
Намедни искусствоведы, философы, журналисты и другие представители общественности поговорили о ценности современного искусства и целесообразности используемых художественных средств. Заседание «Экспертного клуба Екатеринбурга» [2], организованное на площадке Уральской индустриальной биеннале в помещении бывшего кинотеатра «Колизей», прошло в жанре перфоманса. Нет, спланированным представлением (перформансом в классическом понимании) это не было, но эффект от происходящего весьма схож.
Несмотря на то, что все спикеры спорили, перебивая друг друга, и даже кричали, эта дискуссия – огромный шаг вперед, предвосхищающий те перемены, которые вскоре, возможно, произойдут в contemporary art.
Конечно, на площадке собрались люди с разными взглядами на культуру, но воспринимать их стоит не как людей с разными точками зрения, а скорее как людей с разной степенью толерантности, в том числе и по отношению к современному искусству.
Каждому из спикеров казалось, что он один против всех, никто его не понимает и не слышит, однако, наблюдая со стороны, легко заметить, что все эксперты говорили об одном и том же – о необходимости создания новой эстетики современного искусства, которая позволит не только осмыслять произведение, отыскивать идею, мобилизуя все свои интеллектуальные ресурсы, но и просто им любоваться.
Начали, конечно, «за здравие» Уральской индустриальной биеннале, справедливо наградив проект титулом одного из драйверов развития территории. От себя хочется выразить восхищение кураторами, из года в год они подводят мощные смыслы даже под весьма заурядные произведения, сообщая им энергетический импульс, которого те изначально были лишены. Ребята смело экспериментируют с площадками и программой, именно благодаря креативу организаторов Уральская биеннале собирает около 100 тысяч гостей.
Однако первый же выступающий (после приветственных слов) сбил заявленный пафос, и его трудно в этом упрекнуть, настолько искренне он говорил. По интересному совпадению первым о современном искусстве высказался известный телеведущий и продюсер Иннокентий Шеремет. Для тех кто, возможно, не знает (хотя таких, наверное, нет) отмечу, что это журналист-перформер, каждое выступление которого реальное представление, он любит эпатировать, а главное – умеет выступать.
Взяв слово, инфлюэнс завил, что все современное искусство, представленное в его родном Екатеринбурге – полный «тухляк» и второсортица. (Здесь должны были прозвучать аплодисменты, но в творческой нарциссичной среде не принято хвалить соседа, поэтому никто не хлопал).
«Основная проблема современного искусства в том, что много второсортного. Сильных вещей нет. Все эти второсортные штуки отбивают желание смотреть современное искусство. Большая часть представленного у нас, не рождает эмоций», – с досадой констатировал Шеремет.
После этого совершенно неожиданно для всех Иннокентий сказал, что вообще-то ему нравится современное искусство, шедевры которого он смог оценить в лучших музеях мира, и предложил привозить на уральскую биеннале настоящих звезд.
Об этой же проблеме – профанации и дилетантстве – не менее жестко высказался Евгений Фатеев, куратор фестиваля «Стенограффия» в Екатеринбурге. На правах инсайдера он заявил, что современное искусство по большей части «туфта», и это не его оценочное суждение, а глобальная проблема, которую нужно признать и решать. Один из аспектов этой проблемы – уход художников в политическую и рекламную плоскость.
«Это не художники, а политики, они живут по законам политики, реализуют эти законы. Художники в последние годы живут по законам креативности и рекламной индустрии. Бэнкси сделан по законам рекламного принта. Но рекламный принт во времени живет очень недолго. Серьезная проблема современного искусства – это неоварварство», - считает Фатеев.
Отчасти Фатеев объяснил, почему в современном искусстве так много второсортных работ, не способных пробудить в нас лучшие эмоции. По мнению эксперта, мы застряли в пределах постмодернистского дискурса вместо того чтобы искать новые актуальные основания для своего творчества. Больше всего Фатеева возмущают искусствоведы, подыгрывающие авторам, и продолжающие культивировать традиции постмодерна, вместо того чтобы обратить внимание на вещи и язык, актуальные для человека 21 века.
«Писать про Фрэнсиса Бэкона сегодня на Урале - это то же самое, что примерить пиджак Armani двадцатилетней давности», - таким афоризмом описал происходящий нонсенс куратор «Стенограффии».
Похожие претензии к современным авторам были и у следующего оратора. Искусствовед Ирина Шушалыкова убеждена, что искусство все еще находится в кризисе. Выходка Марселя Дюшана с писсуаром (работа «Фонтан»), который он выставил как собственное произведение, стала началом использования новых приемов и средств в искусстве, таких как эпатаж, провокация и хулиганство. Смысл и огромный эмоциональный посыл этой работы она так и не признала, особо акцентируя, что этот язык уже потерял актуальность.
«Искусство в кризисе. Современное искусство - это представление сверхценности из ничего. Вся эта современная суета – это ничто. Никакой сверхценности в этих работах нет. Что будет дальше, очень трудно предсказать», - поделилась мнением Ирина Шушалыкова.
Бескомпромиссность оратора несколько смутила остальных, поскольку она оказалась единственной, кто не увидел позитива и перспектив, а приведенное в качестве примера творчество Дюшана было неубедительным аргументом, учитывая, что «Фонтан» публика впервые увидела больше века назад.
Бурную дискуссию приостановил руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга», политолог и философ Анатолий Гагарин, модератор постарался сделать из всего сказанного конструктивные выводы.
«Несмотря на накал, все участники пришли к мнению, что современное искусство требует погружения в его тайны и особенности. Современное искусство это не то, что можно постичь сиюминутно, легко и сразу. Но грань между произведением и профанацией требует внимания от самого зрителя. Еще одна важная тема - это развитие таких площадок как биеннале, они должны быть и собирать художников, успешный опыт биеннале должны взять на вооружение другие сообщества. Нам надо думать над тем как дать возможность всем талантливым авторам проявить себя, а зрителям дать возможность оценить их произведения», - резюмировал Анатолий Гагарин.
Как бы не расходились участники дискуссии в деталях и формулировках, все они обозначили необходимость создания новой эстетики и нового языка искусства, который бы соответствовал нашему времени. Для современного человека, стоит признать, писсуар – это просто писсуар, наделение дополнительными смыслами утилитарных предметов или отходов деятельности потеряло всякую актуальность. Возможно, именно сейчас запрос на обновление достиг своего пика, и мы будем свидетелями переломного момента, когда художник перестанет оглядываться на прошлое и вернет себе миссию предвосхищать и менять будущее.
Текст: Анна Ленгле специально для "Повестки дня". Фото: Александр Исаков