Создатель копии «Черного супрематического креста» на площади Первой Пятилетки Покрас Лампас сообщил о том, что его приезд в Екатеринбург с целью восстановить работу переносится на неопределенный срок. Свое решение художник мотивировал нежеланием способствовать разжиганию конфликта между православными активистами и организаторами фестиваля «Стенограффия».
Политолог, эксперт Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин рассказал о том, почему сорванная поездка Покраса Лампаса на руку горожанам.
«Если этот «Крест» не будет восстановлен, по крайней мере, один повод поссорить разные крылья гражданской активности – назовем их условно «лампасовые» и «православные» – исчезнет. Но я думаю, что за этим последует серия подобных бомбардировок общественного мнения, которые направлены на то, чтобы сохранить это противостояние и сохранить гражданскую активность в рамках этой навязанной повестки дня», – считает эксперт.
Полемика вокруг стрит-арта на площади Первой пятилетки – далеко не первый случай разжигания розни между светской и православной общественностью, продолжает он. Подобную ситуацию можно было наблюдать в мае этого года во время протестов против строительства храма Святой Екатерины, когда группа СМИ навязывала эту повестку сразу несколькими способами: от сомнений в выборе места для собора до дискредитации образа святой Екатерины.
«Здесь я вижу задачу экспертного сообщества в том, чтобы перевести эту повестку в позитивное русло. Она может быть направлена на популяризацию образа святой Екатерины, дополнение ее светскими интерпретациями», – предлагает политолог.
Один из примеров оставил основатель города Василий Татищев, который предложил использовать в печати города образ колеса, который можно интерпретировать по-разному: как символ вечного движения или как образ, отсылающий к святой Екатерине.
По мнению Анатолия Гагарина, создание позитивных смыслов для города должно стать основной целью экспертов. В частности, этой работой занимается «Экспертный клуб – Екатеринбург», который провел уже несколько собраний на темы брендирования города и управления конфликтами между разными группами горожан. В этом контексте «Город бесов» как символ Екатеринбурга – столицы противостояний между православными и светскими людьми должен быть вытеснен другими смыслами, создающими позитивную повестку и отражающими идентичность столицы Урала.
Фото: страница Покраса Лампаса в Facebook, https://www.facebook.com/pokras.lampas [2]