Об игровой зависимости в разных её проявлениях сегодня можно услышать довольно часто. Далеко ходить не надо. Врачи заявляют [2]об ограничении у человека интеллектуальной активности на 20%, после компьютерных игр. Депутаты считают [3] игры в том, что на их почве совершаются преступления. И конечно же родители часто твердят своим чадам: «Никакой пользы от твоих пострелялок. Нечего себе голову ерундой забивать!» Знакомо?
Конкретным поводом для написания данного материала стала статья американского доктора Энтони Бина. В своей публикации [4] он поставил под сомнение существование патологической зависимости от видеоигр как реального психического заболевания.
Сильное заявление, не так ли? Оценку ему дали практикующий психолог Михаил Собянин и психотерапевт, член ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин.
Мнение американского врача
В своей работе Энтони Бин ссылается на факт, что сейчас попросту нет достаточно достоверных научных данных, которые подтверждали бы, что проблема действительно существует. «Частота возникновения видеоигровой зависимости варьируется в диапазоне от 0,8% до 50%, если верить результатам разных исследований» — пояснил доктор. По его мнению, такие «плавающие» показатели всего лишь подтверждают отсутствие должного качества проведенного научного изыскания, не более.
Бин обеспокоен, что люди, рассматривающие увлечение видеоиграми как болезнь, возможно, путают причину со следствием. Он предполагает, что в данном случае, видеоигры для человека могут быть неким инструментом отвлечения от насущных проблем в жизни, депрессии. В качестве иллюстрации своей идеи он также вспомнил футбол и другие хобби: «Почему мы не считаем [боление за футбольную команду] формой болезненной зависимости? Или, предположим, человек очень любит ходить в библиотеки и читать книжки — до такой степени, что не может оторваться. Вы просите его отложить книгу, а он все равно продолжает о ней думать. Может это тоже зависимость?»
Мнение российских экспертов
Психолог Михаил Собянин утверждает, что работа доктора Энтони Бина из Техаса в корне не верна. Ссылаясь на монографию (Психология аддиктивного поведения/Монография/ Урал.гос.пед.ун-т – Екатеринбург, 2014), он объясняет, что зависимость от видеоигр существует, но относится она к другому типу поведенческих зависимостей – интернет-зависимости.
«Отметим, что в профессионально-родной для мистера Бина американской системе DSM-5 выделена отдельная нозологическая единица – Internet Gaming Disorders (расстройства, связанные с игрой на компьютере в сети интернет). Причем последствия отражаются как на психике человека, так и на физиологическом состоянии, но об этом позже. Рассмотрим здесь понятия игровой и интернет зависимости. По данным исследований отечественной психологии, к игровой зависимости или гемблингу относится патологическое влечение к азартным играм. К гемблингу не относятся развлекательные и спортивные игры, поскольку они не связаны с возможностью материального обогащения», - объясняет эксперт.
К другим формам интернет зависимости относят, например, виртуальный шопинг, постоянный поиск общения и знакомств в социальных сетях, навязчивый просмотр информации и проверки почты от соратников по сети или обновление информации о себе.
Оценка зависимости от видеоигр как формы проявления интернет-зависимости, по мнению Михаила, связано с тем, что сегодня интернет невозможен без компьютера, и наоборот, отсутствие интернета на стационарной машине не дает раскрыть его возможности в полной мере.
Наличие зависимости от видеоир может диагностироваться по нескольким симптомам на уровне психологии, например:
- преувеличенная личностная значимость,
- видеоигры занимают значительное время у человека,
- развитие раздражительности и тревожности при невозможности играть в видеоигры,
- безуспешные попытки существенно ограничить продолжительность и интенсивность взаимодействия с компьютером.
Физиологически, зависимость может отражаться в слудующем:
- поведении личности,
- нарушении сна, режима питания и пренебрежении личной гигиеной.
Георгий Амусин, психотерапевт, член ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области также прокомментировал тезисы американского доктора.
«Да, на данный момент еще не существует научной работы, стопроцентно доказывающей, что зависимость от видеоигр — это реальное заболевание. Но нельзя отрицать того факта, что компьютерные игры влияют на человека как психически, так и физически.
Если рассматривать видеоигры как инструмент для отвлечения от реального мира, то стоит отметить, что человек очень быстро втягивается в виртуальность. Ни в коем случае игры не должны быть для человека выходом из проблем, заменой чего-либо в жизни. А это часто происходит. После перехода через своеобразную грань, когда ты уже не осознаешь, что виртуальное пространство каким-либо образом уже заменяет реальную жизнь или десоциализирует тебя как человека, можно смело говорить о зависимости этого индивида от видеоигр и, соответственно, психологических расстройствах и может быть даже о физиологических».
К слову, корейские врачи отметили, что за последние годы резко возросло количество заболеваний, так или иначе связанных с видеоиграми (ожирение, ухудшение зрения, различные душевные расстройства, неконтролируемые эмоции со всплесками агрессии и другие).
Это ни в коем случае не значит, что теперь всех любителей видеоигр стоит приравнивать к зависимым и бежать к врачам за помощью. Каждый случай — индивидуален. Эксперты подчеркивают, когда человек сутками напролет проводит время за компьютером, играя, безусловно, это неправильно. Привести такой «марафон» может к очень печальным последствиям: от психологических расстройств до физических дисфункций. Важно помнить и осознавать, что втянуться в виртуальный мир очень легко, но выбраться из него, порой, сложно. Дорогие читатели, желаю вам, чтобы видеоигры всегда оставались для вас безобидным способом провести свое время.