
Меньше года остается до той даты, когда станет известно имя нового губернатора Свердловской области. Напомним, выборы главы региона должны состояться 10 сентября 2017 года.
Как пишут местные СМИ, многое станет понятно уже в мае следующего года, когда истечет срок полномочий действующего губернатора Евгения Куйвашева. Глава государства должен будет подписать указ о назначении исполняющего обязанности главы региона. Многие уверяют, что практически со 100% вероятностью, как раз этот исполняющий обязанности главы региона будет участвовать в сентябрьских выборах, при этом, скорее всего, он будет выдвинут «Единой Россией», и практически со 100% вероятностью можно предсказать, что именно этот кандидат выиграет выборы.
Тем не менее, версии звучат разные. Вот что рассказал в эфире программы «Zоом» на радио «Соль» политолог, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолий Гагарин.
– Можете озвучить свою точку зрения, что сейчас может происходить в Свердловской области в связи с грядущими губернаторскими выборами, то есть, на что можно обратить внимание, что привлекает именно ваше внимание как эксперта, и по поводу кандидатур, которые озвучиваются на роль будущего губернатора, что можете сказать?
Анатолий Гагарин: Мне кажется, что главный сценарий выборной кампании будет зависеть, прежде всего, от характера взаимоотношений между членами команды губернатора, прежде всего, между членами старой команды и членами новой команды, которую, в принципе, теперь можно интерпретировать как новую команду губернатора. Я имею в виду представителей городской администрации. Поэтому, мне кажется, тот характер отношений, который будет складываться, будет влиять, в том числе, и на количество, и персональную представленность тех или иных кандидатов на роль кандидата в губернаторы, или спарринг-партнера, или еще что-то. Поэтому я думаю, что пока можно прогнозировать любые сценарии, любые варианты: с участием губернатора, без участия губернатора, но это мы увидим, наверное, только после ноября, когда судя по некоторым сигналам, будет сформирована та структура исполнительной власти этого региона, реформу которой объявил губернатор, и к которой он приступил. Я имею в виду введение института вице-губернаторов. Сколько их будет, сколько будет первых вице-губернаторов, условно говоря, просто вице-губернаторов, вообще их количество, это тоже вопрос. Рассматривается от 4 до 7, но я думаю, что 7 многовато будет, но судя по тем 7-ми направлениям, которые обозначил губернатор, видимо, у некоторых губернаторов, вице-губернаторов первых и просто вице-губернаторов будут несколько блоков под их руководством. От этого все будет зависеть. Поэтому сейчас можно рассматривать, как я уже сказал, много разных вариантов с участием тех или иных известных фигур, их не так много, наверное, 3 или 4. Это сам губернатор, это Носов, это Ройзман и еще кто-то, кто мог бы быть.
– Учитывая вышеозвученные фамилии, какие могут быть сценарии? Вы говорите, есть несколько сценариев, можете их озвучить, пожалуйста?
Анатолий Гагарин: Сценарий, о котором сейчас активно говорят, в реальность которого я слабо верю, это Куйвашев и, соответственно, второй кандидат – Ройзман, кстати, мы забыли Буркова еще. Четвертый – Бурков. Поэтому, если выдвигается два кандидата, совершенно логично и понятно, что вдвоем они не будут принимать участие в выборной кампании, кто-то еще будет принимать участие, судя по всему, это будет Бурков. При этом, никто не исключает того, что Носов тоже примет участие в кампании, тогда вырисовывается другой вариант. Это Куйвашев, Носов и опять Бурков, понимаете? Принимает участие Ройзман или нет, я думаю, что он в любом случае будет. Хотел бы он или нет, его фамилию будут использовать, а он будет молчаливо с ними соглашаться. Мне кажется, что этот сценарий наиболее реальный. Сейчас просматриваются два основных реальных кандидата – это Куйвашев и Носов. В этот сценарий я больше верю. А остальные, Бурков и Ройзман, это люди, которые принимают участие именно потому, что им нужно принимать участие, чтобы получать себе определенную «подпитку» от общественности, от элит, ну и вообще просто известность от участия в выборных процессах.
– То есть, это такой своеобразный самопиар, или что?
Анатолий Гагарин: Почему пиар? Это нормальное политическая жизнь, потому что если человек активен и себя преподносит и презентует как человека активного, претендующего на разные посты, он естественно должен принимать участие в разных выборных кампаниях, что и делает Бурков. С другой стороны, это дает определенные плюсы, дает определенные продвижения по службе, имеется в виду в политической карьере, это повышает капитализацию политического лидера. Я думаю, что, безусловно, мимо они не пройдут. Опять же это зависит от того, насколько будет сильна дружба между Куйвашевым и Тунгусовым. Если она будет сильна, то, соответственно, Ройзман не будет принимать участие в выборной кампании. Если она будет определенным образом подвержена сомнению с обеих сторон, то тогда я не исключаю того, что Ройзман примет участие в качестве некого раздражающего фактора. Всерьез в его победу я не верю, а вот в качестве раздражающего фактора – да, безусловно. Он будет нагнетать определенную ситуацию вокруг этих выборов. Соответственно, выборы, как я уже сказал в одном из интервью, будут повышать градус неопределенности. Поэтому должен быть человек, который все-таки более-менее определенен в своих политических пристрастиях, а не меняет их сиюминутно. Я думаю, это будет фигура более определенная в политическом спектре. Судя по всему, это будет Бурков, как мне кажется, потому что он, по крайней мере, выполняет определенные договоренности. Здесь может быть много, как я уже сказал, вариантов, но когда идет борьба за такой пост, конечно, все, кто считают себя активным политическим деятелем, безусловно, сочтут за необходимость поучаствовать в этой выборной кампании, поэтому все эти 4 персоны могут, так или иначе, принимать участие в выборах в самых разных раскладах на разных ролях. Я имею в виду Куйвашев, соответственно, Бурков, Носов и Ройзман. Я не исключаю того, что могут быть и какие-то другие люди, представители той же самой московской диаспоры. Я имею в виду нашей уральской диаспоры в Москве. Здесь список достаточно большой. Посмотрите список депутатов Госдумы. Все они могут принимать участие в выборах, вполне определенно получив соответствующую поддержку от определенной группы лиц как внутренних уральских элит, так и внешних федеральных элит. Поэтому список очень большой.
– Интересно, что местные СМИ основным конкурентом Куйвашева все-таки называют Евгения Ройзмана. Например, сегодня журналисты URA.ru опубликовали материал со ссылкой на свои источники, что в качестве основного конкурента рассматривается именно вариант участия в кампании мэра Екатеринбурга — Евгения Ройзмана. Это тоже какая-то заинтересованность, или почему акцент делается на Евгения Ройзмана?
Анатолий Гагарин: Я объясню почему. Дело в том, что соответствующие СМИ, которые вы назвали, занимают определенную позицию. Эта позиция претендует на независимость и определенную сенсационность, поэтому они берут самораздражающий фактор, я имею в виду Ройзмана, и помещают его в этот вариант. Это не говорит ничего о том, что такого не может быть. Да, это может быть, безусловно. Мне кажется, это всего лишь одна из возможностей, один из вариантов, который рассматривается, может быть, как самый негативный для Куйвашева, потому что здравомыслящий человек прекрасно понимает, что Ройзмана в качестве партнера брать «себе дороже», как говорят в таких случаях в народе. Собственно, он уже показал свою недоговороспособность, неустойчивость в политических взглядах и все остальное, что из этого вытекает. Все это прекрасно знают, поэтому это всего лишь некий раздражающий фактор, как в общественном сознании, так и в сознании упомянутых людей. Раздражающий вариант, который, безусловно, привлекает наибольшее внимание. Что опять же не говорит о том, что это наиболее жизнеспособный вариант.
– Какие прогнозы, или сейчас рано об этом говорить, могут быть на то, что будет после выборов в случае победы того или иного кандидата из всех вышеозвученных людей?
Анатолий Гагарин: Это, в общем-то, далеко вы заглядываете. Давайте мы дойдем до выдвижения кандидатов. Что-то мне подсказывает, что с выдвижением кандидатов будет много еще различных сенсаций, и вообще, дойдем ли мы до этого, дойдем ли мы до того, что эти упомянутые политики вообще выступят на выборах. Я не исключаю никаких самых разных вариантов, поскольку у нас «страна чудес», поэтому, я думаю, могут быть, как говорила Алиса в «Алисе в стране чудес» «Все чудесатее и чудесатее», поэтому ближе к выборам уровень «чудесности» будет возрастать. У нас впереди еще 3 этапа. Первый этап — это до начала выборной кампании, потом — начало выборной кампании, потом — сама выборная кампания, которая будет идти довольно долго, до 2017 года. За это время произойдет столько событий, что думать о том, что будет после выборов, мне кажется, совершенно бесплодное занятие.
– Вы говорите, что можно ожидать каких-либо «чудес», каких, например? Какие варианты могут быть?
Анатолий Гагарин: Вариант, например, что Куйвашев не пойдет на выборы в силу разных причин.
– А есть предпосылки?
Анатолий Гагарин: Об этом давно говорят как один из вариантов, поэтому этот вариант нельзя сбрасывать со счетов. Я не говорю о том, что он реалистичный на 100%, но определенная доля реальности в этом варианте есть. Очень много говорят о том, что может последовать какое-то назначение, и, соответственно, Евгений Владимирович будет назначен на какой-то пост. Соответственно, вопрос о его участии в выборах отпадает. Здесь может быть много разных интересных вариаций.
– То есть, первый вариант, что сам Куйвашев не пойдет на выборы. Дальше продолжаем перечислять возможные «чудеса» и события, которые могут произойти?
Анатолий Гагарин: Сложные чудеса, скажем, если он не идет, то выдвигаются какие-то кандидаты. Кандидаты выдвигаются из числа, например, нынешних депутатов Государственной Думы, начиная с Павла Крашенинникова, например. Есть еще и другие люди, которые работают в Москве. Их достаточно много, представителей Урала. Поэтому все может быть. Может быть назначен какой-то специальный человек, как мы видим в некоторых регионах. Такое тоже возможно. Поэтому спектр возможностей очень большой. Поэтому пока останавливаться на каком-то одном или двух вариантах, я думаю, нет никакого резона. Есть смысл готовиться к самым разным вариантам.
– Есть, может быть, какой-то сценарий, к которому вы склоняетесь больше всего? Или, может быть, у вас в голове есть идеальный сценарий, как, на ваш взгляд, должны бы складываться события?
Анатолий Гагарин: Идеальный вариант – это если губернатор сам идет на выборы. Он, естественно, предусматривает – я скажу обтекаемо – вариант участия в выборах такого политика, который был бы для него наиболее адекватный, и с помощью участия этого кандидата он смог бы победить в первом туре. Вот это идеальный вариант. А дальше они пусть уже сами думают, кто это будет.
Источник: Радио «Соль» [2]