Екатеринбургское издательство «Раритет» выпустило в свет мемуары Николая Тарасовича Вершецкого (Глухова) (05.07.1927 –26.03.2015) бывшего узника гитлеровского концлагеря Дахау, человека поистине героической судьбы, не сломленного ни пленом, ни отверженностью Родиной, вопреки всему сохранившего вкус к жизни и верность идеалам, – человека в прямом смысле легендарного, вынужденного жить долгое время под выдуманной фамилией.
Николай Тарасович родился в украинском селе Кульчинки близ города Красилов. В 1937 году его отец - Тарас Иванович Вершецкий был арестован и расстрелян по обвинению «в контрреволюционной деятельности».
«Arbeitsbuch Für Ausländer» — «Трудовая книжка для иностранцев», основной документ, регулировавший пребывание остарбайтера на территории Рейха в период 1942—1945 гг.
В 1942 году, будучи подростком, он, вместе со сводным братом, был насильно отправлен на работы в «тысячелетний Рейх», где на правах остарбайтера некоторое время трудился на ферме в Зальцбурге (Австрия).
После неудачной попытки побега, был отправлен в концлагерь Дахау, пережив множество тягот. После освобождения Дахау войсками союзников, из предложенных американской администрацией стран для эмиграции (США, Англия, Австралия), выбрал свою Родину – СССР.
Вид на концлагерь Дахау (Dahau). В лагере было 33 жилых барака и один для медицинских экспериментов. Источник: www.waralbum.ru [2]
Наказание заключенных в лагере Дахау. Наиболее плачевной была судьба советских военнопленных, которых с первых дней войны с Советским Союзом в Дахау свозили тысячами. Как правило, их использовали в качестве живых мишеней для обучения стрельбе эссесовцев-новобранцев. За время войны в Дахау было расстреляно свыше 7 000 советских пленных. Источник: http://www.m.mywebs.su/blog/history/552/ [3]
Вернувшись в Советский Союз, после ряда злоключений, и работ в лагере под Магнитогорском, сменил фамилию и свои данные. Отучился в школе, ФЗУ, и ушел служить на Тихоокеанский флот под фамилией Глухов.
После демобилизации вернулся на Урал, жил и работал в Свердловске, служил в органах МВД, работал в НИИАиС и других местах.
В 2001 году подтвердил свой статус узника концлагеря Дахау, в 2003 году вернул свою настоящую фамилию.
Николай Тарасович Вершецкий ушел из жизни 26 марта 2015 г, успев записать часть своих воспоминаний, которые, благодаря его внучке Юлии Вершецкой, были опубликованы в виде книги. Кроме воспоминаний своего деда, Юлия Евгеньевна предоставила также фотографии из семейного архива.
Николай Вершецкий (Глухов) - моряк Тихоокеанского флота
«Я никому не рассказывал свою историю. Мне выпала судьба жить во времена, когда детям раскулаченных и репрессированных не было места в советском обществе. Особенно такому как я - малолетнему узнику немецкого концлагеря с фамилией Вершецкий… Поэтому я изменил фамилию и стал Глуховым. Рассказывая о себе, я придумывал все: и где я родился, и кто мои родители. Когда меня расспрашивали об отце, я отвечал, что он был военным. Впрочем, без работы я никогда не оставался. Ведь мои рассказы не особо проверяли, я везде проходил как «благонадежный», положительный человек, меня повсюду принимали. Собственно, по человеческим меркам, я таким и был. Хочу сказать, что, несмотря на все, что произошло со мной и с моей семьей, я любил свою страну - Советский Союз. Я был убежденным сторонником коммунизма, и уважал товарища Сталина. Ведь я был дитя своего времени. В советской школе меня, как и тысячи других детей, научили быть патриотами, любить Родину. У меня была возможность уехать куда угодно, чтобы начать жить с чистого листа: в Великобританию, в Соединенные Штаты, в Европу или даже в Австралию. Но я не представлял своей жизни нигде, кроме России. И сейчас не представляю».
Николай Тарасович Вершецкий (05.07.1927 (1929) –26.03.2015) бывший узник концлагеря Дахау с 1942 по 1945 гг. Жил и работал в п. Северск (г. Полевской), в Екатеринбурге.
«Нам не суждено понять, что он пережил, и дай нам Бог никогда не узнать, чего это стоило ему. Иначе сможем ли мы простить себя за то, что не успели сказать? За то, что не успели сделать? Своей судьбой он, убежденный атеист, вымолил нас у Бога. Он выживал там, где это было практически невозможно. Человек, который умел жить. Любил жизнь. И побеждал смерть десятки раз. Это мой дедушка. И сейчас я хочу верить, что он не ушел навсегда, а наконец-то вернулся домой» - резюмирует Юлия Вершецкая.