
Челябинскую область сделали пилотным регионом по внедрению квотирования выбросов. В мае губернатор Борис Дубровский, выступая с докладом на Невском экологическом конгрессе, напомнил о предложении по введению квот на выбросы предприятий и городского транспорта. Как поясняют эксперты, речь идет не только о квотировании, а об изменении системы управления качеством атмосферного воздуха. Как реализовать эту задачу, кто за это отвечает и как изменится качество жизни южноуральцев, читайте в нашем материале.
Существующая система управления качеством воздуха работает так: для каждого загрязняющего вещества устанавливается гигиенический норматив, для каждого источника вредных выбросов устанавливается норматив выбросов (сколько может быть выброшено, чтобы не был превышен вот этот самый гигиенический норматив).
Однако контроль этих нормативов не приводит к улучшению атмосферного воздуха. В чем недостаток существующей системы объяснил заместитель министра экологии Челябинской области Андрей Новоселов:
«Во-первых, для нас с вами совершенно не важно, кому и какие нормативы выбросов установлены, нам с вами важно, каким воздухом мы с вами дышим. Поэтому главный и единственный интересующий население показатель – это то самое качество атмосферного воздуха там, где мы с вами находимся. А вот данные о качестве воздуха в настоящее время не являются основанием для принятия каких-то решений и предъявления претензий к предприятиям».
По словам министра, в Челябинской области уже два года нет ни одного предприятия, которое бы не отчиталось о соблюдении нормативов. Все предприятия достигли нормативов, ни у одного нет обязательств по дальнейшему снижению выбросов, а загрязнение воздуха в городах остается высоким. Власти Южного Урала давно признали, что действующая система неэффективна и придумали, как улучшить экологию в регионе. Наиболее реальным и эффективным способом является идея квотирования выбросов.
«Во-первых, нужно определить для каждого предприятия его допустимый вклад, вот это и есть та самая квота. Этот допустимый вклад, так сказать, загрязнения атмосферного воздуха от предприятий и должен являться уже основанием для последующего установления нормативов, так как сейчас это делается. Но контроль выполнения мероприятий также должен осуществляться по загрязнению воздуха в жилой застройке. То есть предприятия для того, чтобы достигнуть нормативов, разрабатывают мероприятия, устанавливают их в установленном порядке, показывают экологический эффект, но контроль не по выбросам на трубе, а по загрязнению застройки», – объясняет Андрей Новоселов.
Квотирование предполагает так называемый сводный расчет, для определения квоты берется степень возможного загрязнения от всех источников, включая. Проще говоря, рассчитывается, сколько предприятия и автотранспорт могут надымить при самых неблагоприятных условиях.
Процесс по улучшению атмосферного воздуха уже запущен. Для того чтобы предприятия втянулись в этот процесс и смогли оценить свои возможные расходы в профильном министерстве взяли те нормативы выбросов, которые уже существуют на предприятии и провели совокупный расчет, какое будет загрязнение в городе Челябинске, если предприятия одновременно будут дымить при неблагоприятных метеорологических условиях.
«Загрязнение получилось выше, все предприятия в нормативах, а при одновременных выбросах и при неблагоприятных метеоусловиях получается загрязнение высокое, причем по целому ряду компонентов. Мы же видим тогда при совокупном расчете, сколько вкладывают: у этого 20%, у этого 5%, у этого 30% и так далее. К примеру, если превышение в три раза, всем пропорционально уменьшили в три раза – вот твоя квота, исходя из этого, считай свои выбросы», – рассказывает замминистра экологии региона.
Руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин отмечает, что Челябинская область с проектом внедрения квот станет пионером в области экологической безопасности. Согласно стратегии, которая сейчас принята и которая обсуждалась на Госсовете с участием Президента, предприятия совместно с региональными властями должны сократить количество выбросов, а так же озадачиться вопросом переработки всех отходов, чтобы вместо 8% перерабатывать 40%.
Как отметил эксперт важно построение системы, что сейчас и делает в качестве пионера Южный Урал.
«Челябинская область действительно является пилотным регионом, где можно отработать новые методики. Главное – это создание системы, которая бы стимулировала участие всех заинтересованных в этом. Понятно, что есть определенные промышленные интересы, экономические и так далее, но надо сделать так, чтобы все-таки все участники процесса (это прежде всего те, кто участвует в загрязнении воздуха и в накоплении отходов производства) имели определенные стимулы, с одной стороны, а с другой стороны, - имели бы мотивации, чтобы участвовать в этом процессе, были бы экономически заинтересованы (а государство сейчас задает такие условия) и, конечно же, имели систему наказания, если они нарушают эти правила. Когда существуют понятные и прозрачные правила игры, тогда все начинают в этом активно участвовать», – отметил Гагарин.
Эксперт обратил внимание на такой важный момент как экологическое просвещение и активное участие гражданского общества. Однако, чтобы получить реальный результат нужен единый подход и действие правил по всей Российской Федерации. Именно над этим сейчас работает Министерство экологии Челябинской области.
«Поскольку Президент поручил внести изменения в законодательство до 1 октября 2017 года, мы достаточно плотно работаем с Минприроды России по проекту федерального закона. У нас есть свои предложения, мы их направляли в Минприроды, Минприроды уже подготовило, я бы так сказал, проект проекта. Я думаю, что буквально в следующем месяце начнется процесс согласования. Будет принято федеральное законодательство, будут требования, которые можно будет исполнять», - рассказал Андрей Новоселов.
Комплексная система, которая прорабатывается, предусматривает изменение экологической ситуации в Челябинске в целом. Она включает в себя несколько компонентов: строительство метро как один из способов сокращения выбросов в атмосферу; изменение порядка нахождения транспорта в центре – платные парковки; некоторые другие изменения – транспортные магистрали, создание коридоров, тоннелей для транспорта, изменения инфраструктурных направлений и, наконец, внедрение системы квот на выбросы.
Предприятия, игнорирующие квоты, будут вынуждены платить штрафы или переносить свое производство подальше от населенных пунктов. Анатолий Гагарин считает, что проект по внедрению квотирования инициирует диалог власти, гражданского общества и промышленников. Стоит надеяться, что этот диалог будет эффективным.
«Я считаю, что мы должны поставить во главу угла здоровье наших граждан и, соответственно, те необходимые условия, связанные с экологической безопасностью. Понятно, что если владелец не соблюдает требований, он будет вынужден или платить штраф, или переносить производство. Бывает так, что перенос связан с экономической нецелесообразностью содержать в центре города, потому что увеличивается кадастровая стоимость на землю, а это тоже один из инструментов некоего давления, он тоже используется некоторыми муниципальными и региональными руководителями. То есть, уже существует целый комплекс мер, которые призывают к диалогу и возможному переносу тех или иных предприятий за черту города», – подчеркнул руководитель уральского филиала ФоРГО.
Учитывая интерес Президента к проблемам экологии, возможно единая система внедрения квот на выбросы будет создана уже в этом году.