В минувшее воскресенье, 13 октября, горожане решили судьбу кафедрального собора святой Екатерины, развязав тем самым гордиев узел, почти 10 лет не дававший покоя как сторонникам, так и «противникам» храма. За площадку на месте бывшего Приборостроительного завода (Горького, 17) отдано 57,66% голосов, территорию за Макаровским мостом выбрали 39,49% горожан, 2,85% бюллетеней признаны испорченными. Ведущие социологи и политологи Екатеринбурга уверены, что на сегодняшний день конфликт совершенно исчерпал себя и как благодатный информационный повод, и как инструмент политического продвижения.
«Опрос по месту строительства храма поставил точку в дискуссиях на тему строительства собора святой Екатерины, - заявил депутат городской думы Екатеринбурга Александр Колесников. - И это особенно отрадно, если вспомнить, что он возник не вчера. Вот уже несколько лет периодически предлагались места для его размещения, потом от этих идей отказывались».
По удачному выражению Александра Гавриленко, православного активиста, принявшего непосредственное участие в организации опроса, проигравших в нем не было (и не могло быть, поскольку хлопоты и затраты, связанные с покупкой участка у «Брусники» в случае его победы, с трудом можно было бы назвать проигрышем). Показательный акт демократии свершился, его результаты признали как «прохрамовые», так и оппозиционные наблюдатели.
Вернемся к формулировке «показательный акт демократии», которую мы нашли нужным употребить выше. Она вовсе не дискредитирует опрос, его результаты или организаторов. Напротив, она подчеркивает необходимость этой процедуры, максимально публичной и открытой. Даже ограниченность альтернатив (всего две) в этом опросе была кстати: она гарантировала, что то или иное решение горожан будет иметь под собой достаточно большой процент голосов и, следовательно, исключит возможность спекуляций на этой почве.
Показателен же опрос потому, что он продемонстрировал умение хоть и не совершенного, но достаточно зрелого и дипломатичного гражданского общества Екатеринбурга решать казусные конфликтные ситуации. Хотя именно президент РФ Владимир Путин подтолкнул власти уральской столицы провести опрос, его формат и организация стали результатом общих усилий православной общественности, администрации Екатеринбурга и активистов, выступавших против строительства собора. Это говорит о нашем умении вести конструктивный диалог и идти на компромиссы.
«Пройдя «через тернии» взаимных обвинений, общество понимает, что оно, хоть и состоит из людей разных убеждений, но при этом объединяется таким емким словом как горожане. Дальше будет проще, и мы научимся понимать друг друга – свою позицию, позицию другого, позицию власти, может быть, и без всяких опросов», - считает политолог, директор Центра евразийских исследований Андрей Русаков.
С последним пунктом на заседании «Экспертного клуба Екатеринбурга», где политологи и социологи обсудили итоги опроса, не совсем согласился Анатолий Гагарин, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов. По его мнению, опросы должны стать неотъемлемой частью жизни города и необходимым условием при принятии решений, касающихся большинства его жителей.
«Мы не всегда можем ощутить внутренние процессы, происходящие в обществе, которые могут взорваться. Нам необходима последовательность опросов самого разного калибра, которые помогут превентивно понимать общественное мнение, как оно настроено. К сожалению, мы сейчас утратили практику социологических опросов, которые позволяют понять, а что вообще хочет народ», - констатировал политолог.
Его поддержал Александр Белоусов, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН. Как заметил политолог, город нуждается в проекте открытой социологии, предельно прозрачной и позволяющей любому горожанину, в случае интереса, проверить анкеты. Его коллега, эксперт Фонда развития гражданского общества Сергей Новопашин добавил, что подобные опросы - часть повседневной жизни в странах Западной Европы, в то время как в России этот механизм находится на стадии внедрения.
«Для нас это новый опыт. И это замечательно. В этой связи я бы поблагодарил тех наших граждан, которые выросли в рамках «Белой ленты», а потом и протестов в сквере, тех, которые были против. Они подтолкнули именно к такому решению этого затянувшегося конфликта», - заявил политолог.
Время покажет, какой формат опроса наиболее подходит для выявления общественного мнения: вариант «выборов», проходящих под строгим общественным контролем и с использованием избирательных участков, или формат онлайн-опросов, наподобие исследований ВЦИОМ. Однако ключевой момент остается неизменным: процедура общественных слушаний по особо острым вопросам нуждается в доработке или переработке. За это говорит не только необходимость учета всех мнений, но и вопрос доверия горожан результатам слушаний.
Фото: скриншот видео. Текст: Максим Начинов.