
Об основных тенденциях предвыборной кампании-2016 в регионах УрФО новостному порталу «Новый день» рассказал директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
Вялость текущего электорального цикла политолог связывает с действиями доминирующей партии – «Единой России». В этот раз партия власти проводила открытые праймериз, что «вызвало приостановку деятельности» других политических организаций. Они ждали результатов голосования, высматривали тех кандидатов, которых потом можно будет привлечь к себе. Это проблема кадрового голода: у партий не хватает «раскрученных кандидатов».
В списки от партий можно ставить кого угодно, так как люди в большинстве своем голосуют за бренд. Но половина кандидатов, наоборот, избирается по одномандатным округам, где успех зависит от узнаваемости политика. «В одномандатные округа нужно ставить сильных, обеспеченных ресурсами, известных людям кандидатов», заявил политолог.
Анатолий Гагарин:
«Два важных фактора. Партии ждали, кого можно будет выставить по округам против сильных кандидатов от «Единой России», а это было неизвестно продолжительное время. И они тянули с этим вопросом, полагая, что раскручивать предвыборную кампанию в такой ситуации бессмысленно – не зная, кто по какому округу пойдет».
Еще один важный момент: кандидаты стали более бережливыми, «пьяный угар, который был раньше, закончился». Никто сейчас не будет разбрасывать листовки с вертолетов, как прежние времена.
Однако показателен здесь пример «Справедливой России», которая и до и после начала избирательной кампании выпускала газеты и разносила по домам. Они нашли свою нишу, тему ЖКХ, «оседлали и не хотят никому отдавать».
Из-за экономии впоследствии может пострадать качество агитматериалов. Скорость их появления может быть достойной, отметил Гагарин, но в содержании возможны ошибки, и конкретно – в их идеологической составляющей: «надо понимать, что сейчас креатив должен быть выверенный и нескороспелый».
Анатолий Гагарин:
«У части региональных партотделений произошли разные пертурбации, связанные со сменой составов. Например, свердловская ячейка КПРФ, члены которой дружно перешли в Партию пенсионеров, а Партия пенсионеров столь же дружно наступила на форс-мажор, и поскользнулась на нем на пути в ГД. И все что дальше произошло, это напоминает карточный домик, который начал разваливаться.
Нынешняя кампания, безусловно, идет под знаком Госдумы, и если партия не участвует в выборах по одномандатным округам в ГД, то она выступает как птица с одним крылом. Региональные кампании идут в фарватере федеральной, и если нет крейсера, то все остальное – это просто совокупность плавающих объектов. Большого энтузиазма это у избирателей вызывать не будет».
Из-за этого, по мнению политолога, шансы Партии пенсионеров «сильно покосились». Также организационно-электоральные проблемы в этом предвыборном цикле испытывает ЛДПР, «которая заполнила пустые кадровые графы людьми, которых мало кто знает. Понятно, что они соберут на свой бренд из четырех букв тех избирателей, которые им традиционно симпатизируют, но более этого они вряд ли смогут собрать. Очевидно, что здесь оригинальных проходов не будет».
Анатолий Гагарин:
«Из тех, кто о себе внятно заявил в последнее время на политическом пространстве, можно отметить «Партию роста», которая в Тюменской области начала с громкого выхода из ЛДПР. Я имею в виду Гарри Столярова. И дальше они начали очень активно работать, выступая с заявлениями в СМИ, в «Фейсбуке» и заняли там ключевые позиции.
Сегодня это весьма активная партия: они первыми собрали предвыборные документы в Петербурге. Активно работают по Тюменской области, в которую, как известно, входят ХМАО и ЯНАО. Это как раз та партия, которая соответствует своему названию, новая, перспективная и амбициозная.
И заявления, которые они делают, выстроены в хорошем электоральном ключе. Они быстро реагируют на все события, будь то Олимпиада, платные дороги или ЖКХ. Они берут весь набор социально интересных тем и работают в ритме этих заявлений, инициатив. Так, как должна работать нормальная, живая, боевая партия».
Анатолий Гагарин отметил, что другим партиям есть чему поучиться у «Партии роста», хоть и на федеральном уровне у нее есть некие проблемы с креативом.
По сравнению с работой «Партии роста» деятельность «Родины» или «Патриотов России» меркнет. У них нет сильных заявлений, ничего интересного не происходит.
Еще одной проблемой партий является несогласованность действий федеральных партцентров и региональных отделений. Часть вопросов, по словам Гагарина, федеральное руководство отдает на самостоятельное решение реготделениям, к примеру, ЛДПР в Тюменской области, которые в свою очередь «начинают отрабатывать чьи-то узкие экономические или политические интересы». Это не всегда согласуется с основной линией партии.
Анатолий Гагарин:
«Найти баланс интересов самой федеральной партии и региональных представителей бывает очень непросто. Поэтому федеральной партии надо очень внимательно смотреть, кого они берут в свои ряды на всех уровнях и какой бекграунд несут эти представители. Там, как показывает практика, может быть и уголовное прошлое, какие-то другие вещи, которые, безусловно, отрицательно влияют на рейтинги как кандидата, так и партии в целом. Это те минусы, за которые оппоненты всегда ухватываются и начинают эти темы активно крутить.
В этом смысле показателен пример «Единой России», которая как раз проводит такие, можно сказать, чистки рядов, и сомнительных кандидатов отправляет в самовыдвиженцы или просто вычеркивает их из своих списков. По пути такой электоральной чистоплотности должны идти и другие политические партии».