Уходящий год продолжает радовать нас качественным российским кино. На экраны выходит картина «Сентенция» Дмитрия Рудакова, посвященная последним дням мастера лагерной прозы и поэзии, «старшего брата» Солженицына – Варлама Шаламова. Мы застаем писателя уже после возвращения из ссылки, в доме престарелых, где литературовед (Федор Лавров) и его приятель (Павел Табаков) пытаются по крупицам собрать материал для «Колымских рассказов» и записывают его последние стихи.
Напряженные сцены, часто снятые одним кадром; кропотливая работа с шумами; немногословные диалоги – многое выдает в фильме 2020 год, но в то же время он кажется по-советски родным и знакомым. Этой задаче, стилизации под советское кино 80-х, подчинены и сдержанное цветовое решение, и плоский кадр, и даже лица героев – как рассказывает режиссер, Павел Табаков получил свою роль не в последнюю очередь благодаря своему лицу, напоминающему героев той эпохи.
«Нам [с оператором Алексеем Филипповым] было понятно, что фильм должен производить такое впечатление, будто он снят в прошлом веке, о нем все забыли и положили на дальнюю полку, он там в пыли пролежал — и вот этот фильм нашли, и он производит на тебя какое-то странное впечатление», — пояснил режиссер, представляя фильм в Екатеринбурге.
В то же время мизансцены, актерская игра и диалоги подчинены совершенно другой задаче – перевести на язык кино «дух Шаламова». В каждом кадре, как и в жизни писателя, присутствует борьба. Александр Рязанцев, малоизвестный широкой публике, очень тонко и правдиво передает образ человека, изо всех сил цепляющегося за жизнь, с которой его связывают только почти уничтоженное, костлявое тело и стихи.
Последние с огромным трудом и записывают герои Лаврова и Табакова, работающие даже не из энтузиазма, а из чувства долга, ради сохранения Шаламова в литературном пространстве. Заново открыт Шаламов был несколько позже, более того, это открытие происходит по сей день, но без литературоведа Александра Морозова (который послужил прототипом для героя Лаврова). Как знать, возможно, Шаламов был бы забыт на очень долгое время.
Соотношение биографического и вымышленного в фильме — скорее в пользу первого, но «Сентенция» — не байопик как таковой. Слишком короток отрезок времени, в который мы видим героя, слишком не показательны обстоятельства этого отрезка. Возьми Рудаков самый жесткий, лагерный период жизни Варлама Шаламова, сюжет вышел бы тяжеловеснее и, с какой-то стороны, интереснее. Но он потребовал бы и гораздо больших затрат (бюджет картины — 25 миллионов рублей). А потому «Сентенция» — больше зарисовка, чем байопик.
Само название несет в себе два основных смысла: один — предельно ясный, второй — немного абстрактный. С одной стороны, «сентенция» — это приговор, в случае с Шаламовым — приговор суда и приговор судьбы. С другой, «сентенция» — это высказывание, мнение. То, что Шаламов сумел выразить даже в тех обстоятельствах, в которых у многих оставались силы только на молчание. Более четкий ответ на вопрос, что же здесь значит «сентенция», мог бы дать одноименный рассказ писателя, из которого отчасти и вырос фильм.
За последнее время это уже второй ученик Алексея Учителя, презентующий свою самостоятельную работу: в октябре дебютировал Юрий Филиппов, представитель предыдущего выпуска ВГИКа. При этом ничего общего между двумя картинами нет. Возможно, потому что сам Учитель, будучи продюсером в «Китобое» и худруком в «Сентенции», почти не вмешивается в творческий процесс.
«На самом деле не было его [Учителя] прямого участия, все художественные решения принимал я самостоятельно, и я не чувствовал никакого давления, можно сказать, был сам себе хозяин. Конечно, было важно утвердить кастинг, но, поскольку я изначально подошел к этому ответственно и мы очень многих людей отсмотрели, он всех утвердил», – рассказал Дмитрий Рудаков.
Именно благодаря самостоятельности режиссера фильм совсем не отдает академичностью. Лента получилось яркой, сильной, но, что называется, нишевой. Такие фильмы не сразу и не везде находят своего зрителя, потому что требуют внутренней работы и душевного отклика. Но в этом и есть вся прелесть независимого кино.
Текст: Максим Начинов
Фото: скриншот официального трейлера [2] фильма "Сентенция"