
Политолог Александр Белоусов поделился с корреспондентом ИА «Повестка дня» своим мнением о том, какие проекты к 300-летию Екатеринбурга стоить реализовать, за что нам уважать Ельцина и зачем Екатеринбургу Храм святой Екатерины.
В 2023 году Екатеринбург отметит свое 300-летие. Уже сегодня обсуждаются приоритетные проекты к этой дате. Храм святой Екатерины рассматривается как один из таких глобальных юбилейных проектов. Недавно губернатор Евгений Куйвашев предложил построить храм возле Свердловского театра драмы. Что вы думаете по поводу этого места для строительства главного городского собора?
Подозреваю, что место для строительства еще будут обсуждать. Уже сегодня есть мысли перенести храм немного вглубь, туда, где стоит недострой, возле здания правительства области. Я встречал такое мнение в фейсбуке. К предложенному месту у театра драмы уже появился ряд претензий, да и, как я понимаю, вопросы будут к любому месту, какое бы ни выбрали: некоторые говорят, что строительство храма на набережной возле драмтеатра якобы породит конфликты между православной культурой и той молодежью, которая там катается на скейтах.
Я за строительство храма в любом месте и виде. Но противники строительства уже говорят, вы нам покажите, что там будет, и мы будем обсуждать. В лучшем случае это будет обсуждение, в худшем – вторичный протест.
Конфликт возник давно, когда храм захотели восстановить на его историческом месте. Может быть, это протест не против какого-то места или архитектурного решения, а в целом против храма?
Публика, которая выступает против, очень неоднородная. Есть в чистом виде антиклерикалы, которые говорят, не надо храма и все, а есть просто любители хайпа. Сейчас тем, кто хочет построить храм, нужно выбрать модель, как они с этой разношерстной протестной публикой будут общаться. Есть два пути: либо пытаться с ними построить диалог,- но нужно понимать, возможен он или нет -, либо будет конфликт.
Я думаю, что взаимодействие возможно. Сейчас в этой протестной среде не все упертые «антиклерикалы» и не все упертые «антимедники». Там есть здравомыслящая публика, с которой можно вести диалог и этот диалог необходим.
В диалоге должны участвовать разные стороны, не только желающие построить храм и те, кто против строительства, но и не независимые спикеры, независимые эксперты.
Конечно, можно обсудить идею на экспертном уровне, в том числе место и архитектурные проекты. Нужно вести к тому, чтобы диалог был открытым, легитимным и профессиональным.
Вы как политолог еще весной давали политологический анализ сложившейся ситуации вокруг храма и говорили о том, что излишняя политизация этой темы мешает и диалогу, и реализации историко-культурных проектов.
Сейчас эта политизация снята. Есть возможность начать диалог с чистого листа, постараться не допустить политизации, обнулить все, что было сказано, постараться обойтись без взаимных обвинений. Или снова начнется политизация
Возможен ли диалог в позитивном ключе?
Диалог возможен всегда и потребность в нем есть.
Может ли, на ваш взгляд, Собор святой Екатерины войти в топ приоритетных проектов к 300-летию Екатеринбурга?
Храм святой Екатерины к 300-летию, конечно, нужен. Как и другие проекты к 300-летию. Я бы подумал о том, что из предложенных проектов можно построить на федеральные деньги, под какие проекты мы можем получить федеральные проекты? Одним из самых значимых подарков могла бы стать новая работа Алексея Иванова об истории Екатеринбурга. Я анализировал и заметил, что федеральные деньги чаще даются на восстановление каких-то исторических объектов. В пример можно привести Ярославль и Омск. В этой связи, конечно, пока восстановительных проектов, на которые можно было бы с полным правом попросить деньги, у нас нет. Я пока не вижу таких проектов, про которые можно было бы сказать, если этого не сделать, у нас ничего не получится.
Кстати если бы речь шла не о строительстве Храма святой Екатерины, а о восстановлении на прежнем месте, тогда можно бы было попросить деньги федерального центра, а деньги благотворителей потратить на что-то современное. У нас перевернутый мир, общество не дает восстановить храм на прежнем месте, храм приходится переносить, возможность получить финансирование даже гипотетически отпадает, все это приводит к финансовой неэффективности.
К сожалению, общественность, особенно протестно настроенная отказывается понимать, что храм будет построен на деньги благотворителей, а не налогоплательщиков, и тем более, вряд ли согласится признать возможности получения на строительство федеральных денег.
Стоит отметить, что на деньги федеральных и региональных налогоплательщиков (2 и 5 млрд. соответственно) построен Ельцин-Центр. У нас любят говорить, что все нужно делать с учетом общественного мнения, но если бы общественное мнение было учтено при строительстве центра Бориса Ельцина, то центр бы не построили.
Если бы в свое время началась кампания против строительства этого Центра, его бы не было никогда, потому что тех, кто ненавидит Ельцина гораздо больше тех людей, которые не любят храмы. Подавляющее большинство екатеринбуржцев сказали бы, что увековечивать память Ельцина за 7 млрд не надо.
Тем не менее, я считаю, что мы не должны плевать нашим землякам в спину, даже если к ним были большие претензии. При всех недостатках Ельцина, он первый президент. Первый президент России – выходец из Екатеринбурга! Представьте ситуацию, если бы первый президент России был выходцем из Чечни. Они бы его превозносили и носили на руках еще больше, чем Ахмата Кадырова! Он был бы у них национальным героем!
Я заговорил про Бориса Ельцина не случайно, у нас восстановление православных церквей началось как раз при Ельцине. Он был тем человеком, который дал старт ренессансу православия в стране. Этой заслуги у него не отнять и об этом нельзя забывать.
Никакой проблемы соседства Ельцин-центра с храмом нет, есть проблема людей, которые ходят в Ельцин-центр и не хотят, чтобы был построен храм. Хотя в Ельцин-центр ходят разные люди, в том числе и я.
Вернемся к теме празднования юбилея Екатеринбурга. Какие еще идеи у Вас есть?
Возвращаясь к празднованию юбилея, думаю, что было бы интересно сделать совместные проекты с пермяками. Особенность в том, что два города – Пермь и Екатеринбург, которые разделяет каких-то 300 километров, будут праздновать свое 300-летие в один год. И Пермь, в этом смысле, является прямым конкурентом Екатеринбургу за бюджетные средства, которые выделяются на празднование юбилея. Мы находимся в состоянии конкуренции, это не очень ощущается в Екатеринбурге, но, поверьте мне, ощущается в Перми.
Наши футбольные команды выступают в Высшей лиге. Почему, к примеру, не сделать к 300-летию Кубок Урала? Пермяки раньше будут праздновать свой юбилей. Наш клуб приедет на их юбилей, а их команда – на наш.
В рамках празднования можно развивать и другие культурные проекты. В Перми великолепный балет, их труппа могла бы приехать к нам. Я надеюсь, что Теодор Курентзис останется дирижером до 2023 года, было бы прекрасно, если бы их балет приехал к нам с гастролями.