Эксперты уверены, что политическую систему в стране нужно менять. Идею ухода от монополии власти подсказывают сами обстоятельства – рейтинг «Единой России» стремительно падает. Возможно, уже к 2021 году политических партий станет гораздо больше, однако существенных изменений ждать не стоит. Развитие политической системы политологи обсудили на общественно-экспертных слушаниях в Екатеринбурге, организованных по инициативе регионального отделения партии «Справедливая Россия».
Будущее партийной системы стало особенно беспокоить самих партийцев и аналитиков после значительного падения рейтинга «Единой России», причина недовольства партией власти очевидна – принятая не так давно пенсионная реформа. Выступающие назвали реформу плодом системы, сложившейся за 20 лет, и сигналом о ее ненормальной работе.
Глава Свердловского регионального отделения «Справедливой России» Андрей Кузнецов считает, что политическая монополия, которую можно наблюдать не только в Госдуме, но и на всех уровнях власти, – неэффективна и требует изменений. Дефекты политического пространства должны исправляться «сверху» и в первую очередь являются заботой политической элиты, а не самого электората.
«Сегодня председатель Правительства является руководителем правящей партии, и Дума благодаря этому превращается просто в приводной ремень Правительства: оно спускает реформы, те или иные законопроекты, правящая партия в Государственной Думе выполняет поручения своего руководителя, который находится в исполнительной власти – идет прямое нарушение принципа разделения властей», – привел пример действия политической монополии Кузнецов.
После вступительной речи Кузнецова эксперты высказали свое мнение о том, что ждет политическую систему России в ближайшие три года.
«Зомби живучи»
Депутат Городской думы Екатеринбурга Константин Киселев (который, впрочем, отметил, что на слушаниях он присутствует не как депутат, а как научный работник), не стал прогнозировать кардинальных изменений ни в действиях других партий, ни в действиях «Единой России». Нынешнюю систему депутат назвал устойчивой как раз за счет последней. Именно политическая монополия позволяет системе сохранять стабильность. Большинство партий, по его мнению, представляют собой «партии-проекты», которые затем превращаются в «партии-бренды».
«Несмотря на эту проектность, несмотря на то, что партии становятся брендами, эта система достаточно устойчива. То есть «зомби живучи». Просто так этих «зомби» ликвидировать нельзя, они сопротивляются, они убегают. Взять и совершенно спокойно изменить эту партийную систему невозможно», – считает политик.
Средства, которые есть в арсенале у «Единой России», по мнению господина Киселева, не изменятся: привлечение административного ресурса, агитация, использование рейтинга президента.
Кроме этого, Киселев призвал не забывать про «старый добрый» черный пиар, равно как и про популизм, широко используемый всеми политиками всех масштабов и всех стран.
Система блоков
В слушаниях также принял участие депутат Госдумы (партия «Справедливая Россия») Дмитрий Ионин. Как полагает политик, у россиян есть две идеи, вокруг которых они могут консолидироваться – это национализм (Ионин привел в пример соседнюю Украину) и социальная справедливость.
Последняя, отметил Ионин, удобна тем, что в пользу социальной повестки свою идеологию могут изменить и либералы, и коммунисты. Если это произойдет, то для сближения партий, как он считает, больше всего подходит формат политических блоков. Таким образом, люди, голосующие за партии социального толка, получат значительное представительство в парламенте.
Дискредитация партий и возможный epic fail
В то время как рейтинг «Единой России» держится в районе 34%, как сообщил директор Центра «Аналитик» Андрей Мозолин, другой показатель говорит о потере людьми доверия к партиям в целом: 72% граждан не доверяют никакой политической партии.
Мозолин сфокусировал внимание на том, что «Единая Россия» медленно, но верно теряет свой электорат. Ситуация усугубляется, и вновь назначенные врио глав регионов предпочитают быть самовыдвиженцами, вместо того чтобы представлять партию власти.
«Прогнозировать резкое улучшение в социально-экономической сфере, которое люди бы реально на себе почувствовали, пока не приходится. Врио губернаторов регионов, скорее всего, предпочтут не избираться от «Единой России». Агитация будет вестись без использования «Единой России», то есть не будет ни идеологической обработки, ни раскрутки бренда – соответственно, мы говорим о мобилизационных потерях», – считает аналитик.
В то время как падает уровень доверия к партии власти, дискредитируют себя и другие партии, представленные в Госдуме. Им приходится отвечать перед населением за решения, которые они не принимали. Такую мысль на мероприятии озвучили сразу несколько спикеров.
Новые технологии меняют результат голосования
Главным нововведением, прогнозирует политтехнолог Георгий Гаврилов, станут электронные выборы. Как показывает пример внедрения такой системы на парламентских выборах в Эстонии, выбор голосующих в режиме онлайн может сильно отличаться от выбора тех, кто голосует на участках.
«Это возвращает в политику молодежь, это снижает контроль над голосованием – соответственно это огромная инфраструктура, которая встроится и изменит политический ландшафт», – комментирует Гаврилов.
Второе новшество – в использовании так называемых «больших данных». Как заметил эксперт, социальные исследования будут проводиться в бóльших масштабах и включать в себя более глубокий анализ данных и более детальную работу с избирателями.
При этом большой потенциал в этой области имеют такие информационно-цифровые гиганты, как Яндекс и Сбербанк, которые пока не включены в политику. Однако спикер намекнул, что при их ресурсах, обширных базах данных и амбициях, это случится.
Транзит власти требует стабильности
Политолог Анатолий Гагарин подытожил дискуссию, заявив, что долгосрочные проекты реформ необходимы, но в нынешней ситуации сами реформы не реальны.
«Ситуацию объясняют всего два слова – «транзит власти». Это то, что нас всех ждет в 2021 году. С одной стороны, мы понимаем, что необходимы определенные трансформации политической системы, а с другой, – мы прекрасно понимаем, что эти трансформации не могут быть глубокими, кардинальными, масштабными, то есть всем тем, о чем мы мечтаем. Полагаю, что каких-то глобальных, кардинальных перекомпоновок не произойдет, потому что, в конечном счете, в таких изменениях заинтересованности нет», – считает эксперт.
Однако уже сейчас следует думать о долгосрочных политических проектах, и вскоре на первый план могут выйти социально ориентированные партии, их достаточно много, но настоящую силу они будут представлять, только если объединят усилия под эгидой какого-то крупной политического движения-структуры, с большой долей вероятности – социал-демократического толка.
Текст: Максим Начинов
Фото предоставлено пресс-службой регионального отделения партии "Справедливая Россия", фотограф Вячеслав Ефимов.