Глава ФоРГО Константин Костин 17 мая выступил с докладом «Потенциал московского патриотизма и его электоральная составляющая» на офлайн-сессии по теме «Потенциал регионального патриотизма» в рамках Экспертной сети «Давыдов.Индекс». [2] Мероприятие проводилось при поддержке Фонда «Петербургская политика» в Боярском зале гостиницы «Метрополь».
Леонид Давыдов: "Давыдов.Индекс"
В своем выступлении председатель правления Фонда развития гражданского общества К.Костин отметил, что местный или, как его сегодня называют, региональный патриотизм, согласно соцопросам, есть третий (после экономической и социальной сфер) по значимости фактор для наращивания политических рейтингов.
Костин: Как политический менеджер могу сказать, что по всем опросам, по всем фокус-группам, региональный патриотизм - это третий по важности фактор для наращивания политических рейтингов, как рейтингов доверии, так и рейтингов электоральных. Да, есть экономика, есть социальная сфера, но есть и третья сфера, это, безусловно, среда обитания людей. Как и предыдущие два фактора, преломляясь в представлении людей, рождается картина того, как они должны жить, как их малая родина должна развиваться.
Костин также сказал, что «экономический потенциал регионального патриотизма пока, к сожалению, до конца не исследован», и в настоящее время в Государственной думе РФ только рассматривается закон, который упростит регистрацию товарных знаков с географическими названиями (что имеет непосредственное отношение к экономическому аспекту региональной повестки – прим.ред.).
«Для сравнения – у нас в России только 170 наименований происхождения товаров имеют в основе географические марки. «Вологодское кружево», «Хохлома», астраханские помидоры, луховицкие огурцы, и, конечно же, адыгейский сыр... А в Европейском союзе таких наименований более трех тысяч. В России это было очень сложно зарегистрировать, но думаю, что пройдет совсем немного времени и в экономике России проявление регионального патриотизма будет взрывным» - привел примеры К.Костин.
Глава ФоРГО в подтверждение своих тезисов привел примеры нескольких ярких региональных брендов: «Любой, кто ездил из Москвы в Рязань наверняка встречал там большое количество плакатов примерно такого содержания: «У России три столицы – Москва, Питер, Луховицы» (речь идет о народном бренде Луховицкого района Подмосковья — луховицком огурце.). Подобных историй, связанных с местным патриотизмом, – очень много».
В целом, заявил Костин, если говорить о тренде, то «политическая повестка приобретает все более приземленный, локальный характер. Это мировая тенденция. У нас это очередной этап развития демократии, когда от вопросов судьбоносных (когда даже на местных муниципальных выборах обсуждались вопросы геополитического плана) мы переходим к локальной повестке, и все больше в крупных мегаполисах и на выборах довольно высокого уровня задаются теперь вопросом: а что в результате этих выборов изменится в моей жизни, жизни избирателя? Что изменится непосредственно в той локации, где я нахожусь …. что произойдет с моими тротуарами, с остановками общественного транспорта, с общественными пространствами…
Костин: Политическая повестка приобретает сегодня все более приземленный, локальный характер. Наиболее ярко это проявилось в последнее десятилетие в Москве и других мегаполисах. Представления о том что такое общественные пространства, расширились. Во всех городах-миллиониках и не только, строится огромное количество прекрасных прогулочных зон, набережных, и совершенно очевидно, что, это, в том числе ответ политиков, ответ власти на все более четко проявляемый запрос людей...».
Актуализировалась и экологическая региональная повестка, которая, как справедливо отметил глава ФоРГО, приобрела в последнее время политический характер.
При этом Костин акцентировал, что у нас практически не работает экологическая проблематика «про «Гринпис», чистый воздух, выхлопные газы, спасение редких видов животных…», и конечно, серьезного электорального потенциала она в России не имеет. Для нас актуальна «мусорная повестка»: свалки, промышленные загрязнения – особенно для таких городов, как Красноярск или Дзержинск. И это связано не с экологией как таковой, но со средой обитания. Для этого, отметил Костин, в западной политологии даже введен отдельный термин – «экология окружающего пространства» или «экология последней мили».
«Экология начинает людей волновать, когда например, в окно своей квартиры или своего дома начинает дымить, когда твои дети, идя по улице, подвергаются риску из-за того, что где-то рядом не вполне нормально рекультивированы бытовые отходы. Вот это начинает людей волновать и сегодня является одним из самых раздражающих факторов, провоцирующих горожан на массовые общественные выступления…. Такое было это и раньше, но сейчас эта тенденция нарастает». И нарастает она в связи с тем, что «в политических мотивациях людей глобальные темы уступают место повседневным» - говорит глава ФоРГО.
Костин: «Глобальные темы все больше и больше уступают место темам прагматичным, темам повседневной жизни избирателей, и это естественно. Москва как столичный город, как ведущий экономический субъект, все эти тенденции проявляет раньше. И то что мы наблюдаем в Москве, через три-четыре года, как правило, мы видим в других мегаполисах, а еще через пять-семь лет – в целом по России».
Говоря непосредственно о московском региональном патриотизме, Константин Костин, отметил особенности этого феномена: «Для жителей столицы словосочетание московский патриотизм звучит странно, но тем ни менее и на протестные, и на лоялистские митинги москвичи носят гербы районов. И на выступлениях в связи с реновацией, и на первомайских шествиях, и городских праздниках мы видим символику муниципальных образований. Тут нет ничего нового. Песня “С чего начинается Родина” как раз про родной двор. Но в связи с последними событиями, например, в екатеринбургском парке эти настроения будут приобретать все более важное значение, и приводить к электоральным последствиям». В подтверждение своих слов, Костин приводит в пример выборы главы Москвы, когда Сергей Собянин получил более 70% голосов, потому что вся его предвыборная программа основывалась на планах развития районов столицы, и именно поэтому была хорошо воспринята избирателями.
Накануне старта выборов в Московскую городскую думу, Костин заметил, что вокруг них «уже начали разгораться страсти» и «можно с точностью прогнозировать, что наилучший результат получат те кандидаты, чья программа будет максимально сконцентрирована вокруг развития конкретных районов, входящих в их избирательный округ. Это будет давать наибольший электоральный эффект. Попытки говорить в общем - это вечная ошибка оппозиции в Москве. Они считают, что людей общедемократические вопросы волнуют больше, чем вопросы, непосредственно касающиеся их жизни. Это не так».
«Уязвимость некоторых оппозиционных кандидатов, которые успели поработать в Москве муниципальными депутатами, заключается в том, что они себя не очень хорошо проявили как люди, решавшие конкретные вопросы на конкретных территориях. У них есть известность, команды и ресурсы, но неспособность решить конкретные вопросы и невыполненные обещания - это тот тяжелый груз, который будет серьезным сдерживающим фактором на выборах» - отметил Костин.
«Ситуация общая для любой демократии: чем более влиятельную политическую силу ты представляешь, чем больше возможностей у твоей партии, тем проще тебе выполнять свои обещания, тем более реализуема твоя программа. Поэтому обещания тех кандидатов, которые представляли “Единую Россию”, выполнены в большей степени, так как они находились в большей координации с правительством города, которое возглавляет их товарищ по партии. В Москве у муниципальных депутатов достаточно полномочий для решения тех проблем, которые находятся в их ведении. Но реальных возможностей больше у тех, кто представляет партию, победившую на выборах или настроен на конструктивное взаимодействие в интересах своих избирателей», - считает Костин.
Однако если говорить об уникальности московского патриотизма, то, хотя гордость за свой город и свой район также свойственна жителям всей страны, тут есть одно существенное отличие - жители Москвы предъявляют более высокие требования к властям - здесь более высокие стандарты. Жители столицы уверены: «у нас в Измайлово точно не может быть хуже, чем в Париже».
Поэтому, уверен эксперт, в Москве власти, чтобы назвать что-то своей заслугой, нужно сделать гораздо больше, чем на любой другой территории, потому что 80% того, что делается и что в любом другом месте трактовалось бы как огромная заслуга исполнительной власти, москвичи просто считают нормой.
При этом, продолжает Костин, в московском политическом пространстве присутствуют фантомные боли «старые москвичи - новые москвичи». «На мой взгляд, они слегка преувеличены. Есть фильм «Москва слезам не верит», он как раз про то, откуда берутся коренные москвичи. Москва так исторически развивалась. Есть логика развития современного мегаполиса, Москва - это точка притяжения для активных и талантливых людей в самых разных сферах – от культуры до бизнеса. Мы не можем законсервировать Москву в границах 50-х или 70-х годов. Тот уровень жизни и то качество социальных услуг, которое есть в Москве, требует постоянного развития.
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин с уверенностью заявил, что «дисбаланс в развитии территорий - это угроза для любого государства. И здесь крайне важна та задача, которую поставил президент по выравниванию социальной и культурной инфраструктуры российских регионов. Этот национальный проект я считаю одним из самых важных. Но нигде в мире мы не найдем, чтобы все регионы страны были развиты одинаково. И то, что Москва так стремительно развивается, - это не проблема. Москва показывает, как это должно быть другим регионам, демонстрирует прекрасные управленческие кейсы, наращивает бюджет при том, что количество крупных общенациональных компаний, которые платят в Москве налоги, существенно сократилось за последние семь лет. Прекрасно, когда есть лидер, к которому все стремятся, и наработками которого все могут пользоваться».
Фото: "Давыдов.Индекс [3]"