
На выборах в гордуму Екатеринбурга могут сократить число мест по партийным спискам с 50 до 25%, а возможно и вовсе откажутся от списков. Напомним, что сейчас в гордуме Екатеринбурга 36 депутатов. На последних выборах 50% мандатов разыграно в одномандатных округах, один — общегородской, остальные 50% — получены по партийным спискам. Сейчас рассматриваются два основных сценария: 75 одномандатников и 25 списочников или все-таки 100% одномандатная система.
Если партийные списки сократят, места получат всего 10 списочников, так же эксперты не исключают вариант отмены списков в пользу голосования по одномандатным округам. Политологи считают, что такая система невыгодна парламентской оппозиции. Оппозиционные партии вряд ли смогут сохранить прежнее количество своих представителей в городском парламенте. Бенефициаром изменения избирательной схемы будет партия власти.
«На мой взгляд, история со 100% одномандатной гордумой была бы выгодна, во-первых, партии власти, во-вторых, городской администрации, которая умеет проводить выборы по одномандатным округам, учитывая что до 2009 года гордума Екатеринбурга так и избиралась. До 2009 года выигрывали либо наиболее ресурсные кандидаты в конкурентных округах, либо не ресурсные, но в округах «очищенных», - говорит политолог Алексей Швайгерт.
Его коллега Александр Предеин уверен, что гордума при изменении избирательной схемы будет более управляемым со стороны администрации города организмом. По словам эксперта, в нынешнем составе Думы лишь 3-4 относительно независимых от мэрии "одномандатника" и около полудюжины "списочников". При новой системе выборов их количество снизится до 4-5.
«Уменьшение депутатских мандатов, распределяемых по партийным спискам, сделает городскую думу Екатеринбурга на 90% подконтрольной городским властям», - считает Александр Предеин.
По мнению политолога, в избранной по-новому гордуме будет больше «денежных мешков» и меньше «случайных людей». Ведь чтобы провести кампанию в округе в 40-50 тысяч избирателей, потребуются 10-15 миллионов рублей, а для работы гарантирующей результат - вдвое больше.
Значительное сокращение шансов оппозиционных партий провести своих представителей в гордуму отмечает глава уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
«Для региональных отделений партий, традиционно относимых в «парламентской» и «непарламентской» оппозиции, похоже, наступают тяжелые времена. Если будет все-таки выбран вариант 25% партийного присутствия в гордуме (а не полный переход на мажоритарный принцип выборов депутатов), то диапазон возможностей для партий провести своих кандидатов в 10 депутатов останется. Реальные шансы для этого есть, прежде всего, у «Единой России», которая сегодня (в условиях «мира и согласия» города и области) может «на берегу» согласовать все кандидатов и в партийном списке, и в одномандатных округах. Учитывая оргвозможности и современный рейтинг ЕР, она может претендовать минимум на половину в этой номинации. Так что, других партиям остается биться между собой за остающиеся пять мандатов. И здесь борьба развернется между самими брендами КПРФ и ЛДПР, в меньшей степени СР», - комментирует политолог.
По мнению Алексея Швайгерта ставки будут сделаны на победу одномандатников. Именно они сыграют ключевую роль на грядущих выборах в гордуму, поскольку даже если места по спискам останутся, их слишком мало, чтобы распределить на все партии.
«Половину мест возьмет «Единая Россия», парочку коммунисты и ЛДПР и одно место к примеру «Справедливая Россия». 10 мандатов будут рассредоточены между несколькими партиями, они по большому счету не будут столь важны, сколь будет важен контроль над основным пулом мандатов. Так или иначе, что при 75%, что при 100% квоте одномандатников, в любом случае ключевую роль сыграют именно победы в одномандатных округах. Удельный вес партии по большому счету будет ничтожен», - делает вывод эксперт.
Аналитик отмечает, что в такой ситуации авторитет партий парламентской оппозиции падает. Они не могут гарантировать своим выдвиженцам мест в гордуме, а значит, автоматически снижается число тех, кто рискнет вложиться в кампанию ради призрачных шансов на победу.
«Можно сказать, что снижается роль партии, партийных брендов. Партии уже не смогут продавать проходные места. Как та же «Справедливая Россия» могла понимать, что она гарантированно может получить минимум один-два мандата и каким-то образом эти места предлагать инвесторам. Сейчас эта история уже не столь прогнозируема, и с этой точки зрения расклад 50 на 50 это такой «удар по дых» нашим региональным отделениям партий и для них это абсолютно невыгодная история», - отмечает Швайгерт.
Политолог полагает, что следует сделать ставку на ярких политиков, у которых есть, прежде всего, харизма, а не деньги. Только с такими кандидатами партия может выиграть и у «Единой России».
Политолог Эдуард Коридоров так же считает, что у парламентской оппозиции на предстоящих выборах в гордуму Екатеринбурга есть неплохие шансы, но важно грамотно выстроить кампанию.
«Все будет зависеть в этой ситуации от того, сможет ли парламентская оппозиция стать электоральной. Екатеринбург - очень подходящий город для разворачивания системно-оппозиционной агитации. Если оппоненты ЕР не разучились работать "в поле" и не заменят нормальную межпартийную предвыборную борьбу кулуарными договоренностями с властью и соперниками, то у них есть все шансы для того, чтобы упрочить свое влияние в гордуме.
Эксперт советует сделать ставку на масштабную брендовую кампанию с экспликацией в округа, не пытаясь действовать точечно.
«На мой взгляд, есть опасность того, что оппозиционеры выберут тактику точечной борьбы в каждом из мажоритарных округов, задвинув в угол свои партийные знамена - и это может стать роковой ошибкой. Мне кажется, что им нужно делать ставку на солидные блоки с разными общественными силами, большие брендовые кампании с экспликацией в округа и с массированной полевой работой. В этом случае ЕР может проиграть, и даже с треском», - прогнозирует эксперт.
Политолог, основатель Bakster Group Дмитрий Гусев считает, что ситуация с оппозиционными партиями на Среднем Урале зависит в целом от положения партии, занимаемого в стране.
«Все партийные ситуации во всех регионах, и в Екатеринбурге, в том числе, связаны не с партийной повесткой, а со скандалами, конфликтами и отношениями местных, региональных или городских элит. Поэтому в этой ситуации не важно, сколько будет партийных мест в думе, важно то, какие будут межэлитные отношения», - говорит Гусев.
Кто возглавит гордуму нового созыва, во многом зависит от того, по какой системе пройдут выборы. Пока политологи не готовы назвать имена претендентов, этот список станет абсолютно понятным после определения нового состава. Как отмечают аналитики, для выбора председателя есть слишком много условий. Но, скорее всего, это будет человек, устраивающий все стороны.
«Первый момент связан с тем, будут ли все-таки отменены прямые выборы мэра Екатеринбурга, станет ли город избирать главу по так называемой «советской» системе, то есть из числа депутатов. При этом будут ли хозяйственные функции сити-менеджера Якоба и политические функции мэра Ройзмана совмещены в одну, будет ли возвращена система единоначалия. И отсюда уже можно будет смотреть по кандидатам. Пока преждевременно называть какие-то фамилии, но фигура мэра должна быть по большому счету компромиссной, она должна устраивать все стороны», - считает Швайгерт.
Александр Предеин полагает, что кресло председателя может занять Александр Якоб, а так же не исключает более экстравагантные варианты. По его мнению, думу может возглавить и бизнесмен, к примеру, Илья Борзенков.
«Возможно, место председателя станет почётной синекурой для Александра Якоба, однако не исключаю сюрпризы вроде возвращения в публичную политику близкого к "городу" бизнесмена Борзенкова», - предположил аналитик.
Останутся прямые выборы или нет, кресло получит согласованный в обоих властных домах кандидат.
«По большому счету, фамилия нового председателя гордумы не имеет значения. Главное, что он будет представителем городской администрации, согласованным с губернатором и администрацией Свердловской области», - резюмирует Анатолий Гагарин.