Столица Урала в 2023 году отметит свой юбилей. О том, как к своему 300-летию изменится Екатеринбург и отношение к нему горожан, рассказал ИА «Повестка дня» директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. Эксперт поделился собственной классификацией жителей и кучей историй, из которых соткан город-хаб Екатеринбург.
Впереди 300-летие Екатеринбурга и борьба за проведение ЭКСПО-2025, есть уже много интересных проектов, приуроченных к юбилею. Среди них – создание музея Шигирского идола, фильм о рождении града Екатеринбурга, строительство Храма святой Екатерины и многие другие. Что интересного готовит к юбилею города Музей истории Екатеринбурга?
У нас есть целый ряд системных проектов, точкой которых может быть 300-летие Екатеринбурга, но, по большому счету, они рассчитаны на долгосрочную перспективу, все-таки мы Музей истории Екатеринбурга и мыслим столетиями.
Один из проектов называется «Город семи районов». Даже домен для этого проекта - ekb7.ru. Когда мы говорим, с одной стороны, про 300-летие, с другой, про смену концепции, что Екатеринбург уже не только глобальный российский город, но и активно претендует на статус мирового города. В этом ключе становится особенно важно качество жизни. По этому параметру креативный класс – люди, обладающие возможностью что-то менять, создавать будущее – выбирают себе города для жизни.
У нас есть такой девиз: «Не важно, сколько людей живет в городе, важно, сколько людей от этого получает удовольствие». Есть и второй девиз, не менее значимый: «Не важно, сколько людей живет в городе, важно, сколько людей ощущает себя его частью». Это две важные составляющие, и мы работаем на обе.
В районах есть центры культуры, детские школы искусств, с этим все в порядке, и дворцы строятся, и ледовые арены, но как мы относимся к этому месту? Екатеринбург постоянно увеличивается и у нас очень много «свежих» екатеринбуржцев, которые не застали период, когда районы города строились, они не знают истории, для них существует одна реальность – сегодня. Нам важно эту ситуацию изменить. И мы знаем, как.
Мы проявляем этот слой в городе через технологию биографических интервью или интервью-прогулок, когда люди, гуляя, рассказывают про разные места и свою жизнь.
Город – это, прежде всего, люди и их истории, поэтому мы и знакомим молодое поколение с городом через истории людей. В их жизнях прослеживается история создания места и, как правило, тесно переплетается с историей крупных предприятий.
«Криминальный Уралмаш – это уже миф»
Как вы пришли к этому проекту? Что натолкнуло на идею?
Мы посмотрели на карту города и ощутили себя «голым королем». Это похоже на ту ситуацию, когда к тебе приходят гости на день рождения, а ты понимаешь, что ничего не готово. И мы по классической русской технологии начали готовиться к празднику. У нас было 7 лет до 300-летия. И каждый год у нас – «приборка» в районе, интервьюирование людей, работа с историческими источниками, архивными данными, фотоматериалами. И из всего, что мы находим, мы готовим так называемое меню праздника.
Например, по Уралмашу у нас было 5 выставок, 4 экскурсии, мы создали 3 сайта, провели 2 фестиваля, 5 квестов для детской и семейной аудитории, спектакль, проектные сессии. У многих районов нет своей идентичности в отличие от Уралмаша. Поэтому для Уралмаша была другая сверхзадача. О нашей деятельности на Уралмаше было множество публикаций в СМИ. Мы даже в тот год превзошли по количеству «культурных» публикаций криминальные события на Уралмаше.
Конечно, сегодня криминальный Уралмаш – это уже миф, но миф – очень сильная штука, потому что Шеремет и ТАУ создавали этот миф более 10 лет. У нас был год на Уралмаш, и поэтому, когда мы выбирали методику, мы думали прежде всего про то, как достаточно быстро создать альтернативный образ района. И здесь опять же сработали человеческие истории. Их не надо придумывать, они есть, их нужно просто собрать.
Что вы делаете дальше с этой кучей историй? Как систематизируете?
Один из самых наших ярких продуктов на Уралмаше – это автобус 33. Например, завтра одну из историй будет рассказывать женщина, ей сейчас 80 лет, она всю жизнь проработала на Уралмаше. Мы услышим ее историю, а потом встретимся с ней самой. 10 остановок – 10 историй людей. Профессиональный драматург из многочасовых интервью сделал короткие новеллы по 3,5-7 минут. Это не придуманный текст, но он профессионально обработанный.
Этот автобус ходит по району уже 2 года, регулярно на него есть спрос, потому что это своеобразный микс: с одной стороны – спектакль, с другой стороны – это экскурсия, потому что я много рассказываю о районе, с третьей стороны – это перфоманс, потому что когда уралмашевцы ездят, они сами активно рассказывают истории. Это очень интересное сочетание.
Ваши проекты как-то представлены в Интернете? Как можно познакомиться с городом в сети Интернет?
Главная наша «наглость» для Уралмаша - мы создали собственный туристический сайт Уралмаша [2] – это первый туристический сайт района в России. У города Екатеринбурга много туристических сайтов, но у районов сайтов нет. Здесь представлены экскурсии по району. Он называется Уралмаш 2033 [2].
В 1933 году район стал Уралмашем, а в 2033 году ему будет 100 лет. Сначала был Уралмаш индустриальный, затем был Уралмаш криминальный, теперь Уралмаш имеет все шансы стать туристическим и культурным брендом. Индустриальным он по-прежнему остается, это тоже хорошая история. На сайте мы выложили все, что есть интересного в районе. Например, мы работали с детскими квестами. У нас 1500 школьников прошли по бульвару Культуры, поиграли в 5 типов квестов. Мы издали наиболее интересные сюжеты про район в каталоге «Наколи Уралмаш», где истории сочетаются с изображениями, которые можно использовать, в том числе для татуировок хной или аквагрима. Например, есть такая история «Пиво в трамвае». В 1931 г. чтобы облегчить жизнь рабочим Уралмаша, которые на работу ходили пешком из центра города, по Космонавтов запустили трамвай. Но средств хватило только на однопутную дорогу, в результате чего на разъездах трамваи долго стояли и люди по-прежнему предпочитали ходить пешком. Ситуацию значительно изменило решение первого директора Уралмаша – Александра Банникова, который распорядился продавать в последнем вагоне пиво и воблу. Так он раскрутил трамваи.
С 2016 года мы являемся операторами интерактивной зоны «Екатеринбург-300» на Плотинке на капсуле времени. И концепция этой зоны – презентация районов. Мы презентовали в том году Уралмаш. Мы думали, как же эту зону назвать, и одну из зон назвали «Уралмаш – родина слонов».
Мы сделали игру на карточках. Всего 100 карточек. Вы вытаскиваете карточку и говорите, верите или не верите. Например, верите ли вы, что первый трамвай был раскручен при помощи пива? И здесь каждая карточка с подвохом. Верите ли вы, что на Уралмаше были свои деньги, например? Верите ли вы, что самый большой эскалатор в мире сделан на Уралмаше? Верите? На самом деле самый большой эскалатор в мире сделан в Америке. Верите ли вы, что самая большая скважина в мире пробурена Уралмашем? Это правда. Эта скважина на Кольском полуострове – 12 262 м. Причем во время бурения скважины на такой глубине была найдена жизнь – живые микроорганизмы. Это было мировое открытие. Или, например, вопрос о том, правда ли, что на Уралмаше проектировали пушку для запуска спутников на орбиту Земли? Это правда. Уралмашевский инженер спроектировал в 1960-ые годы пушку для запуска спутников на орбиту Земли, причем это был Федор Федорович Петров – лучший советский инженер артиллерии, человек, который сделал почти 33 пушки за свою жизнь и все они были лучшими либо в стране, либо в мире. На сайте [2]Уралмаш 2033 есть даже целый фильм, который раскрывает эту историю.
Мы, фактически, когда возим по Уралмашу на 33 автобусе, прежде всего, рассказываем про некий феномен этого района, про то, как он может работать дальше. Возникает три эффекта. Район становится живым, становится своим, возникает эмоциональная сопричастность к нему.
Другой инженер – Виталий Максимович Нисковских, у которого мы брали интервью 2 года назад, этот человек фактически создал особую технологию машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), которую он 20 лет пробивал в СССР, борясь с московскими предприятиями. Затем ее внедрили в Нижнем Тагиле и в Японии. Он в Японии был очень много раз. Его даже в Японии узнавали простые люди на станции, кланялись ему в пол и говорили «Нисан, уважаемый человек» (традиционное и общепринятое обращение младшего брата к старшему). А потом японцы эту технологию продали дальше по миру. Как говорят в Музее истории Уралмашзавода, значительная часть стали в мире, больше 70%, идет по этой технологии. Виталий Нисковских написал книжку про себя, он конечно молодец, даже фильм про него снят. Но, например, в последние годы жизни никто не взял у него нормального видео-интервью, а сейчас он его уже и не даст, ему осталось не так много, потому что у него рак.
Оба эти человека однозначно входят в символическую сборную инженеров 20 века. Почитав интервью с ними, ты можешь вдохновиться наполниться этими историями. Для людей же, которые работают в этих компаниях – в данном случае на УЗТМ, это мощная корпоративная история и эмоциональная сопричастность к бренду – раз, к профессии – два, к коллективу – три.
Какие еще предприятия вас интересуют, кроме Уралмашзавода? Интересные истории ведь есть и у других рабочих.
Сейчас мы начали большой проект с Водоканалом. История города в историях водоканальцев – «Люди В». Они же «прошивают» весь город! Нам обещали контакт сантехника, который с 14 лет начал работать и до сих пор работает, ему же сейчас под 80. Это же фантастическая история. Всем остальным сантехникам будет очень приятно и интересно почитать эту историю, причём не только в Екатеринбурге.
Также мы начали общаться с Уралэнергостроем, у них скоро юбилей, 80 лет. Когда я почитал их историю, о том, что они построили 30 электростанций, и когда они строили электростанции, строили еще и жилье вокруг них. Эта компания построила целые города – Зарченый, Среднеуральск, например, Верхний Тагил, и еще порядка полутора районов энергетиков в городах Свердловской области. Это же фантастика! У них еще есть в Екатеринбурге есть улица Энергостроителей. И было бы здорово сделать историю про их компанию, где каждый дом этой улицы мог быть символически стать городом, который они построили. Фактически улица-музей. Конечно, у людей после этого ощущение ценности зашкалит.
В стратегии Екатеринбург-2030 должен появиться как базовый критерий «городской патриотизм»
Поясните, чем профессиональный горожанин отличается от любителя?
У нас есть горожане нулевого уровня, первого и так далее. Стадия нулевого уровня – это гость. У нас кроме гостей обычных есть многие жители, которые являются гостями в своем городе. Например, многие жители не бывали в некоторых районах Екатеринбурга за всю свою жизнь. Они сами, как туристы, ничего не знают, и когда приезжают другие гости, не могут рассказать ничего о городе.
Профессиональные горожане лучше понимают, как устроен их город. Люди, которые жили на Уралмаше до автобуса № 33, и люди, которые живут, покатавшись на нем, это немного разные люди. Я знаю людей, которые переехали жить на Уралмаш после автобуса №33 или не уехали оттуда. Мы закладывали долгосрочный эффект в гранте для фонда Потанина, указав изменение стоимости жилья в районе. По нашему мнению, этот проект должен повысить ценность места.
Я считаю, что в стратегии Екатеринбург-2030 должен появиться как базовый критерий «городской патриотизм». Потому что сегодня городам уже сложно конкурировать по уровню инфраструктуры, по уровню качества медицинского обслуживания, образования. И даже по уровню креативной среды. Отсюда и возникает этот параметр, – горожане не должны отсюда уезжать не потому, что здесь лучше, а потому что они любят это место, они его знают, они здесь дома. И тогда возникает уже совсем другое отношение к городу.
Если мы начнем так работать с детского сада, а у нас уже есть программа «Я живу в Екатеринбурге», то это будут уже настоящие истинные уральцы. Екатеринбург уже давно столица Урала и в этом смысле горожане должны понимать, чем гордиться, потому что у нас есть очень много символов. Это не только широко известные граница Европы и Азии, Романовы, конструктивизм. Нет! У нас миллион символов, просто надо их изучить.
Мы создаем в Музее истории Екатеринбурга новый фонд, который называется Фонд биографий, личных дел, личных историй. Мы даже думаем сделать ребрендинг нашего Музея к 300-летию Екатеринбурга - из Музея истории Екатеринбурга сделать Музей историй Екатеринбурга. В этом отношении этот фонд обладает очень интересным эффектом – если в этот фонд Музея истории Екатеринбурга попадает информация – биография, интервью, аудиозапись, видео, текстовая расшифровка, документы человека, это будет храниться вечно. Пока есть Екатеринбург – будет Музей истории Екатеринбурга.
Так давайте кинем клич, сделаем общественное гражданское движение, городское движение, чтобы люди просто собирали у своих родственников все материалы об их жизни, вы бы их обрабатывали, фиксировали, печатали, это бы легло в Фонд личных дел, личных историй Екатеринбурга?
Если мы сейчас действительно до 300-летия рванем и соберем максимальное количество личных историй, я думаю, 1000 биографий - это будет самый минимум. Потому что серьезных, интересных людей у нас в городе в разы больше. Выводить все эти истории можно в частности на специальном сайте. По местам, эпохам, сферам деятельности или просто исходя из жизненной ситуации. Например, человек встал с утра, например, какой-нибудь бизнесмен, думает, стартовать ему или не стартовать какой-нибудь бизнес, он зашел на сайт, а ему там покажут кейс, например, «Уралмаш, 1941 год», об уралмашевцах, которым сказали сделать годовой заказ за 2 месяца, которым сказали, если не сделайте, вас расстреляют. Они, конечно, все сделали. Потом в своих мемуарах писали, что не верили, что это сделали, кажется, это невозможно. И человек понимает, что он пешком ходит по сравнению с этими людьми.
Важно, что эти истории собирать важно прямо сейчас. Люди уходят. XIX век мы уже потеряли. Потеряли историю города как историю людей, их открытий, мечтаний и амбиций. Мы знаем только имена и сухие цифры. Если подождать еще 5-7 лет, мы потеряем и XX в. Карта города так и останется пустой. В этом смысле сбор историй к 300-летию наверное будет по-настоящему оценен только лет через 50 или 100.
Но я думаю, мы и сегодня можем прекрасно работать с этими историями. Историями, которые показывают, как этот город вырос, благодаря чьим идеям и работе состоялся. Что в нем есть и что ему характерно. Если все эти истории превратить в экскурсии, путеводители, спектакли, сувениры, настольные игры, фестивали – это действительно наполнит город. Возникнет ощущение, что в Екатеринбурге есть все. Город, по которому можно путешествовать 7 дней в неделю. Переезжая из района в район, открывая место за местом. Тем более что, как мы надеемся, к 300-летию появятся особые точки притяжения – в виде музеев районов.
При этом мы обнаружили такую вещь – современная карта Екатеринбурга очень напоминает колесо святой Екатерины – первую печать нашего города, города-завода. Как раз к 300-летию у нас будет 8 административных районов и сходство будет полным. Город придет к тому, с чего он начинался. Но на эту карту можно посмотреть как на схему туристической навигации. 8 туристических районов, а в центре города - водонапорная башня, откуда по ним стартуют экскурсии и вело-маршруты. Так чтобы можно было взять велосипед здесь, а сдать в другом районе и наоборот. Это связанный город, город-узел.
Кстати эту метафору для города еще в XIX веке придумал Д.Н. Мамин-Сибиряк. Переосмыслив его «Город Узел», мы разработали еще один проект, который мы назвали «ДНК Екатеринбурга» или «Екатеринбург есть везде». Идея в том, что мы – город-хаб. Но помимо транзитного, транспортного, административного центра, мы хотели бы обратить внимание на то, что он всегда был своеобразным людским хабом – городом, впитавшим мощный человеческий капитал из других городов и стран и продуктивно поставляющий своих людей для развития других мест. То, что город впитал и то, что он рождает – это и есть своеобразный код Екатеринбурга.
И нам важно к 300-летию максимально эту историю проявить. Понять из чего мы собраны и понять, как это все здесь перемололось, переплавилось как в металлургическом котле. А также воздать дань этим людям, городам, институциям, которые вложились в наше развитие. Хотя бы послать им открытку с благодарностью. Я бы, например, сделал это для потомков П.В. Оранского – ленинградского архитектора, который строил Уралмаш, а затем улицу Свердлова уже в статусе главного архитектора Екатеринбурга.
Вторая часть задачи – это проявить вклад Екатеринбурга в развитие других городов и стран. Наши люди, идеи, машины – они везде. Это экспедиция в своеобразный «Екатеринбург-2». Мы готовы запустить наш автобус №33 в путешествие по миру, где мы могли бы исследовать следы Екатеринбурга и взять интервью у его выпускников, а параллельно рассказывали всем о нашем городе, дарили сувениры, раздавали приглашения в наш город.
Мы можем сделать на 300-летие Екатеринбурга форум Е-300 – всемирный саммит екатеринбуржцев. Позвать 300 человек (за наш счет, остальные сами) приехать со всего мира. И они, например, сядут на какой-нибудь супер длинный велосипед, начнут крутить одновременно педали, зажжется какая-нибудь радуга над городом и в небе появятся образы этого самого второго Екатеринбурга. И мы действительно ощутим, что такое наш город.
Город с комплексом полноценности, один из лучших городов для жизни в 21 веке. Город-узел, в котором в котором есть все и который есть везде.