
Законодательное собрание Свердловской области приняло в первом чтении проект закона по отмене прямых выборов главы города Екатеринбурга. Действующий глава Евгений Ройзман, избранный горожанами четыре года назад, решил попытаться остановить принятие закона, призвав сторонников открыто отстаивать свое право выбирать градоначальника. Разделяющие позицию и взгляды политика горожане накануне вышли на митинг.
Эксперты убеждены, что избежать общественного возмущения поможет активная информационная кампания, которая пока даже не началась. Политологи акцентируют внимание, что для объективной картины нужно перестать подменять понятия и признать, что существующий сегодня глава города Екатеринбурга вовсе не мэр, поскольку не имеет управленческих полномочий.
«В Екатеринбурге нет мэра, есть глава города и он же председатель городской думы, однако у него нет управленческих функций. Собственно губернатор предложил отойти от этого фарса, когда народ принимает за мэра, человека, не обладающего полноценно теми права и функциями, которыми обладает настоящий мэр», - уточняет руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
Об этом же говорит политолог Эдуард Коридоров. По его словам, от схемы выборов главы города жизнь горожан никак не зависит.
«Мэр с «наличием отсутствия» полномочий, каким сегодня является в Екатеринбурге Евгений Ройзман, на мой взгляд, может выбираться хоть при помощи лотереи — это никак не влияет на жизнь в мегаполисе. Споры вокруг механизма выбора этой декоративной фигуры — в лучшем случае отвлечение внимания публики от реального обсуждения возможного реформирования системы городской власти», - отмечает Коридоров.
Однако эксперт сомневается, что такое обсуждение действительно кого-то волнует, поскольку на митингах звучат призывы не к реформированию власти, а к сохранению прежней схемы.
«Я бы поддержал возвращение к прямым выборам градоначальника по «советской» системе. Но об этом речь сегодня на митингах не идет», - резюмирует Коридоров.
Это подтверждается полным бездействием со стороны митингующих законодателей: в течение четырех лет они не вышли с инициативой о возвращении должности сильного единого мэра.
«Стоит отметить, что Ройзман обладает законодательной функцией, он мог давно выйти с противоположным предложением о возвращении к прежней системе, наличию единого сильного руководителя/мэра, которого выбирает народ. Но он этого не сделал», - напоминает Анатолий Гагарин.
Вернуться к прежней системе выборов можно, однако, как отмечают эксперты, у нее есть серьезный минус: мэр в настоящем его понимании, не контролируется никем – ни думой, ни губернатором, ни народом.
Есть минусы и у системы, в которой мэр назначается.
«Неизбранные мэры не ориентируются на народ и электорат их интересует поскольку постольку. Они ориентируются на того человека, который их назначает или инициирует их назначение. Это кратно снижает ответственность мэров перед людьми на тех территориях, на которых они живут, снижает инициативу мэров по увеличению инвестиционной привлекательности регионов. Раз ты не зависишь от жителей, то и работать ради жителей, ради того, чтобы они повышали свое благосостояние, нет смысла», - поясняет политолог Андрей Колядин.
Эксперт отмечает, что внесенный губернатором на обсуждение депутатов законопроект не является сенсацией. Документ лишь юридически оформляет то, что уже есть в действительности: мегаполис находится в прямой зависимости от областной власти.
«Это федеральный тренд – выстраивание системы назначений руководителей в крупных городах не через систему прямых выборов, а путем согласования. То, что это идет давно и касается не только Екатеринбурга, но и многих других городов. С одной стороны это завершает тренд на унификацию той самой вертикали власти, которая формируется в нашей стране достаточно давно. С другой стороны, это прекращает многочисленные противостояния между городом и областью», - говорит Андрей Колядин.
По мнению экспертов, принятый депутатами в первом чтении законопроект на самом деле ничего не меняет. Однако некоторые воспользовались им как поводом для пиар-акций и пытаются решить в этой ситуации собственные задачи.
«Инициатива губернатора по отмене прямых выборов мэра фактически ничего не меняет в конфигурации городской власти, – проигравших, как и бенефициаров, я не вижу. В любом случае, силам, претендующим на то чтобы заявить о себе в Екатеринбурге, придется участвовать в муниципальной кампании», – уточняет Коридоров.
Судя по всему, свою кампанию Ройзман уже начал. Как считают эксперты, он легко может стать как «лицом» партсписка, так и победителем кампании в одномандатном округе. Собирать вокруг себя сторонников он уже начал.
«Прямые выборы депутатов не менее демократичны, чем выборы мэра. Ройзман может стать депутатом и претендовать на роль главы города. Тот хайп, который он уже инициировал, лишь подтверждает его планы пойти именно этим путем. Он хочет поднять шум, а вместе с ним и популярность и собрать голоса за себя как за депутата. Иными словами, чтобы избраться, он будет поднимать шум. Это его любимая тактика – шантаж, который он осуществляет, прикрываясь желаниями учитывать общественное мнение», – полагает Гагарин.
Однако чтобы собрать протестный электорат, лозунга о сохранении прямых выборов мэра мало. Оппозиции нужно апеллировать к широким слоям, недовольным тем, что делает губернатор. Именно поэтому на митинге возникла тема демонтированной телебашни, позицию Куйвашева в поддержку сноса которой не все одобряют.
Инициатива отмены прямых выборов могла исходить от любого парламентария, тот факт, что с ней вышел глава региона, сыграл на руку активу протестно настроенной публики.
«Законопроект, персонифицированный самим губернатором, стал раздражающим фактором для противников, которые не преминули воспользоваться этим на митинге», – объясняет Анатолий Гагарин.
Эдуард Коридоров не видит негативных последствий для главы региона в том, что митингующие потребовали его отставки. Эксперт полагает, что реальных оснований и внятных аргументов у этих активистов пока нет.
«Попытка перенаправить протестную активность екатеринбуржцев на фигуру губернатора, как мне кажется, разовый фокус, рассчитанный на разовый же информационный «выхлоп» в федеральных СМИ. Всерьез разыгрывать карту варяга – душителя демократии в «вольном городе» не получится: слишком уж невелик масштаб «прегрешений» губернатора. Да и вектор кампании по выборам депутатов гордумы трудно повернуть в сторону губернатора. Большинству горожан сегодня одинаково неблизки, как законопроект губернатора об отмене прямых выборов мэра, так и возмущение, разыгранное оппозицией», – резюмирует Коридоров.
Однако если с общественным мнением не работать, эта разовая акция может превратиться во что-то более серьезное. Эксперты советуют Администрации губернатора обратить внимание на информационную кампанию проекта по отмене прямых выборов мэра, которому пока явно не хватает аргументации. На то, что с общественным мнением работа ведется недостаточно, указывает в частности политолог Александр Белоусов.
«Требования отставки Куйвашева, которые возникли внезапно, и были импровизацией, с одной стороны отчасти укрепляют губернатора, а, с другой стороны, затягивают его в конфликт и могут сделать его ответственным за последующую эскалацию. Это может быть довольно опасно, поскольку у губернатора на данный момент нет «ключей» от управления протестом и протесты могут стать частью политической игры, ослабляющей его», - предупреждает политолог.
Учитывая, что тема протеста в Екатеринбурге во главе с Ройзманом вышла на уровень федеральной повестки, эксперты не смогут не обратить на это внимание. Остается лишь догадываться, насколько это внимание будет пристальным.
Фото: Борис Ярков