен на фестивале в Риме и будет в этом году на Берлинале. Там я остался просто продюсером. Из этого фильма мы вышли с нашей уральской новеллой и британской, соответственно, в этом фильме будут еще две новеллы, в континентальной Европе и в Англии. Но это будет уже другой фильм. Он будет о кризисе среднего возраста, возраст главных героев – 40+ лет. Одна новелла – кризис в личной жизни, другая – в творчестве, третья – в бизнесе и так далее, в разных жанрах. Сценарии, насколько я знаю, уже готовы. Мы готовимся в этом году их снять и уже сделать полнометражный фильм.
А в целом, сказался ли как-то ковидный кризис на киноиндустрии? Складывается впечатление, что либо больше компаний и режиссеров стали уходить из обычного прокатного кино в стриминги, либо кино действительно стало меньше.
Не могу сказать, что пандемия негативно отразилась на моей творческой деятельности. Что касается режима самоизоляции, то я и так собирался побыть дома. А вот как раз начиная с июля-августа я активно включился в деятельность: был и круиз, и встреча с Михаилом Сергеевичем Боярским в Питере по поводу фильма «День отца», и съемки в новой российской военной драме «Солнце будет завтра», и «Кинотавр» с фильмом «Конференция», и съемки в новом фильме «История про волшебного оленя». То есть это был позитивный год в плане творческой жизни, несмотря ни на что.
Трудности испытали те, кто вложился в рекламу и чьи фильмы не смогли выйти в прокат. Конечно, у них были финансовые проблемы. А у нас – фильм «Конференция» только сейчас выходит. А вот на фильме «В тылу врага» (британская военная драма) пандемия как раз отразилась. Он вышел в разгар пандемии, 9 мая, когда все было закрыто. По этой причине он вышел не в кинотеатрах, а на онлайн-платформах. В этой картине я не продюсер, а только актер, но нельзя сказать, что мне без разницы. Мы с продюсером Томом Джорджем в хороших, дружеских отношениях, с ним как раз мы работаем над нашим киноальманахом.
Но все-таки фильм приняли хорошо, несмотря на то, что прокат был закрыт и смотрели его только онлайн?
Лично мне писали достаточно позитивные отзывы на этот фильм, в том числе про актерскую работу, причем про российских актеров, про нашу команду. А ведь там играют и Джон Ханна, известный по «Мумии», и Эд Вэствик из сериала «Сплетница». Это, конечно, не блокбастер с Брэдом Питом и многомиллионным бюджетом. Бюджет у ленты в районе 3 миллионов евро – по меркам мирового кино это малобюджетная история. Но она и по сюжету не предполагает масштабного экшна – она достаточно камерная, локальная. По сюжету посланы две команды спецназа, одна из Англии, другая из России, в Польшу. У нас одна и та же миссия – выкрасть из рук фашистов ученого, который разрабатывает атомное оружие. В целом картину хорошо приняли.
На Западе из-за локдауна кинопроизводство уже потихоньку переходит в онлайн. Все элементы фильма, которые можно сделать удаленно (саундтрек, монтаж, скриптрайтинг), стараются делать удаленно. Замечаешь ли ты такую тенденцию в России?
Возвращаясь к фильму «День отца», [семейная комедия, которую будут снимать на Урале [2] – прим. ред.] , в котором я занимаю одну из ключевых продюсерских должностей, помимо того, что я там один из главных героев – у нас активно шла работа и онлайн, и офлайн: мы встречались в доме одного из продюсеров со сценарной группой, выходили онлайн с Андреем Рожковым по той причине, что мы не находимся в одном городе. Конечно, какие-то вещи происходят дистанционно. В какой-то период мы общались, естественно, по телефону, по видеосвязи, не из-за пандемии, а просто ради экономии временных ресурсов. Опять же, Наталья Цветкова сейчас в Англии, Андрей Рожков – в Екатеринбурге, сценаристы в разных городах, а иногда и в разных странах; я в Москве. В то же время у нас идет работа по подготовке к фильму, обсуждение сценария, какие-то оргвопросы, мы просто выходим в зум и обсуждаем все это. На качестве это никак не сказывается абсолютно.
То есть, кинопроизводство частично идет в онлайн-режиме. А что с дистрибуцией кино? Считаешь ли ты, что стриминг рано или поздно вытеснит традиционный прокат?
То, что многие фильмы выходят на платформах и количество этих фильмов растет – это факт, с этим сложно спорить. Но это абсолютно не значит, что кинотеатры в ближайшем будущем опустеют или утратят свое значение. Кинтеатры были, есть и будут. Туда люди приходят, чтобы провести вечер с любимой женщиной или пойти всей семьей на фильм, это совсем другое восприятие, другие эмоции, другие впечатления. Многие фильмы в принципе предназначены именно для большого экрана. Поэтому он никуда не денется, как нам подсказывает просто здравый, объективный анализ.
Какие фильмы прошлого года ты бы назвал лучшими?
Я смотрю очень много фильмов, но так как я весь сосредоточен на фильмах, в которых я принимаю участие, то сложно все вспомнить. Я, например, не так давно в кинотеатре посмотрел фильм «Довод» и обсуждал с партнерами его, в частности, с продюсером Владиславом Пастернаком. Оценки очень-очень крутые. Причем от сюжета, сценария, игры, режиссуры до каких-то тонкостей. Он, что называется, бьет по всем фронтам. Показательно, что даже музыкальное сопровождение в нем – неотъемлемая часть видеоряда. То есть он воздействует на все органы чувств, и он настолько гармоничен, идеален. И мне он в принципе тоже понравился. Но нужно помнить, что когда я смотрю фильм, я не смотрю его не как кинокритик, сценарист или режиссер – я актер. Я, конечно, стараюсь смотреть кино как зритель. Еще я не так давно посмотрел фильм «Евровидение»: такая смешная, легкая комедия про то, как несмотря ни на что нужно идти к своей мечте. Мне и тема эта очень нравится, она мне близка.
Расскажи про свои творческие планы. В каких проектах ты сейчас принимаешь участие как актер и как продюсер? Когда ждать фильмы с твоим участием?
Весной продолжатся съемки фильма «История про волшебного оленя». Это доброе семейное кино, я в нем играю доктора. Пока был только один съемочный день; снимали в Москве, в больнице. Мой персонаж, как обещал режиссер, еще появится. Ему понравился мой образ, как я его сделал, и он хочет придумать мне историю не только в реальности, но и в сказочном пространстве этого фильма (там есть сказочный мир, а есть реальный). Режиссер – Александр Сюткин, мы с ним давно знакомы, он уже в третьем поколении работает в киноиндустрии. Его дедушка, кстати, принимал участие в создании фильмов про Шурика. А организаторами фильма выступили Евгений и Екатерина Максимовы, владельцы сети модельных арт-агентств Celebrity Model Group, они, как и я, из Екатеринбурга.
Весной у меня на самом деле целый ряд фильмов. Я принимаю участие как актер и как продюсер в фильме «Пласт». Съемки продолжатся примерно в апреле в Калининграде. Это криминальный триллер, там в главных ролях Вдовиченков, Маковецкий и Кирилл Кяро, а я там играю барыгу. С Вдовиченковым мы говорили в Сочи про этот фильм (он был в жюри на «Кинотавре»), и он очень позитивно о нем отзывался.
Также в этом году должна выйти картина «Солнце будет завтра». Это мой второй военный фильм, и я получил колоссальное удовольствие на съемках: может, потому что мы все в детстве играли в войнушку и сейчас двойной кайф, когда ты как бы возвращаешься в детство, только все уже почти по-настоящему. Здесь уже не эпоха Второй мировой войны, здесь военный конфликт 90-х лет. Если кратко, фильм о том, как война разрушает жизнь, судьбы людей, оставляет незаживающие раны. При этом с ним у меня связано очень много курьезных моментов.
Например?
Перед поездкой на съемки я получил небольшую травму и эту боль играл в кадре. Режиссер спрашивает: «Болит нога?». Я говорю: «Болит». А по сюжету меня ранят в руку, но он говорит: «Пуская еще и нога болит». А когда я записывал пробы, то меня даже забрали в полицию – настолько мы вошли в кураж. Снимали во дворе, на улице, и я был с детским пистолетиком. В полиции долго устанавливали, кто я, что я, а потом попросили автограф. А на следующий день попросили принести этот пистолетик. Когда увидели, что он игрушечный, начальник РУВД спросил, зачем меня вообще привозили. Сами посмеялись, но пистолетик конфисковали…
У режиссера фильма, Роберта Дэфа, уникальный подход к работе с актерами. Он категорически против даже малейшего намека на игру, он сторонник естественного пребывания в кадре, как будто ты читаешь текст. Кстати, продюсеры в этом фильме, Катерина Михайлова и Константин Фам, это продюсеры фильма «Конференция», про который мы много говорили. Надо им отдать должное, что они снимают такие социально значимые фильмы на важные, актуальные темы.
Сейчас мы с другими продюсерами готовимся к созданию новых фильмов на Урале и будем рады сотрудничеству с новыми партнерами: различными компаниями, брендами, бизнесменами и инвесторами, которым интересно кино.
И в завершение – что ты хотел бы пожелать нашим читателям в новом году?
Здоровья, в первую очередь! Юмора, творческой реализации, веры в чудеса и сказку, которые иногда все-таки имеют место не только в кино, но и в реальной жизни.
Текст: Максим Начинов
Фото из личного архива героя