Политтехнолог и социолог Евгений Полковников поделился с ИА «Повестка дня» [2] своим мнением о прошедших 26 марта акциях борцов с коррупцией. Эксперт обратил внимание на некоторые закономерности процессов и особенности протестных настроений. Агентство приводит слова политолога без редакции.
Уже много написано о различных причинах того, почему митинги 26 марта оказались столь многочисленными. Пишут и о силе соц. сетей, и о новом протестном поколении, и о возможных последствиях этих событий. События начинают обрастать мифами, причем как со стороны сторонников, так и противников действующей власти.
Скажу о тех вещах, которые кажутся важными мне.
На мой взгляд, основной мотив выхода людей на улицы (тех, кто не является профессиональными протестниками и убежденными борцами с режимом) борьба за справедливость в самом широком понимании этого слово.
У простых людей стойкое понимание, что в современном российском обществе нет справедливости. И это чувство, ощущение несправедливости копится и растет с каждым годом.
Оно окружает простого человека в реальной жизни, оно идет из новостей (например, о том, как очередной юный мажор попал в ДТП), оно плотно укореняется в подсознании и ждет некоего катализатора, который переведет это пассивное ощущение окружающей несправедливости, в активное протестное действие.
Впервые это произошло в декабре 2011 года, тогда осознание «несправедливости» итогов выборов вывело на улицы сотни тысяч людей, простых людей у которых возникло ощущение массового обмана и несправедливости. Эти простые люди, в большинстве своем, не имели каких-то общих политических взглядов и тем более программы действий, а сил, которые смогли бы использовать этот порыв себе на пользу, не нашлось. И этот стихийный порыв народного гнева над массовым проявлением несправедливости постепенно сошел на нет. На целых 5 лет массовые акции протеста вновь стали уделом профессиональных борцов с режимом, людей имеющих четкие политические и идеологические убеждения.
Повторный массовый выплеск накопившейся «энергии несправедливости» мы наблюдали 26 марта 2017 года. Своим фильмом Навальному удалось разрушить ареол священности верховной власти, ее сакральности, ее избранности. В сознании людей Медведев это некий "младший царь", фигура, обличенная атрибутами верховной власти, наиболее приближенная к президенту, на которую в случае необходимости тот может оставить страну.
И тут оказывается, что….. впрочем нет смысла пересказывать содержание фильма, главное было показано, что не только бояре «несправедливы», но и царь, пусть и младший. Это стало катализатором перехода «энергии несправедливости» из пассивной фазы, в активную.
Вновь на улицы вышли люди не имеющие четкой политической программы действий, не представляющие чего они хотят добиться, не поддерживающие какую-то фигуру или партию (многие заявляли, что не являются сторонниками Навального). Люди вышли публично выразить недовольство тем, что сегодня происходит в стране, выплеснуть ту самую «энергию несправедливости» накопившуюся за все эти годы.
Пришла молодежь, пришли подростки - люди нового типа, с точки зрения каналов получения информации, у которых врожденный иммунитет к первой кнопке. Люди, у которых чувство справедливости развито в еще большей степени, а переход от пассивной к активной стадии протеста более быстрый и легкий. Все это не какая-то новая тенденция – это достижение в сознании людей критической точки, переизбытка «энергии несправедливости», которая благодаря яркому катализатору переходит из пассивной фазы в активную. Скоро активная фаза вновь перейдет в пассивную и будет ждать нового катализатора.
Проблема в том, что проходя через фазу активного протеста в пассивное ожидание, эта энергия не уменьшается, а только копится. И она будет расти и дальше. И главное, что через 2-3 новых активных всплеска она может стать разрушительной, тем более что этой энергией уже научились успешно манипулировать.
И еще, проблема в том, что ощущение несправедливости нельзя победить PR-методами, оно имеет слишком большую базу бытового опыта, его можно временно купировать, временно перевести внимание, но не более того. А значит, что эта невидимая и часто неосознаваемая человеком энергия будет и дальше копиться в сознании наших граждан, дожидаясь очередного события, которое переведет ее из пассивной фазы в активную.