Тема проверок школьников и студентов на употребление наркотических и психотропных средств – довольно сложная и спорная. Вроде, и дело благое, но очень сложно не переступить черту: все-таки речь идет о социально осуждаемом поведении, люди опасаются получить клеймо «наркоман». «Повестка дня» попросила генерального директора Научно-производственного объединения «Сапфир» Ришата Серазиденова рассказать о новой информационной системе тестирования на склонность к употреблению психоактивных веществ «Аист», ее преимуществах и возможностях.
- Как вы предлагаете вычислять действующих и потенциальных наркопотребителей?
- Наша система «Аист» является программой социально-психологического тестирования. Действительно, существуют самые разные способы узнать о фактах употребления наркотиков среди молодежи. Не так давно проверки стали проводить в образовательных учреждениях. Летом 2014 года был принят приказ министерства образования и науки России, согласно которому все учащиеся учреждений среднего образования, высших и профессиональных учебных заведений должны обязательно проходить тест на склонность к употреблению психотропных веществ.
- Когда говорят о проверке на наркозависимость, обычно имеют ввиду медицинское обследование.
- До сегодняшнего дня действительно использовали медицинские тесты на предмет употребления наркотиков школьниками и студентами. Подростки сдавали кровь, слюну и по образцам делался вывод, употреблял учащийся наркотики или нет. Но у таких способов есть много недостатков. Первое и самое главное - те, кто был активным наркопотребителем, всегда имел возможность уклониться от тестирования. Второе – тестирование могло выявить факт употребления наркотических средств, если они употреблялись накануне, недавно. Если запрещенные вещества были использованы около недели или двух недель назад, то вероятность выявления значительно меньше. И к тому же выявлялось употребление лишь некоторых из видов наркотических средств.
- Сейчас новые наркотики появляются очень быстро, их исследовать и запрещать не успевают.
- Да, сейчас почти каждый месяц появляются, например, новые виды тех или иных курительных смесей. Постоянно химики придумывают что-то новое, а медицинских методик и тестов для выявления этих веществ нет. Поэтому мы в свое время обратили внимание на технологии социально-психологического тестирования, которые позволяют выяснить, склонен подросток к употреблению наркотиков или нет. При этом он необязательно должен быть активным наркоманом. Можно выяснить, насколько велик шанс, что этот школьник или студент попробует. Именно такие социальные тесты, основанные на специально подобранном и большом перечне вопросов, обеспечивают сразу несколько выгодных преимуществ для профилактики проблемы наркомании. Они могут показать более объективный срез, дать сводную информацию по учащимся, склонным к употреблению наркотических средств.
В то же время мы понимаем, что если все ученики (а в Свердловской области их несколько сотен тысяч человек), будут сидеть и вручную отвечать на вопросы, а потом кто-то из преподавателей или психологов будут эти тесты проверять, а тесты достаточно объёмные, то, пожалуй, на это уйдёт целый год. Все они будут загружены проверкой исключительно этих тестов и формированием соответствующих отчётов.
Для того, чтобы выполнить приказ министерства образования и упростить работу преподавателей, нашим объединением «Сапфир» была разработана система «Аист» - автоматизированная информационная система тестирования. Она разработана совместно с Министерством образования Свердловской области и центром психологической реабилитации «ЛАДО». Система расшифровывает ответы учащихся на вопросы, а потом в течение секунды делает выводы. По результатам мы видим не только «склонен» или «не склонен» респондент к употреблению, а также видим позиции, где у ученика есть проблемы, может это проблемы с общением или в семье, или с адаптацией в обществе. В системе достаточно много критериев, и компьютер даёт полный расклад. Тут же мы видим сводную картину по классу, школе и параллели. Можно менять масштабирование, обобщая результаты по району, по городу и по области.
Хотел бы отметить, что при создании системы «Аист» участие в качестве консультанта принимал главный нарколог Свердловской области Олег Валентинович Забродин.
- Как вы проводили «полевые» тестирования?
- Когда был создан первый вариант этой системы, мы запустили проект в нескольких образовательных учреждениях. В дальнейшем система сразу же была представлена на Всероссийском съезде наркологов, в Министерстве здравоохранения РФ, советнику министра, курирующему данную тему. На всех совещаниях, где система была представлена, она заслужила высокую оценку экспертного сообщества. В Свердловской области был рассмотрен вопрос ее полномасштабного использования на антинаркотической комиссии. По результатам такого пилотного варианта положительное решение было принято, и областное Министерство образования, соответственно с прошлого года запустило нашу систему в промышленную эксплуатацию. Сейчас ее используют все образовательные учреждения региона.
- Она используется только в Свердловской области? Возможно ли внедрение в других регионах?
- В различных регионах вопрос контроля и профилактики решается по-разному, где-то тестирование проходит на бумаге, где-то пробуют какую-то автоматизированную обработку. Мы, в свою очередь, стараемся обеспечить более широкое использование системы «Аист». В частности, в этом году мы запустили проекты в Магаданской области, в Республике Саха и сейчас идет внедрение на Сахалине.
- Почему чиновники обратили внимание на ваши разработки и методики, ведь наверняка есть множество способов выявить наркоманов среди учеников или студентов?
- Действительно, были вопросы, связанные с тем, что до текущего года не было чётких рекомендаций от федерального министерства, какую именно методику социально-психологического тестирования применять при проверках. В России использовались около десяти разных методик. Но в этом году вышла единая методика от федерального министерства, по которой будут работать все регионы. Соответственно сейчас они её изучают, а мы её заложили в нашу информационную систему.
Результаты тестирования релевантные и объективные. В Свердловской области данные исследований раздаются руководителям учебных заведений, видна картина в разрезе по классам, по половозрастным группам и соответственно по параллелям. По итогам такого тестирования руководитель учебного заведения, совместно с психологами и специалистами из области здравоохранения уже могут предпринять те или иные действия для работы.
Ситуации бывают разные: даже работать с конкретным человеком не всегда имеет смысл, а гораздо эффективней будет взаимодействовать сразу с большим коллективом, с классом.
Например, если в классе двое «употребляют», зависимость быстро распространяется на других. Вот именно тогда работа с классами имеет смысл, и именно такие результаты и информация передаются в учебные заведения. Ну а дальше это уже дело специалистов: как отработать эту информацию. Тестирование в следующие периоды, позволит нам понять, есть ли там какие-нибудь результаты работы психологов и педагогов в учебных классах.
- Использование автоматизированной системы, судя по вашему описанию, призвано также максимально исключить личное отношение к проблеме со стороны тех, кто проводит исследование, с одной стороны, и с другой стороны, исключить возможности для вранья и манипуляций со стороны исследуемых. Но вы прекрасно знаете, что студенчество – племя очень хитрое. Например, те, кто входит в группу риска или просто из-за озорства сговорятся ответить на вопросы одинаково и смажут картину. Как система борется с манипуляциями?
- Защита от манипуляций, конечно, есть. Тест построен так, что он определяет параметры искренности и неискренности. При превышении определённого порога система даёт нам сигнал, что происходит манипуляция. Мы всегда видим какое количество анкет - искренние. Анализ общих массивов данных позволяет вычленять закономерности и понимать, кто искренне отвечает. И даже определять, кто вообще отвечает лишь бы поставить галочку. Если говорить в числах, то процент тех, кто пытается обмануть систему минимален, а достоверность полученного результата зависит от методик, которые проверены годами.
- Насколько система гибка? Если появляются новые методики, как быстро она сможет быть адаптирована к новым условиям и требованиям.
- Мы в состоянии быстро адаптировать систему под потребность конкретного заказчика. Разумеется, если появляется необходимость добавить новые тесты и вопросы – это легко можно сделать. С системой возможно работать через web-интерфейс. Собственно, система «Аист» так построена, что может подстроиться и анализировать любые массивы данных – от потребления наркотиков и психологических тестов до локальных исследований, вроде отношения к корпоративной культуре.
Резюмируя, могу сказать, что ни для кого не секрет наличие проблемы употребления, распространения и доступности наркотиков. И у Свердловской области есть своя сложная и драматичная история борьбы с этим злом. Раньше, действительно, нельзя было избежать использования грубой силы и агрессивной борьбы с наркопроизводством. Очень сложно было привить отвращение к наркотикам на социальном, этическом, ценностном уровне. Сейчас, конечно, ситуация стала глубже, но и инструментарий всерьез изменился.
Нам не надо терять время на подбор способов выявления и поиски тех, кто входит в группу риска. Автоматизированные системы в состоянии с высокой долей точности указать на человека, попавшего в беду или приблизившегося к опасной черте. Это кратно повышает шансы на его спасение, в том числе, последующими более гуманными средствами психологического воздействия. Для нас это самая главная задача – быстро найти и спасти тех, кто «подсел» на наркотики и не допустить такого для их социально-зависимых одноклассников, одногруппников, друзей.
Справка «Повестки дня»
НПО «САПФИР» – один из ведущих разработчиков в сфере решений по управлению общественными финансами на рынке информационных технологий России.
Сотрудниками НПО «САПФИР» выполнены проекты в более чем 15 регионах и 200 муниципалитетах России, компания обладает лицензией на образовательную деятельность, лицензиями ФСБ и ФСТЭК, является партнером других мировых лидеров по разработке программных продуктов, таких как: Microsoft, Adobe, Abbyy, Axios, Лаборатория Касперского, Dr. Web, Крипто-Про, User Gate и других.