![](https://agenda-u.org/sites/default/files/field/image/yar_3473_1_0_0_0_0_0.jpg)
Несмотря на то, что популярность оппозиционных взглядов среди молодежи набирает обороты, эксперты констатируют кризис «левых» идей, равно как и партий. Некогда столп левого движения и его движущая сила – КПРФ – уже не отражает левых взглядов и не способна представлять интересы простых рабочих. Несмотря на остроту социальной повестки, в которой партия продолжает работать, дальше популистских лозунгов дело не идет. Привлекательные слоганы пока еще мобилизуют годами накопленный электорат, но избиратель уже осознает, что слово партийных лидеров расходится с делом. Экспертный клуб Екатеринбурга узнал у политологов, действительно ли в стране кризис левой идеологии и каково будущее коммунистической партии в России.
Размышляя о современном состоянии КПРФ, часть экспертов указывают на масштабный и пока еще не полностью растраченный партийный потенциал, – большая сеть сторонников и агитаторов, сплоченное электоральное ядро, партия имеет госфинансирование, освобождена от сбора подписей, а значит, представляет интерес для инвесторов, поскольку совершенно спокойно может делегировать в систему власти своих представителей.
«Популярность коммунистов объясняется снижением доверия к власти в целом, в том числе из-за непопулярных реформ прошлого года. Коммунисты смогли собрать все «сливки» с пенсионной реформы, выступая с идеей, пусть и не осуществившейся, проведения референдума против данной реформы. Социальная ориентированность людям симпатична, им импонирует некая народность и массовость, особенно в рамках нынешних антиистеблишментских настроений», – рассказывает политолог Александр Пирогов.
Однако добавляет, что ни КПРФ, ни другие представители системной оппозиции в России оппозицией, по сути, не являются.
«Ни одна партия не является серьезным ресурсом, в котором избиратели могли бы увидеть себя и образ будущего в тех программных заявлениях, которые принимают политические партии. Поэтому все прекрасно понимают, что необходимо реформироваться, но в каком виде это будет, идет поиск ответов», - заключает Пирогов.
Политолог Михаил Корабельников считает, что КПРФ переживает серьезный кризис – партийная верхушка не предлагает новых идей, к тому же поколение, на которое организация ориентировалась, постепенно уходит.
«Партия сама отдала два столпа своей идеологии: государственность в советском понимании забрала «Единая Россия», социальную справедливость – «Справедливая Россия», а проектную активность – так называемая несистемная оппозиция», - констатировал политолог.
Примерно также рассуждает директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков, с разочарованием признавая, что никакой программы у КПРФ нет.
«Эксплуатируя социальное недовольство, КПРФ привыкла к роли штатного оппозиционера, не выдвигая конструктивных идей развития регионов и страны. В конце концов, это удобно и не накладно. А то придется отвечать», - считает аналитик.
Еще один серьезный минус КПРФ – кадровый провал. Бессменному лидеру уже за 70, а на скамейке запасных никого.
«Зюганову 75 лет, а он является фактически главным «акционером» КПРФ и расставаться с «контрольным пакетом» он не намерен, потому что это приносит неплохой стабильный и гарантированный доход», - поясняет мотивацию лидера Александр Пирогов. Партии вождистского типа не терпят никакой конкуренции, никаких ярких персон, никакой возможности и даже теоретической вероятности на смену власти».
Выдвинутый кандидатом в президенты страны Павел Грудинин показал неплохие результаты, в первую очередь, потому что среди избирателей высок запрос на новые лица. Однако он, по мнению экспертов, оказался никому не нужен даже на уровне депутата Госдумы. Похоже, и правда, красный лидер Геннадий Зюганов расставаться с властью не намерен, а предприниматель Грудинин отыграл свою роль и больше не нужен.
Выдвижение весьма состоятельного бизнесмена на выборах главы государства – это вообще серьезный и яркий симптом. Может ли олигарх представлять интересы рабочих в органах власти? Эксперты разошлись во мнениях.
«Самое интересное, что КПРФ в выдвижении «буржуинов» на посты депутатов, губернаторов и даже президента не видит ничего необычного. Надо отдать должное, Геннадий Андреевич существенно развил идеи классиков марксизма-ленинизма, доказав, что любой миллиардер не чужд заботам о простом человеке, правда, обычно на время выборов», - скептически отозвался о данном факте Андрей Русаков.
В то же время политолог, представитель Фонда развития гражданского общества Сергей Новопашин не видит противоречий в выдвижении Грудинина от КПРФ.
«Гляньте в историю столетней давности: сын крестьянина генерал Деникин защищал интересы той самой буржуазии, являясь, как известно, одним из лидеров Белого движения в Гражданской войне. А две трети царской армии и офицеров-дворян служили в Красной армии, защищая интересы социальной справедливости. Я уже не говорю о той группе высших чинов генерального штаба Российской империи (в основном из разведки и контрразведки), которые и организовали Октябрьские события 1917 г., заключив соглашение с группой Сталина», – приводит исторические примеры спикер.
Однако на взгляд Сергея Новопашина кризис «левых» идей налицо, но проявляется он в другом.
«Под «левыми» в России сегодня в большей степени понимают как оппозиционеров или мимикрирующих под них, так и «молодых левых», отколовшихся от тела КПРФ. Что касается первых, так называемой «левой оппозиции», то сам факт ее и говорит о кризисе всего и вся. Идеология её нередко намешана из идей неоконов-троцкистов, анархистов и либералов в одном флаконе, и давно уже получила название «психотроцкисты». По сути, это «псевдо-левые». Что касается их сторонников из среды студенчества и молодежи в целом, то, увы, эти «театральные актеры», призывающие бороться с коррупцией или свергать законное правительство, становятся референтными персонами», - констатирует политолог. [2]
Социальный протест растет, но никто из ныне существующих партий не способен его возглавить. Эксперты считают, что КПРФ может реально встать во главе протеста только в том случае, если номенклатура партии откажется от частных интересов и будет работать на партийную программу. Пока же КПРФ не выполняет функции легализации социального протеста.
Политолог, директор Евро-Азиатского центра социальных исследований Сергей Стаценко считает, что в последние годы весь мир «полевел», однако, это относится лишь к внешним проявлениям активистов. Сущность же осталась правой. Получается, что мы живем в мире двойных стандартов, где люди правых убеждений провозглашают себя левыми в угоду моде.
«Что касается «левой идеологии» в России, то в ближайшие годы спрос на нее будет только расти. На идеологию, но не радикализм. Могут ли в этой среде появятся теоретики и практики уровня Ленина и Троцкого? Вряд ли. Власть и общество в России получили прививку от радикализма. Поэтому в среднесрочной перспективе «леветь снаружи» будут все – это общемировая тенденция», – констатирует Стаценко.
Как сохранить политическую стабильность и наполнить левую форму соответствующим содержанием? Ответ на этот вопрос политологи дадут на встрече Экспертного клуба Екатеринбурга сегодня вечером в Доме писателя.
Текст: Анна Ленгле специально для ИА "Повестка дня". Фото: Борис Ярков