
До Единого дня голосования осталось меньше месяца. Эксперты делают прогнозы по явке, по мнению председателя избиркома Свердловской области Валерия Чайникова, явка на выборы губернатора превысит 40%. В свою очередь глава Избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров уверен, что на участки придет не более 30 - 35 % избирателей. Глава ЦИК Элла Памфилова в интервью «Коммерсанту» заявила, что главное, не сама явка, а ее реальное отражение, отсутствие фальсификаций и других нарушений.
Тем не менее, накануне полномочный представитель Президента в Уральского федерального округа Игорь Холманских на заседании оперативного штаба по подготовке к единому дню голосования заявил, что «актуальной задачей остается работа по повышению явки, ведь активность избирателей – показатель легитимности выборов». Такая задача была делегирована на уровень регионов.
Показатель легитимности или миф? К чему стремиться организаторам выборов
Политологи отмечают, что явка в целом не является каким-либо значимым фактором. Она не влияет ни на легитимность выборов, ни на их результаты. Прогноз Ильи Захарова в 30-35 % эксперты сочли вполне реальным и оптимистичным, этих процентов достаточно для того, чтобы считать выборы легитимными.
По мнению некоторых аналитиков, никаких установок от федерального центра по явке нет, что же касается ее стимулирования, то, помимо проведения лотерей, необходимо мотивировать избирателя принимать более активное участие в политических процессах, интересоваться политикой и принимать решения. Как отмечает политолог Глеб Кузнецов в тех субъектах, где высокая гражданская активность, явка, как правило, выше, чем в других территориях.
«Явка не является ключевым моментом выборов. Электоральный анализ, проведенный в различных регионах, показал, что в наиболее современных, продвинутых регионах, явка намного выше, чем в отсталых. Люди активно идут на выборы, хотя конкуренции там нет никакой. Все разговоры o минимуме или «потолке» – это в целом неправильный подход. Явка это такая химера, журналистский миф, с которым нужно бороться», – полагает эксперт.
Политолог, член правления Российской ассоциации политических консультантов Андрей Колядин полагает, что явка демонстрирует легитимность выборов, но вместе с тем, не стоит ожидать высоких цифр или ставить задачи по их достижению. По мнению эксперта, 35-50 % – хороший результат, свидетельствующий о легитимности и объективности выборов.
«Понятно, что если придет 15% населения и проголосует за кандидата 51%, это будет лишь 7% населения на данной территории, которые проявили политическую активность и поддержали губернатора. И это будет не совсем правильно. Опыт всех европейских стран, и Россия в этом случае, к моему сожалению, присоединяется к ним, все-таки показывает, что у людей падает внутренняя потребность и интерес к походу на выборы. Я не буду говорить, что 20% сейчас является вполне нормальной явкой на изрядной части Европы. Думаю, что все-таки для нас будет вполне нормальным и легитимным голосование на уровне 35-50 процентов», – считает Колядин.
Некоторое снижение избирательной активности россиян так же отмечает основатель Bakster Group, политолог Дмитрий Гусев. Однако для победы эти цифры не важны.
«Явка на выборах это такая штука, за которую все бьются. Но для победы без разницы, будет там 20% или 30% и так далее. На выборах мэра Москвы была явка 33%. Поэтому, полагаю, что это какие-то предельные цифры. Я думаю, никакого минимума нет, как нет и никакого потолка. Есть задача победить и победить красиво, чисто, честно, чтобы все поняли, что в Свердловской области прошли легитимные выборы. Вот вся задача, которая есть», – говорит Гусев.
Юрист Иван Кадочников полагает, что при определенных условиях процент проголосовавших избирателей все же имеет значение. Эксперт выделяет два типа выборов – выборы конкурентного типа и выборы по принципу референдума.
«В первом случае явка играет роль, так как явка означает поддержку избирателей. Во втором случае явка не играет роли, так как задачей этого типа выборов является поддержка элит. За поддержку элит отвечает не ВРИО, а чиновники-исполнители. Результат их работы мы увидим 10 сентября 2017 года», - уточнил эксперт.
Если говорить о выборах в Свердловской области, то явка избирателей на них как раз роли не играет.
«Это связано с тем, что референдумный сценарий предполагает активных "протестников". На территории Свердловской области это является наибольшей проблемой - у нас нет протестных активных голосующих избирателей на территории Свердловской области. Большая часть "протестников" сосредоточена в границах МО "Город Екатеринбург" и составляет менее 2% от населения города. Так что мифическую "накрутку" в воображении этих "протестников" мы будем наблюдать только на территории Екатеринбурга», – поясняет Иван Кадочников.
Явка как критерий легитимности выборов явно переоценена сегодня, резюмирует руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
«Явка выходит на авансцену в ситуации, когда жесткая конкуренция уже нереальна. Из дополнительного аргумента, на который не обращают внимания, когда кандидаты создают непредсказуемую битву и тем самым часто снижают явку, заваливая избирателя потоками агитпродукции разных цветов и жанров, она становится основным. Явка на выборах референдумных ставится как одна из главных задач субъекту и является одной из целей референдума. Хотя более важным критерием выборов этого типа выступает проведение максимально чистых выборов, без нарушений», – считает Гагарин.
Однако в этом случае оценить усилия штаба и измерить результат сложно, а вот с явкой это просто, проценты лежат на поверхности.
Как повысить явку? Советы политологов
Все же, согласно установке прозвучавшей из уст полпреда, власти регионов не должны допускать значительного снижения числа проголосовавших. Аналитики предлагают подойти к этому системно и повышать не столько явку, сколько гражданскую ответственность.
«Все способы повысить явку хороши. Главное – заинтересовать людей, чтобы они понимали, что от их голоса что-то зависит. Вот это цель, а технологии могут быть любые», - говорит политолог Дмитрий Гусев.
Илья Захаров считает, что низкий интерес к выборам у населения связан с отсутствием яркой и активной агитации. Однако Глеб Кузнецов полагает, что явка не зависит ни от конкурентности кампании, ни от активности агитации. Политолог помнит примеры весьма ярких предвыборных кампаний, которые никак не помогли привести людей на участки.
«Прогнозы, что явка будет низкой из-за вялой агитации, просто смешны. Вспомним ситуацию 2003 года, яростное противостояние Россель – Баков. Активная агитация, скандалы, от души повеселили народ. А в результате явка около 30%. То есть, корреляции этих двух составляющих нет никакой. Люди просто устают от бесконечной агитации. Это неправильная задача, нет никакой прямой связи между явкой и уровнем агитационного фона. Единственный способ получить 100% явку это нарисовать бюллетени прямо там, на избирательном участке, а это, как мы знаем, противозаконно», – напомнил эксперт.
Одним из оптимальных вариантов повышения интереса к голосованию, по мнению Андрея Колядина, все же остается борьба сильных конкурентов. Если этого нет, в ход идут другие законные средства.
«Оптимальным вариантом повысить явку была бы борьба двух сопоставимых кандидатов. Но, к большому сожалению, наши политики на это не идут. Они предпочитают сражаться с кандидатами более слабыми. Но, тем не менее, все-таки есть такие системы как различные лотереи, референдумы, мобилизации, которые входят в рамки действующего законодательства, не нарушая его и привлекая людей к голосованию. Я думаю, в некоторых регионах они будут использоваться», - резюмирует эксперт.
Несколько легальных рабочих вариантов повысить явку предложил политолог Владимир Борзов. По его сведениям, в Свердловской области ожидается голосование 40%-45% избирателей, при этом, составляя прогноз, социологи опирались только на тех, кто ответил, что точно придет на выборы.
«Среди легальных способов повысить явку можно выделить, как минимум, три. Во-первых, мобилизация сторонников. Это касается как кандидатов на губернаторских выборах, так и муниципальных. Во-вторых, создание праздничной атмосферы в день выборов с проведением народных гуляний, ярмарок, фестивалей, конкурсов с вручением призов и подарков участникам. И наконец, проведение в день голосования квазиреферендумов в территориях, где есть резонансные проблемы», – поделился предложениями эксперт.
Глава ЦИК Элла Памфилова в свою очередь отметила, что явка зависит еще и от того, насколько ее коллеги в регионах хорошо проведут информационную кампанию, объяснят, какие появились дополнительные возможности с голосованием без открепительных.
На основную роль в повышении явки Избирательных комиссий указывает и политолог Алексей Князев:
«Сегодня легально повысить явку может сама избирательная комиссия, активно доведя до избирателей отмену "крепостного права" избирателей. Появилась возможность проголосовать на участке реального проживания, а не прописки "по паспорту". Дело в том, что есть многие территории области, где фактическое проживание сильно отличается от официального. И мало кто их сознательных избирателей поедет голосовать туда, где прописан за 40 или даже 200 км. Отсюда на каждых выборах был недобор голосов вследствие естественной миграции. На этих выборах возможно «отвязаться» от участка по прописке».
Однако, стоит отметить, что эта процедура неудобна тем, что человек должен два раза прийти на свой новый участок - первый раз заранее, чтобы заполнить заявление и второй раз в день голосования чтобы проголосовать.
По мнению Анатолия Гагарина, повышать явку путем информирования населения о широких возможностях голосования по месту пребывания должны все представители политических институтов и гражданского общества – избиркомы, юридические объединения, общественники, работники социальных служб. Эта информация должна быть не менее, а более интенсивной, чем реклама самих кандидатов. По мнению эксперта, наиболее эффективно вести информационную кампанию поможет расширение общественного контроля со стороны Общественных палат, как и было предложено Общественной палатой Свердловской области.
«Максимально эффективная информационная кампания – это предпосылки к тому, что явка может увеличиться. У людей расширяются возможности. Другое дело, как люди ими воспользуются. Но это уже не в нашей компетенции», – признала Элла Памфилова, дополнив, что значительно снижает возможности участия в выборах большого числа россиян время, в которое проходит Единый день голосования. Лучше перенести его на позднюю осень или позднюю весну, считает глава Избиркома.
Отметим, что этот дискуссионный вопрос сейчас обсуждается в рамках рабочей группы по систематизации избирательного законодательства.