В продолжение темы о социологических аспектах миграции выходцев из мусульманских регионов в ХМАО [2].
Структурно мусульманские общины Югры входят в состав Регионального Духовного управления мусульман (РДУМ) Ханты-Мансийского автономного округа, которое канонически подчиняется Центральному Духовному управлению мусульман России.
Председателем РДУМ с момента его образования в 1999 г. является Тагир-хазрат Саматов, «штаб-квартира» которого находится в Соборной мечети г. Сургута. В его состав входит порядка 26 местных религиозных организаций, имеющих 18 мечетей и 9 молельных комнат.
Увеличение доли кавказских мусульман (как отмечалось ранее: Мигранты-мусульмане в Югре - экспертный взгляд социологов [2]), являющихся приверженцами более политизированных версий /толкований ислама, приводит к их открытому противостоянию, как с органами власти, так и с остальным мусульманским населением автономного округа. Однако, это не снимает с уммы (общины) задачи по выстраиванию мирного диалога как между мазхабами (школами/толками в суннитском исламе), так и со светской властью.
Ведь, собственно, те мусульмане, которые приехали в регион в поисках «лучшей жизни», за годы жизни здесь обрели ее. Данные социологических опросов за последние 10-15 лет показывают, что прибывшие в Югру мигранты в общем, более или менее довольны своей жизнью, так как в большинстве своем покидать округ они не собираются, а планируют жить здесь постоянно. Причем так считает больше половины выходцев, как из Средней Азии, так и с Кавказа.
Рамиз Гадиев, член Комиссии по культуре, межэтническим, межконфессиональным отношениям и вопросам коренных малочисленных народов Севера Общественной палаты Югры: У нас есть пласт молодых людей, которые ничем не заняты. Именно из таких людей формируется «пушечное мясо» для различных незаконных организаций. Можно прикрываться вопросами религии, национальности, но преступление не имеет ни религии, ни национальности. А все это вызвано незанятостью. А если человек имеет много свободного времени, то он может заполнить его чем-то преступным. Я считаю, что нужно выполнять свои прямые обязательства перед обществом. Нужно хоть немного быть патриотом. Нужно понимать, что я - это Россия, я - это – Югра, здесь живет моя семья. Мы должны помнить это и думать о безопасности. Причем, на самом бытовом уровне. Источник: Югра Ньюс [3]
Существующий ныне этап миграции в целом в Югре характеризуется тенденцией стабилизации положительного миграционного сальдо и роста численности постоянного населения автономного округа. То есть, несмотря на особую остроту проблем, с которыми приходится сталкиваться мигрантам, недавно поселившимся в округе, и местному населению, происходит прогрессирующее закрепление бывших мигрантов в качестве постоянных жителей. И этот факт имеет для округа положительное значение.
Но также же этот факт требует к себе и самого пристального внимания в том плане, что необходимо наметить более эффективные пути решения проблем адаптации мигрантов в автономном округе. В противном случае именно такой источник прироста населения, как прогрессирующий рост численности новых мигрантов, может стать фактором ослабления социальной и межнациональной стабильности округа.
Решение указанной задачи, в конечном счете, служит развитию и укреплению межэтнического сообщества Югры, одного из стратегически значимых регионов России.
Именно поэтому вопрос межнациональных отношений, как и адаптации мигрантов стоит в числе приоритетов в повестке главы региона Натальи Комаровой.
«Я считаю важным подчеркнуть, что Югра является одним из наиболее многонациональных регионов России и, полагаю, что наиболее веротерпимым, - отметила губернатор Югры Наталья Комарова. – И приверженность к традиционным для народов России культурным, духовным ценностям – это лучшее лекарство от радикальных идеологий, в том числе псевдорелигиозного толка» (РИЦ «Югра» [4]).
Рекомендуемые источники:
Дугин А.Г. Евразийский реванш России (Глава «Геополитика Ислама»), - М., 2014
Итоги Всероссийской переписи населения,2004
Итоги Всероссийской переписи населения,2010.
Мархинин В.В., Удалова И.В. Адаптация мигрантов в Югре (По материалам социологических исследований 2004-2014 годов). – Новосибирск, Сургут, 2014.
Шевчук А. Почему молодежь уходит в радикальный ислам? [5]
Сингизов Т.Р. Динамика этнического состава исламской уммы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. – Томск, 2016.
Статдата.ру (Население России, 2017) [7]
Хайруллина Н.Г., Воробьев Е.М. Межэтнические отношения в Тюменской области: динамика и тенденции. – Тюмень, 2014.