
За две недели пять глав регионов покинули свои кресла. Волна отставок началась практически сразу после выборов, во время которых были избраны 16 руководителей субъектов. Политологи объясняют происходящее обновление губернаторского корпуса необходимостью укрепления власти на всех уровнях. В связи с подготовкой к выборам Президента России, запланированных на март, в ближайшее время в региональной цепи будут заменены все слабые звенья.
Перед выборами заменят каждое «слабое звено»
За две недели в отставку ушли губернаторы сразу нескольких регионов: глава Самарской области Николай Меркушин, Нижегородской области – Валерий Шанцев, Красноярского края - Виктор Толоконский, главы Республики Дагестан и Приморья.
Большинство политологов полагает, что на этом отставки не закончились. Эксперты холдинга "Минченко Консалтинг" в своем докладе «Политбюро 2» называют целый ряд имен тех управленцев, кто находится в группе риска, то есть под угрозой увольнения. Свои полномочия рискуют сложить Алексей Орлов, Владимир Городецкий, Марина Ковтун, Александр Карлин и Виктор Назаров.
По словам руководителя уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолия Гагарина, ожидается замена около дюжины губернаторов, что, прежде всего, связано с грядущими президентскими выборами.
«Такая массовая ротация необходима перед новым президентским циклом, перед лицом задач обновления политической конфигурации и экономических проектов развития территорий, прежде всего, Дальнего Востока, Сибири и Северного Кавказа. Новые проекты требуют новых управленцев, придерживающихся принципа равноудаленности от региональных элит, по крайней мере, на первом этапе. Образно говоря, корабль не должен обрастать ракушками», - отмечает политолог.
С коллегой согласен политолог Дмитрий Гусев, он отмечает, что все отставки связаны с обновлением управленческой элиты, то есть это большое дело, которым занимается президент.
Политолог Алексей Швайгерт называет имя инициатора «отставной» кампании, по его словам, волна отставок связана исключительно с новым главой управления внутренней политики:
«Как известно, новая метла по-новому метет. Новая метла пришла в лице Вайно и Кириенко. На новом месте новый человек старается начать конфигурировать региональные структуры под себя, в принципе, затея понятая и была ожидаема».
По мнению политолога, власть пытается использовать технологию замены руководителей для создания позитивного настроения у элит и населения, посредством эффекта «медового месяца».
«В отдельных регионах, где накопились действительно серьезные элитные и межэлитные конфликты, где по результатам социологии отношение к власти у жителей не совсем оптимистичное, такие отставки созрели. Мы знаем об «эффекте медового месяца» - это когда отставка руководителя и для элит и избирателей является духоподъемным фактором. За счет элементарной рокировки, за счет смены главы региона удается придать определенный импульс. Грубо говоря, отставка губернатора дает надежду на лучшее будущее с новым главой», - рассуждает Швайгерт.
Как подчеркивают эксперты, причины отставок – накопившиеся конфликты, нерешенные проблемы, подорванный авторитет и недовольство народа.
Стоит заметить, что уходящим губернаторам предлагается несколько вакансий. В этом смысле, сама по себе замена носит не катастрофический характер для уходящих с губернаторских постов, а, как говорят сами отставники, является просто «сменой работы».
Смена глав сейчас, за год до выборов, совершенно оправдана. По словам аналитика Экспертного института социальных исследований Андрея Колядина, такая схема выбрана, чтобы новый человек к тому самому моменту когда нужно было избирать губернатора, то есть к единому дню голосования, уже понял проблематику региона, показал себя, его узнали и могли квалифицированно за него голосовать.
Несмотря на прогнозы с объявлением имен руководителей регионов, входящих в группу риска, опрошенные нами эксперты не склонны называть фамилии.
«Какое количество губернаторов будет сменено, когда, какими этапам и в какой день, это определяет единственный человек – президент нашей страны. Поэтому нельзя предсказать, какое количество отставок будет. Можно гипотетически предполагать, но лучший предсказатель – это Владимир Владимирович», - резюмирует Андрей Колядин.
Портрет назначенца
Большинство экспертов отметили общий тренд в назначении сменщиков – на должности подбираются молодые технократы. Однако, как показали последние назначения, из правила всегда есть исключения.
«Элиты обновляются за счет молодых технократов. Технократы – люди, обладающим специфическим управленческим опытом, не только государственной службы, но и федеральной службы, работы в крупных корпорациях которые обладают новыми управленческими опытами и технологиями», - говорит основатель Bakster group Дмитрий Гусев.
В сложные регионы, такие как Красноярский край, Северный Кавказ, подбираются люди, готовые решить специфические проблемы и задачи, которые стоят перед регионом. Например, недавно направленный в Дагестан Владимир Васильев, он не местный, не из Дагестана, но, по мнению эксперта, способен привести местные элиты к общему знаменателю, способен настроить их на конструктивную совместную работу, поскольку ни к одной из групп не принадлежит.
Как добавляет Анатолий Гагарин, исключение связаны с тем, что опытные "возрастные" управленцы обладают дипломатическими навыками, необходимыми в конкретных регионах, отличающихся наличием явных и скрытых конфликтов.
«Поэтому мои коллеги и не склонны видеть однозначную тенденцию "на обновление молодых", ведь жизнь всегда богаче и сложнее любых трендов», - объясняет эксперт.
«Раньше тенденция была одна – если ты силен, харизматичен, за тобой стоят капиталы и влияние людей, ты выдвигаешься на выборы и становишься губернатором. Потом был промежуток времени, губернаторами становились представители финансово-промышленных групп, замы руководителей финансово-промышленных компаний, либо госкорпораций, замы министров, представители Госдумы и Совфеда, вице-губернаторы. И из этой когорты людей выбирали наиболее ярких персонажей, которые были системны», - описывает специфику выбора в прошлом Андрей Колядин.
В настоящий момент, как отмечает политолог, к этим критериям добавился еще и возраст, молодость является неким плюсом при назначении людей на губернаторский пост, с учетом перспективы, теперь все просчитывается на несколько шагов вперед.
Однако отличный послужной список, учитывая опыт работы в госкорпорации и Совфеде, и средний возраст не гарантирует, что человек сто процентов станет губернатором. По мнению Алексея Швайгерта, у власти нет «нормальных кадровых стратегий», и ведущую роль играют договоренности с различными группами влияния.
«То, что мы видим, это не какой-то сознательный курс власти на обновление, хотя это именно так хотят подать. Мы видим, что история с молодыми технократами очень резко сменилась на другую историю, например, в Красноярском крае, где назначен врио 62-летний Александр Усс. Усс действительно политик со стажем, «тяжеловес», избирался в губернаторы в 2002 году. Или, к примеру, Владимир Васильев, как про него говорят – «русского генерала на Дагестан», тоже человеку 68, выйдет на выборы в 69. Это в логику замены на технократов и обновления кадров не укладывается», - полагает спикер.
Эксперт отмечает, что все назначения происходят ситуативно, в режиме жесткого компромисса и согласования со всеми публичными группами влияния происходит выбор той или иной кандидатуры на тот или иной регион.