2020 год стал не только високосным. Он, похоже, стал самым конфликтным на постсоветском пространстве за недавнее время. Возобновление конфликта в Нагорном Карабахе, а по факту практически война между Арменией и Азербайджаном с применением самых современных вооружений и попыткой вовлечь в него другие страны. Очередная «революция надежды» в Киргизии и «послевыборные» волнения в Белоруссии. И это события только этого года. За время после распада второй супердержавы мира произошло, к сожалению, немало таких событий. А 8 декабря исполняется уже 29 лет с момента подписания Беловежских соглашений. Так официально именуется «Соглашение о создании Союза Независимых Государств», где констатировалось прекращение существования СССР и создание СНГ. Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков поделился с ИА «Повестка дня» своими воспоминаниями о том времени создания новых государств на обломках великой страны. Редакция приводит текст автора без изменений.
Честно говоря, будучи жителем тогдашнего Свердловска, а ныне Екатеринбурга, я мало разбирался в отличиях азербайджанца от армянина. Хотя учился на «четверки» и «пятерки». Ну армянин, ну азербайджанец, откуда-то с Кавказа. Мало их было на Урале, да и то, в основном, на рынках. Даже годы, проведенные в армии, не особо продвинули меня в этом смысле. Кстати, жители из различных республик нынешней Центральной Азии также казались мне плюс-минус на одно лицо. В июне 1991 году я был выпускником факультета журналистки Уральского государственного университета им. А.М. Горького, был июнь. Незадолго до этого, в марте 1991 года прошел референдум о сохранении СССР. Прежняя нерушимая скала, каким казался Советский Союз, начала рушиться. Удивительным для нас, студентов, было уже то, что в референдуме отказалось участвовать шесть республик – Армения, Грузия, Молдавия и три прибалтийских «сестры» Эстония, Литва и Латвия. Как могло в стране Советов вообще произойти такое? Но это оказалось не единственным событием этого удивительного года. В августе произошел путч с созданием ГКЧП, которому совсем недолго удалось «порулить» второй крупнейшей державой планеты. А завершился год вообще неординарным событием – так называемым Беловежским соглашением, подписанным 8 декабря. Многое было не ясно, но стало понятно, что жить мы будем в другой реальности – СНГ. Никто не знал, что это такое и чем это будет отличаться от СССР. Но, главное, все думали – самостоятельность и независимость теперь приведут к всеобщему счастью всех жителей бывших республик. Кстати, смотрю на карту – где это Беловежская пуща? Вот она! В Белоруссии. Кстати, чем она, Беловежская пуща, знаменита? И почему именно там собрались руководители России, Украины и Белоруссии. Оказывается там наиболее крупные остатки первобытного реликтового леса. Ничего себе! А я не знал.
Осень 1991 года. Я в командировке в Риге. В кафе пью кофе. Девушка рядом говорит, что с нового года мы будем жить уже в разных странах, но дружить все равно будем. Задумываюсь. Надо запомнить точно все названия новых государств и их столиц. Итак, будут три новых государства. Раньше у нас все это называлось просто – Прибалтика. Будет Латвия, я сейчас в ее столице – Риге. Что-то идет на память. Песня Кузьмина про Симону, «девушку моей мечты» - «на Рижском взморье воздух свеж, там бродит ветер моих надежд». Еще рядом Таллин или уже Таллинн в демократическом варианте. Это столица Эстонии. Еще рядом Литва, у нее столица Вильнюс. Вроде бы запомнил. Интересно, а Юрмала – где? Там еще любит петь Лайма Вайкуле. Это ведь тоже Прибалтика. Юрмала – это, оказывается совсем недалеко от Риги. Значит, Латвия. Наконец-то, разобрался. Хотя, сейчас ловлю себя на мысли, что до сих пор иногда путаю Латвию и Литву.
В информационном поле замелькали слова Гудаута, Сухуми, Гагра, Батуми. Раньше эти слова вызывали невольную зависть советского человека. Эти места где-то на юге, на сказочном морском берегу, где пальмы и песок. Обычные трудящиеся в Советском Союзе, желающие отдохнуть на Черном море, могли претендовать максимум на Сочи и Адлер. Я там тоже был в студенческие годы. Все остальные достоинства черноморского побережья, в том числе Абхазии, входившей тогда в Грузию, были, в основном вотчиной номенклатурных санаториев (проще говоря, Управления делами ЦК КПСС) и «Интуриста». Но мне не довелось быть сыном партийного руководителя. Можно ли было предположить, что именно эта земля станет местом кровопролитных боев между, как я тогда считал, двумя родственными народами – грузинами и абхазами. Советское телевидение было всегда «заточено» на позитив, негатив есть только на «загнивающем» западе. Телевизионная картинка оттуда бросала в шок - бои в здании Правительства Абхазии в Сухуме, в грузинском варианте - Сухуми. Да, Сухум и Сухуми – именно там снимался фильм по мотивам произведений Фазиля Искандера «Маленький гигант большого секса», главную роль в котором играет Геннадий Хазанов. И там сейчас война? Вот это место на карте, прямо на берегу моря. По телевидению кадры с погибшими, обычные люди. Сейчас все ясно – вот сюда подошли грузинские войска, дальше Гудаута, потом Пицунда, дальше Гагра. Что-то знакомое. Да есть такой фильм Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Неужели война дойдет до этого места? Как же абхазы и грузины раньше жили вместе? А еще появляется Южная Осетия – вот он Цхинвал, Аджария – вот Батуми, там тоже не все спокойно. Сейчас понятно, что и где происходит.
Параллельно, здесь же, на Кавказе идет другая война. В Нагорном Карабахе. Ищу и это место на карте, как и дотоле неизвестный город Степанакерт. На большой карте у меня дома этого города не было и пришлось лезть в географический атлас. Нахожу. Рядом Иран. События, события, события. Из-за чего война, чем армяне отличаются от азербайджанцев? Фрунзик Мкртчян, он армянин, солнечный Дилижан, фильм «Мимино». Бакинская пахлава, армянский коньяк. Полад Бюльбюль-оглы, знаменитый и популярный у всех школьников Советского Союза фильм «Не бойся, я с тобой». Пластинки Бюльбюля-оглы у меня дома. Да, Азербайджан это еще и Муслим Магомаев. Смотрю на карту – здесь Ереван, здесь – Баку. Здесь Нахичевань, там тоже какие-то волнения. Картина проясняемся, места боев понятны. Не всегда понятно, из-за чего. Телевизионная картинка бесконечно показывает бородатых мужчин в камуфляже. Кто они? Армяне, азербайджанцы?
Да, столкновения в Молдавии, Вернее их стало две – обычная Молдавия и Приднестровская Молдавская республика. Где это точно? Вот Кишинев, вот Тирасполь. Здесь река Днестр, вроде как новая граница. Молдавское вино. И дорогой Леонид Ильич Брежнев тоже был из Молдавии. Всегда со счастливой улыбкой на фотографиях того периода. Это я помню из учебника по курсу «История КПСС». Еще виноград продавался в Свердловске молдавский. Да, Молдавия, это же вино и коньяк. Там сейчас идет тоже, что-то напоминающее войну. Сейчас понятна «линия фронта».
Еще Азия. Там тоже все неспокойно. Перестрелки в Душанбе, Душанбе – это столица Таджикистана. Вот этот город на карте. Рядом Киргизия, сейчас уже Кыргызстан. Рядом Узбекистан, Афганистан. На всех границах тоже не всегда спокойно.
Мы тогда не знали, что 1991 год будет началом долгого процесса новой «географии». Революции в Киргизии, события в узбекском Андижане и многое другое. Удивительно, но часто в качестве таксистов в новых постсоветских странах мне попадаются люди, заставшие эпоху «развитого социализма». В Ереване один из них по дороге из аэропорта показывал мне старые здания заводов, которые давно уже не работают. Он ностальгически вспоминал советское время, жалуясь на отсутствие рабочих мест. И почти совпало со словами таксиста, работающего на
Иссык-Куле. «Жаль, что здесь все позакрывалось, - сказал он мне. - Только летом на курортниках и можем заработать. А ведь все было. Сейчас кормит только натуральное хозяйство».Но это было в прошлом году, еще не високосном. Кто мог предполагать, что в 2020 году в Киргизии снова произойдет уже третья по счету «революция надежды», в Белоруссии начнутся регулярные акции протеста против итогов президентских выборов. А самое грустное в том, что снова в информационной повестке замелькали слова «Нагорный Карабах», «Степанакерт» и фотографии тысяч новых могил. И часто это люди, которые выросли уже после Беловежских соглашений и знающих об СССР из учебников. И где это происходит, искать уже не надо. Изменения происходят в онлайн-режиме. А «уроки географии» продолжаются уже 29 лет спустя прекращения существования «нерушимого» Советского Союза, возникли новые государства – Южная Осетия, Абхазия и Крым вошел в состав России. Еще появились ДНР и ЛНР. Подозревали ли об этом те, кто «подписывал приговор» СССР? Но СНГ, как ни удивительно, все еще существует, уже целых 29 лет, несмотря на все «уроки географии».
Текст: Андрей Русаков, Фото: Александр Исаков, Экспертный клуб Екатеринбурга